Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Рыбалка в Михайловском. Приятные мгновения

Рыбалка в Михайловском. Приятные мгновения

6-29-42-1.jpgАлександр Зайцев

Этот участок нашей Чебоксарки мне нравится больше всего. Он самый дальний по Борской стороне, а, значит, и самый рыбный. Звучит банально, но этот фактор действует на меня таким вот глупым образом. 

По этой причине и рыбалок в Михайловском у меня больше, чем в других рыбных населенных пунктах нашей области, расположенных рядом с матушкой Волгой. И не думаю, что Михайловское уступает таким известным местам, как Разнежье, Васильсурск, Каменка, Бармино, Макарий... В подтверждение этого заявления мне хочется поделиться некоторыми приятными воспоминаниями о рыбалках, которые греют душу при очередной поездке в этот красивый уголок нижегородской природы.

Осенний спиннинг

6-29-42-2.jpgНа данный момент времени эта снасть приходит мне на ум в первую очередь. И неспроста, ведь за окном глубокая осень, а это время года - лучшая пора для спиннингиста. И, скорее, не просто лучшая пора, а лучшая трофейная пора. Стаи крупного судака, окуня и щуки (а она в это время тоже способна сбиваться в стаи) проявляют повышенную активность в питании. Сопутствуют этому, на мой взгляд, два основных фактора: природная нужда в предзимнем запасе калорий для организма и время легкой добычи, т.е. когда основная масса мирной рыбы концентрируется в конкретных участках огромной речной акватории. Проще говоря, желание поесть и доступность пищи в предзимье как нельзя лучше сходятся.

Щука. Михайловский свал.

Конец сентября 2011 года.

Традиционный поход редакции в этом году по ряду причин перенесся на нетрадиционное для него время. Сроки недельной рыбалки "съехали" с конца августа на конец сентября - ровно на месяц позднее. И если раньше участники этого коллективного мероприятия при выборе очередного места для покорения водных просторов всегда старались залезть в далекую и неизведанную глушь, то в нынешнем году все единогласно были настроены обосноваться "рядом с домом". Так и выбрали Михайловское, остановившись лагерем на известном многим спиннингистам нашей области Острове "засранцев". 

Автору этих строк вовсе случилось пропустить первые два дня похода и приехать только на третий день, и то ближе к вечеру. На момент моего появления мои коллеги уже успели "отутюжить" массу перспективных мест стоянок хищника и вполне достойно отловиться. В уловах практически не было судака, зато присутствовала щука, самая большая из которых была поймана и впоследствии отпущена Игорем Бокаревым. Весила "зубастая" без малого 6 кг. Также были "двушки", "трешки", на вечерних зорях случалось наткнуться на весьма солидного окуня. Меня такие результаты, несомненно, порадовали, ведь впереди было еще целых три дня рыбалки.

6-29-42-4.jpgПо приезду в лагерь стараюсь как можно быстрее разобрать свой рыбацкий багаж, чтобы поскорее собрать снасть и успеть порыбачить на вечерней зорьке. Все вышло, как было задумано, и мы с моим постоянным спутником Даниилом мчимся на тот участок воды, на котором были пойманы самые крупные хищницы похода. Этим местом оказалась точка на Михайловском свале, а если быть точнее - именно та точка, на которой в прошлом году моим коллегам удалось застать стадо голодного судака. Но об этом чуть ниже.

Солнце спускалось за горизонт, мы, экономя драгоценные минуты времени, быстро встаем на якорь, берем в руки спиннинги и приступаем к ловле. Все происходит в спешке. Глубина под лодкой 11 метров, ближе к берегу - 2­2,5 метра. Стоя над ямой, мы принялись простукивать дно свала 20­граммовыми джиг­головками по классической джиговой схеме -  с мели на глубину. Правда, толком в тот вечер простучать дно так и не удалось, поскольку уже на втором забросе на мой крючок с лимонным виброхвостом Fox Swimmer села хорошая щука. Плетенка толщиною 0,8 РЕ вынудила меня отказаться от форсирования событий, предоставляя свободу сидящей на другом конце лески рыбе, что изрядно заставило меня понервничать. Хищница сопротивлялась очень достойно, но все свершилось - в лодке оказалась щука на 6,3 кг. Начало получилось ударным...

6-29-42-5.jpgВообще, Михайловский свал - это естественный, резкий (местами почти отвесный) перепад глубин, который начинается несколько ниже от Михайловской дамбы и тянется на несколько километров вниз по течению. Начало этого свала проходит вдоль коренного берега, середина и конец - вдоль островов и проток. Максимальные глубины у подножья свала нам удалось зафиксировать на отметке 14 метров. Но говорят, есть и больше.

