Главная > Статьи > Рыбалка в Казахстане

Рыбалка в Казахстане

Геннадий Побожий, г. Байконур

На днях ко мне зашел мой родной брат Володя. За окнами квартиры стоит невыносимая жара, зашкаливающая за сорок градусов. В квартире работает кондиционер, нагнетающий прохладу. На столе стоят бутылки с пивом, только что из холодильника. Бутылки запотели и покрылись холодным конденсатом.

На-удочку

Володя вспомнил, как мы в прошлом году ездили на казалинские каналы и ловили сазана. Он был некрупный, до килограмма, но удовольствие получили отменное.

- Если хочешь, можем съездить, - предложил я ему, - сазана, наверно, не будет, очень жарко еще, но думаю, без рыбы мы не вернемся.

- А что, поехали.

Через день, с утра, мы уже ехали в сторону г. Казалинска. Путь недолгий, каких-то 150 км, по меркам бескрайней степи, это практически рядом, тем более что ехать-то по асфальту. Дороги в Казахстане не ахти. Хотя, путешествуя по России, видел и хуже.

Дорога однообразная. Днем, сколько хватает взгляда, простирается выжженная безжалостным, раскаленным солнцем серая степь. Весной и в начале лета, пока солнце посылает свои мягкие, ласковые лучи на землю, она расцветает разноцветьем трав и цветов. Повсюду снуют суслики, тушканчики и другие жители степи. Но вскоре солнце включает свою тепловую энергию на всю катушку, цветы и травы высыхают, и степная  жизнь уходит в глубокое ночное подполье. Днем в степи можно увидеть только небольших варанчиков, которым до жары нет ни какого дела.

Мы же едем ранним утром. Еще не рассвело, впереди виден только кусок дороги, выхваченный пятном света фар.

Рассвело, когда мы приехали на место. Проезжая по трассе, мы пересекли несколько каналов. Все они полноводные. Еще не сбрасывают воду. Последний, куда приехали, не исключение. Есть у нас местная поговорка: "Воды много - рыбы мало".

Канал один из старых, первых прокопанных в этой степи. Берега успели зарасти тростником. Кое-где стоят небольшие тростниковые острова. Глубина 1,5-3 м.

Остановились мы в месте, где узкий канал впадает в большой, широкий канал. Чтобы не распыляться на рыбалке, взял только удочки и пару старых спиннингов под донки. Ни спиннинга, ни приманок к нему брать не стал и в дальнейшем слегка пожалел. Но об этом впереди.

Закидушка

А пока солнце уже висело над горизонтом, когда я забросил первую удочку. Не успел поплавок приводниться, как тут же нырнул под воду. Я потянул удилище на себя, и что-то забилось на другом конце лески. Крупная, золотистая, с ярко-красными плавниками красноперка первой отправилась в садок. Второй заброс - ситуация повторяется, только теперь на насадку позарилась серебристая плотва.

Пока на крючок насаживаю консервированную кукурузу. Клев активный. Ловится только плотва и красноперка. Сазана нет, но не только сазана, но и другой рыбы. Хотя степные каналы очень богаты различной рыбой.

Через полчаса клев начал стихать. Видимо, мы попали на окончание утренней рыбной кормежки.

Я ловлю на удочку с леской 0,2 и поводком 0,16 мм, и 2-граммовым поплавком. У брата на удочке стоит леска 0,3 мм, без поводка, с 8-граммовым поплавком. Ведь он рассчитывал на сазана. Результаты утреннего клева совершенно разные. У меня пара десятков рыбешек плавают в садке, у него же - несколько штук.

Что ни говорите, но даже наша, не избалованная вниманием рыболовов, рыба чувствует, а может быть, видит грубую снасть и, видимо, только самая голодная кидается на насадку, остальная обходит ее стороной.

Клев стих, но не совсем, поэтому достаю такую же грубую оснастку и ставлю на другое удилище. Все же очень хочется поймать сазана.

Вода в канале чистая, прозрачная, что редко бывает. Обычно каналы стоят с мутной водой, в которой не только рыбы, даже травы не видно. Здесь же, наоборот, все как на ладони. Вижу, как проплывают мимо крупные сазаны и белые амуры, насадкой не интересуются, больше скажу, до нее у них нет ни какого интереса.

Разрезаю 150-граммовую плотвичку на три куска. Хвостовую и центральную часть насаживаю на крупные крючки спиннингов и забрасываю их в воду. Это змееголову. Он в канале есть, выдает себя характерными вздохами, когда засасывает атмосферный воздух.

В появившееся свободное время замешиваю в ведре прикормку. Хлеб, овсяные и геркулесовые хлопья, немного гороховой муки.

Уже с полчаса, как рыба ни разу не поинтересовалась насадкой. Хотя кукурузу сменил на тесто с ванилью, даже попробовал ловить на кузнечика и стрекозу. На вторую, "грубую" удочку, поставил корочку черного хлеба.