На следующий день фортуна от меня отвернулась напрочь: поймали все, кроме меня. Михаилу Князеву удалось поднять щуку на 5,3 кг, другим членам коллектива повезло чуть меньше. Но желание "поймать крупняка" присутствовало у всех. 

На третий день солнечная и теплая для данного времени года погода испортилась: с севера пришел холодный фронт дождей с сильным ветром. Настроение у всех здорово упало, но именно в этот момент, когда я уже было перестал верить в успех, у меня села хищница номер два. Поклевка случилась на выбросе приманки при невероятно сильной качке нашей лодки и дующем в лицо ветре с дождем. На этот раз борьба вышла немного короче, но результат почти схож с предыдущим - 5,8 кг. Вот так и вешай нос после этого!

Приятно отметить, что неблагоприятные катаклизмы природы отлично выдержало наше новое походно­кемпинговое оборудование - 5-­местная палатка и шатер фирмы Maverick. Во время пребывания на воде, при очередном порыве ветра, мы нервно переживали за целостность нашего дома под открытым небом. Но, как оказалось, переживания были напрасными - сооружения наши испытания прошли достойно, без единого намека на слабость конструкций данных изделий.  

В день отъезда я оказался снова "в пролете". Михаил и Даниил подняли двух хищниц на 3,5 и 4,8 кг, другие коллеги отловились немного похуже. Мои старанья, увы, награды так и не принесли. Но, с другой стороны, результатом выезда остался весьма доволен.

Рыболовные итоги похода оказались неоднозначными. С одной стороны, попадались и вполне приличные экземпляры, но с другой - рыба была не в количестве. Судака так и не нашли, хоть и объездили немало: были в Хмелевке, в Луковой протоке... Да и щука клевала почти с одного и того же места. В знаменитых Сапинских протоках кормящуюся хищницу обнаружить так и не удалось, "полоскание" приповерхностных приманок не дало даже потычки. Из джиговых приманок выделялась "съедобная" резина Garry Angler размером 8­10 см.

Судак. Михайловский свал.

Конец октября 2010 года.

К сожалению, мне тогда не удалось попасть на этот редакционный выезд журнала. И очень зря, поскольку моим коллегам случилось застать такую рыбалку, исход которой в Дельте Волги, возможно, и был бы заурядным, но в наших краях оказался из ряда вон выходящим. Поэтому не рассказать об этом я не могу.

6-29-42-7.jpgГруппа из 5 спиннингистов, включая некоторых авторов этого издания, на пару дней отправилась на рыболовную базу "Васильсурская слобода". Основной целью, конечно же, была джиговая ловля, но некоторые из коллег одновременно были настроены половить и на крупные воблеры. Коллектив разделился на 3 судна с моторами и "разбрелся" по водной акватории Чебоксарского водохранилища. Хотя, вернее будет сказать, поднялся вверх по реке до условной "михайловской акватории". Первый день ловли практически для всех закончился успешно. Одни неплохо половили щуку и окуня в Сапинских протоках на воблеры, другие достойно "попали" джигом по бровочной щуке и судаку Михайловского свала. Ничего особо выдающегося в уловах моих коллег в первый день для этого времени года не было, но рыбалка в целом удалась.

Ситуация во второй день шла по схожему сценарию, пока одна из трех лодок не наткнулась на "это". В рыболовном обиходе, "это" принято называть "партсобранием", "раздачей", "аквариумом"... В одной из точек Михайловского свала Дмитрий с Даниилом встали на огромную стаю леща и густеры. Точка была известна им уже давно, но для подтверждения экипаж прощупал акваторию эхолотом. 

С десяти забросов было поймано штук семь судаков до 2 кг весом, и встал вопрос: а что, собственно, делать с рыбой? Ведь отпускать судака, поднятого с глубины 14 метров, не имеет никакого смысла - плавательные пузыри некоторых просто торчали из пасти. Дмитрий и Даниил поступили гуманно: решили поймать еще по одному "клыкастому" и позвонили Михаилу, пригласив его на "раздачу". 6-29-42-8.jpg

Сами уехали вниз по течению - ловить щуку на крупные воблеры. Поймали по несколько экземпляров до 4,5 кг да впридачу несколько окуней до килограмма. Но главные трофеи в тот день достались Михаилу. Как только он встал на судачью точку, поймал судака на 4 килограмма. А затем и еще одного - на 5,5 кг! Буквально через полчаса рыбалка для него закончилась - опять же по этическим соображениям.

Зимняя рыбалка

Михайловских рыбалок со льда в моей практике случалось гораздо больше, чем по открытой воде. Именно зимой мне и случилось познакомиться с этой глубинкой Чебоксарского водохранилища. Вспомнить есть что.

Густера. Михайловская протока. 

Начало февраля 2007 года. 6-29-42-9.jpg

Так, в начале зимы 2007 года я, в числе моих тогдашних постоянных партнеров по рыбалке, впервые оказался на льду Михайловских проток и заливов. Автомобильный путь до места выхода "на воду" у нас был и есть всегда один. 

Въехав в село Михайловское, следует двигаться в сторону Михайловской дамбы, мимо тепловой электростанции. Поднявшись на дамбу, нужно повернуть налево и двигаться по дороге, которая уходит в лес (ориентир - Михайловское кладбище). Примерно через 7 км езды по лесу дорога приведет к закоряженному заливу, на берегу которого есть удобная стоянка для машин. Этот залив мы впоследствии стали называть "Пеньками" - о нем я расскажу немного ниже.

Лесная дорога от Михайловского кладбища до места стоянки - тяжелый путь даже для "Уазиков" и "Нив". В снежные зимы (особенно ближе к марту), добраться до места рыбалки возможно разве что на "Зиле", "Шишиге" или тракторе. Весной, когда дорога начинает постепенно подтаивать, в низинах появляется массаглубоких луж, при проезде которых появляется большой риск заливания водой двигателя машины. Но даже на ровных участках дороги достаточно долго сохраняются глубокие ледяные колеи. Единственный плюс - грунт практически на всем лесном пути состоит из песка. При безнадежном "застревании" среди леса выход есть один - в деревне имеются трактора, но чтобы его "вызвать" и попросить "дернуть", придется отдать порядка 1000 рублей. Дешевле местные владельцы этой техники ехать не берутся. Без лопаты, домкрата, топора (пилы) и ручной лебедки пробираться по этой дороге с середины зимы не рекомендуется.

При выходе из непроточного залива с пеньками вы попадаете на длинную и узкую (50-­80 метров) протоку, которая тянется от коренного течения Михайловского свала и уходит в глубину цепи Михайловских проток и заливов. В протоке присутствует течение, сила которого в ее разных участках разная. Вдоль островных берегов течение слабое, а местами вовсе отсутствует. Ближе к руслу почти везде наблюдается умеренный тек,6-29-42-10.jpg на котором работают мормышки и балансиры весом в 5­8 граммов. Глубина протоки от 0,5 до 2,5 метров в прибрежной полосе и до 5­6 метров в ее русловой части. С приходом весеннего тепла протока быстро начинает "дышать": на льду появляются промоины, на что рыболовам стоит обратить особое внимание. Так, одному знакомому мне рыболову в середине марта случилось открыть "купальный сезон": возвращаясь к машине, он провалился под ледпрямо на тропе, которая, казалось бы, не предвещала такой ситуации. К счастью, все обошлось легким испугом. Будьте внимательны!

Но вернемся к рыбалке. Февраль 2007 года выдался теплым. Средняя температура воздуха редко понижалась до 10 градусов мороза, часто случались оттепели с осадками в виде дождя. Отличное время для жерличников и охотников за различной белью наших водоемов. Вот и мы решили воспользоваться таким подарком природы и отправились в поисках плотвы на Михайловскую акваторию. 

На рыбалку приехали на два дня, с ночевкой в самой деревне. Первый день по устоявшейся традиции решили посвятить поиску активной рыбы. Разделили свой коллектив из шестерых человек на две группы и отправились кто куда. Наша группа отправилась в ту самую протоку, о которой я рассказывал выше. При входе в протоку из "Пеньков" повернули направо, решив немного подняться по ее руслу. Пройдя около километра, забурились в прибрежную полосу и на мормышки с мотылем принялись потягивать некрупную густерку.

6-29-42-11.jpgНаша "тройка" начала постепенно разбуриваться, и впоследствии выяснилось, что ближе к основному течению русла густера стоит явно крупнее той, что под берегом. Перевязываем легкие мормышки на тяжелые 2­3 граммовые "капли" и встаем на "раздачу" ровной густеры весом +/- 200 граммов. Упитанная рыба размером чуть больше ладони клевала на каждой проводке у всех троих. Из взятых нами наживок червь оказался вне конкуренции, поскольку на один его кусочек удавалось поймать до 5 прожорливых густерин. Реже, вперемешку с этой рыбой, попадались окунь и плотва. 

Через некоторое время нам удалось поднять стаю рыбы практически под лед, что, несомненно, ускорило процесс "поймал­забросил". На какое­то время мы даже забыли о своих напарниках, которых по­компаньонски мы должны были осведомить о нашей удаче. Вспомнили, позвонили, те пришли и тоже начали ловить. Клев продолжался почти до самых сумерек. Погода на протяжении дня стояла пасмурная, теплая, временами шел дождь.