Володя на крючок своей удочки насадил небольшой кусочек рыбного филе и вскоре выловил первого небольшого, 300-граммового, змееголовика. За ним - второго, третьего. Этим толстая леска не помеха. Поставь еще толще, клевать будут.

Наконец прикормка разбухла. Для балласта смешиваю её с чистым песком, которого в округе несчетное количество тонн. Делаю обильный закорм. Уже буквально через 10 минут появилась рыба, и поплавок удочки задрожал мелкой дрожью и медленно утонул. Я подсек и вытащил на берег первого карася. Это был не самый крупный карась, не более 250 граммов.

Вперемешку с карасем возобновили клев плотвы и красноперки. К этому времени выло видно, как над пятном прикормки стала кружить стая рыбы. Только сазаны, не останавливаясь, проплывали мимо. Нет, не пришло еще их время. Придется немного подождать. Вот похолодает, сазан начнет готовиться к зиме, нагуливать жирок. Тогда и начнется у него жор.

Ближе к обеду, когда солнце нещадно обжигало все тело, сработал один из спиннингов. Вначале дзынкнул колокольчик и вскоре залился своим звоном. Потяжки рыбы были такой силы, что затрещал тормоз "Невской" катушки. Подбежав, я резко подсек удилищем. Рыба упиралась как могла, но силы были не равны. Вскоре она всплыла к поверхности воды, и я увидел, что это змееголов.

Караси

От берега до открытой воды стояла стена метрового тростника. Змееголов уткнулся своей тупой мордой в растения. Я пытался протянуть его сквозь жесткую траву, но то ли леска на поводке не выдержала, то ли змееголов своими зубами перетер ее, но вскоре я достал только грузило с куском лески.

Меняю поводок, насаживаю очередной кусок "резки" и забрасываю обратно. Не прошло и 20 минут, как ситуация повторилась один в один. Змееголов ушел, я же остался с порванной снастью.

Я сходил к машине за сачком, положил его рядом со спиннингами, с ног снял туфли и, когда случилась поклевка, я после подсечки, так же, как и в прошлые разы, подвел его к тростнику. Одной рукой стараясь удержать рыбину у травы, захожу по колено в воду, а другой пытаюсь сачком подхватить змееголова. Именно в этот момент, хищник открывает пасть, и крючок с куском рыбы вылетает наружу. Это третья потеря. Такого у меня давно уже не было.

Подошел Володя, он ловил на малом канале, я же стоял на слиянии обоих. Успехи у него не очень: попалась одна, граммов на 350, чехонь, да несколько красноперок. Я предлагаю ему перебраться ко мне. Места обоим хватит. Тем более что каждый ловит на одну удочку. Но прежде чем продолжить рыбалку, решаем пообедать.

На импровизированном столе появились свежие огурцы, помидоры, болгарский сладкий перец, зеленый лук и поджаренное сало. Вот и весь неприхотливый рыбацкий обед.

Поев, искупались. На небе ни облачка. День выдался безветренным, жарким. Не спасла даже широкополая шляпа.

После обеда, закормив остатками прикормки, мы продолжили ловлю. Даже в такую жару карась не отказывался от еды. Но клевал в основном на тесто, на втором месте оказался "бутерброд" - тесто с кукурузой или катышками черного хлеба, а вот на кукурузу поклевки были очень редкими.

Еще во время обеда зазвенел колокольчик на втором спиннинге. Попавшегося змееголова Володя подхватил сачком у тростника. Хотя этот хищник оказался не таким крупным, как предыдущие. Но ведь всегда все, что срывается, кажется крупнее пойманного.

В общем, к завершению нашей рыбалки в садке вместе с другой рыбой находились два змееголова.

Под вечер в нескольких местах на поверхности канала "закипела" рыбья молодь. Раздавались специфические шлепки - это на охоту вышел жерех. Именно тогда я пожалел, что не взял спиннинг. Точнее, спиннинг-то был, а вот с приманками полнейший "напряг". Как говорится, "видит око, да зуб неймет".

За весь день ни один сазан так и не соизволил потрепать нам нервы. Хотя несколько мелких сазанят все же попалось на крючок.

К семи часам вечера рыбалку решили закончить. Хотя рыба клевала, боюсь, что на вечерней зорьке клев улучшился бы. Но рыбы в садке было много, а ехать предстояло два часа.

Перед отъездом делаю несколько последних снимков и предлагаю брату положить рыбу, чтобы снять улов крупным планом. Не успел он опустить рыбу на берег, как наши змееголовы молниеносно выползли из садка и за считанные мгновения оказались в воде. Володя бросился на одного, но разве удержишь скользкую рыбу в ее стихии?

Вот так бесславно мы лишились крупной рыбы. Долго, подкалывая друг друга, мы смеялись над собой и своей беспечностью.

Домой вернулись, когда густые сумерки нависли над городом. Высыпав рыбу в ванну, увидел, как карась оживает в воде и начинает плавать. До чего же выносливая рыба. Два часа дороги в такую жару, а она живая.

Рыбалка круглый год № 17(127), 2007 г.