На следующее утро стало заметно холодать, а рыбы и след простыл. Нет, конечно, кое­что поймали, но все это было далеко не то, что было днем ранее.

Окунь. Михайловская протока.

Середина марта 2008 года.

Воодушевленные удачей по густере, мы стали частенько наведываться в ту точку Михайловской протоки, где "когда­то" попали на хороший клев этой рыбы. Но такого клева больше не было, густера попадалась, но в небольшом количестве. 

Год спустя, в середине марта, морозным и солнечным днем, мы вновь "по старой памяти" отправились на то же самое место. Решили его быстро проверить, и если ничего не будет - отправиться дальше. К великому удивлению, обнаружили в этом месте огромную массу мелкой густеры, которая клевала "как из пулемета". Размер рыбы был далек от "съедобного" - 30­40 граммов. Поиски более крупной густеры закончились тем, что один из нас наткнулся на крупного окуня, который стоял под самым берегом, на глубине в половину метра. Видимо, крупный полосатый выступал для густеры в роли "пастуха", который караулил и зажимал зазевавшихся рыбешек под прибрежным мелководьем.

6-29-42-12.jpgРазбурив небольшой пятачок мелководья, мы начали время от времени вылавливать толстых горбачей на безнасадочные мормышки и блесны. Второй вид приманки работал гораздо хуже, в фаворе оказалась легкая безмотылка типа "нимфа". К вечеру каждый из нас оказался с хорошим уловом мерного окуня, отдельные экземпляры которого превышали полукилограммовую отметку.

Сорога. Михайловские "Пеньки". 

Начало апреля 2008, 2009 годов.

"Пеньки" - это как раз тот самый залив, около которого происходит конечная стоянка вашего транспорта. Дальше лесная дорога (если она, конечно, есть) ведет в Сапинские протоки. Залив этот, как я уже говорил, закрытый. В течение всей зимы, кроме последнего льда, здесь "глухозимье". Содержание кислорода в воде все это время тут низкое, а всему вина - масса коряг на дне этого мелководного залива. Кстати, про глубины: глубже 1,5 метров здесь нет. А в среднем - 0,7­1 метр. Общая площадь этого прилегающего к коренному берегу залива небольшая - порядка 600 метров в длину и 150­-200 метров в ширину. Залив отличается большим количеством торчащих из-­подо льда пней, которые натыканы по всей его площади.

Весной, когда начинают вскрываться протоки, залив постепенно оживает. Уровень воды понемногу прибывает, что повышает скорость течения в "продуваемых" протоках, которые, в свою очередь, начинают загонять свежую воду в заглохшие "Пеньки". 6-29-42-13.jpg

Узнать, что здесь по весне клюет сорога, у нас получилось случайно. В 2008 году морозным апрельским деньком мы приехали на стандартную стоянку возле "Пеньков", а льда, кроме как в этом заливе, больше нигде и не оказалось. Удивило количество людей, которые, сливаясь с силуэтами пеньков, сидели на потемневшем льду, не внушавшем на первый взгляд никакого доверия. Но, осторожно перейдя береговую закраину воды по сваленным деревьям, мы смогли в этом разубедиться. Лед был еще прочен. Народ шнырял от лунки к лунке и ничего не ловил. Забурились и мы.

На маленькие мормышки­дробинки с подсадкой мотыля изредка попадалась некрупная плотва. Время шло к обеду, в теплой зимней одежде становилось жарко, все начали снимать куртки и даже свитеры. И как только произошел резкий подъем температуры воздуха, у всех сидящих рыболовов, как по команде, начала ловиться сорога. Народ нервно замахал руками. Рыба брала всякая. Ее средний размер колебался в пределах 100­300 граммов, но ближе к 4 часам вечера начались периодические обрывы лески. Сразу стало ясно, что подошла стая чего­-то более крупного. Замена удочки на более мощную стала периодически приносить настоящих волжских сорожин весом более полкило! Рыба клевала преимущественно на спуск мормышки, а не на ее подъем. В тот апрельский день я оборвал 8 мормышек на 0,12 леске.

Весной 2009 года картина с "ходом" сороги повторилась примерно в это же время апреля, только сигналом к рыбьему жору в этот раз послужил начавшийся мелкий дождь.

Однажды, где­-то в середине зимы, я решил пробурить лунку и попробовать порыбачить в "Пеньках". Как и следовало ожидать, затея эта была напрасная. После пробуривания лунки я вмиг почувствовал запах затхлой воды. Вместе с водой на льду оказались различные водные насекомые: бокоплавы, пиявки, жучки. Наверное, ради этой живности весной и заходит в "Пеньки" хорошая рыба.