Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Рыбалка в Австралии. Большой Барьерный Риф

Рыбалка в Австралии. Большой Барьерный Риф

118-1.jpgТатьяна и Сергей Соколовы

Все мы крепки задним умом. Восемь лет мы - Татьяна и Сергей Соколовы -бороздили просторы Тихого океана. Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Новая Зеландия, Коста-Рика, Цейлон... Везде рыбачили. Ошибались, глупили, не понимали очевидного. Океан испытывал нас на прочность. По частичкам мы собирали мозаику драгоценного опыта наших удач и побед! От берегового серфа в девственной Новой Зеландии до истинной королевы морской кастинговой рыбалки - GT или Gold Spotted Trevally. Парусник, махи-махи, макрель, ваху, тунец, спэппер - также достойнейшие члены эксклюзивного клуба... Сколько потрачено сил, времени, средств, чтобы разобраться в интригах этих коварных монстров. Жара, штормы, тропические ливни преграждали нам путь. Но мы сделали это. И сегодня, уважаемый читатель, мы приглашаем тебя в таинственный и роскошный мир золотой спортивной рыбалки. Итак, в путь.

Неспешно мы возвращались по берегу океана к нашему лоджу. В голове калейдоскопом крутились события сегодняшней рыбалки. День получился удачный. Настроение отличное. До лоджа оставалось метров тридцать. Мечты о бокале холодного белого вина улыбками расплывались на наших лицах. Отсутствующий взгляд скользил по лениво набегающему прибою. Вот чайки суетятся над прибрежной волной. Стоп! Блаженное настроение - это хорошо, но в голове назойливо застучала мысль: а что они, эти чайки, делают? Да они же малька бьют! Значит, "ресторан" открыт, и "холодные закуски" уже поданы! Надо поближе познакомиться с посетителями... Сейчас сделаем пару­-тройку забросов и разберемся, кто у нас тут в гостях.

118-2.jpgХватило и одного заброса. Рыбина взяла жадно и уверенно, мгновенно понеслась в мангровые заросли. Спиннинг чуть не вылетел из рук Сергея. Что это было? Откуда здесь серьезная рыба? На пляже отеля? Дети плещутся в прибое... До линий лоджей одна минута ползущим шагом. Фантастика какая­-то!

Меж тем фрикцион затих, леска печально провисла, а мы так ничего и не поняли. Лениво крутилась катушка, только вот поппера не было видно... Леска легонько напряглась. Зацеп за водоросли? Рывок. "Зацеп" взвился над заливом. Вторая свеча... третья... Каскад прыжков завораживал. Серебро извивалось в розовых лучах заката. Великолепное зрелище!

Спиннинг еле успевал кланяться каждому броску рыбы и тут же, мгновенно амортизируя, напрягался каждой карбоновой ниточкой. Давай Super Strike - держись! Леска, как струна. Нельзя дать слабину. Через несколько минут рыба, переливаясь серебряными боками, билась в руках Сергея. Как зовут тебя, красавица? Похожа на австралийского басса и цейлонскую моде­фиш. Хотя рыбы острова Цейлон вряд ли обитают в водах Тихого океана. Значит, австралийский басс. На том и порешили. Очень хотелось измерить добычу. Рулетки, естественно, не было, пришлось мерить воблерами; получилось где­то около восьмидесяти сантиметров. Достойное завершение дня.

Оставив снасти у лоджа, мы с рыбой гордо выдвинулись к ресторану. Удивлению шефа ресторана, Дэвида, не было предела: оказалось, что мы поймали знаменитую баррамунди!

После ужина, сидя в креслах около лоджа, потягивая вино, прислушиваясь к шепоту океана, обсуждали произошедшее и строили планы на будущее. Да, недаром мы забрались на другой конец света. А забрались мы в Австралию, на остров Данек, один из сотен островов Большого Барьерного Рифа. 
118-3.jpg  
Большой Барьерный Риф - это одно из чудес света. Две тысячи триста километров Большого Барьерного Рифа тянутся вдоль северо­-восточного побережья Австралии от Бандаберга, мимо мыса Йорк, аж до самой Папуа- Новой Гвинеи. Две тысячи девятьсот коралловых рифов, более шестисот атоллов и вулканических островов - самый роскошный в мире банкетный зал для хищника. Общая площадь рифа 345 000 кв. км. Более 1500 видов рыб обитают в водах рифа, около 8000 моллюсков, 30 видов млекопитающих (китов и дельфинов), 22 вида морских птиц бороздят просторы над рифом.  

Большой Барьерный Риф представляет собой поистине захватывающее зрелище. Когда вы подходите на корабле к какому-­нибудь коралловому рифу, сначала видите ярко-­изумрудную полоску на горизонте. По мере приближения риф поразит вас переливом красок. Это кораллы. Триста шестьдесят видов твердых и мягких кораллов создают неповторимую цветовую гамму. А рыбы? Непуганые, они в огромном количестве степенно плавают, снуют, рыскают. Полутораметровые рыбы-­прилипалы движутся тенью, стараясь держаться поглубже. Самые крупные экземпляры рыб прячутся в расщелинах или под прикрытием трехметрового кораллового дерева "уши слона". Любопытные серые рифовые акулы норовят подойти поближе...

118-4.jpgРыбалка непосредственно на коралловых рифах категорически запрещена. Стоянки кораблей, яхт разрешены только в строго определенных местах. Судно ставят на "растяжку" между буями, которые мощными якорями прикреплены к мертвым кораллам. И таких мест немного. 90% островов и коралловых рифов запрещены для посещения. Большой Барьерный Риф - это национальный морской парк Австралии. Нарушение запретов строго карается огромными штрафами и конфискацией судна.

Расстояния между коралловыми рифами или островами могут быть совсем близкими и очень большими - до десятков километров. Здесь на "свободной" воде разрешены донная и троллинговая рыбалка. Донная рыбалка осложнена значительными глубинами. Да и сам по себе процесс вертикального твичинга пилькерами по 200-300 граммов, с глубины до 50 метров - занятие не для хлюпиков. Но зато какая награда! Обычно трофейные экземпляры до 80 килограммов и более берутся именно со дна. Как вам снэппер поросячьего веса, килограммов, так, в сорок пять?!

Ленивые товарищи предпочитают троллинг. Все рыболовные катера и яхты Австралии оборудованы мощными троллинговыми удилищами, мультипликаторными катушками, толстенной леской, большими приманками, причем все это - высокого класса. За восемь лет мы с Сергеем побывали во многих морских передрягах, и скажу с уверенностью - океан не терпит пьянства на борту, расхлябанного поведения, дешевого выпендрежа. Наказание будет очень суровым. И все снасти, до самой последней мелочи, должны быть надежны и профессиональны.

118-5.jpg
Рыболовные снасти (кроме глубоководного троллинга) мы всегда привозим с собой. В Австралию мы взяли комплект для серфовой рыбалки: серфовое пятиметровое удилище Mammoth Ocean до 300 граммов от австрийской фирмы Byron, катушку Akita Surf 10 000, множество грузов с карабинами, поводки от 20 см до метра, мощные крючки... При грамотном забросе дальность полета оснастки 150-200 метров. Шнур "с песней" слетает с широкой шпули мощной катушки. Вываживание крупной рыбы не составляет для такой снасти никаких проблем. Лишь бы хватило сил у самого рыболова.

На песчаной косе нет рифов, поэтому можно не опасаться зацепов. Если попадется случайный камень, мощным шнуром можно разогнуть крючок, а вот грузы, поводки, вертлюги, скорее всего, будут безвозвратно утеряны. После завтрака, закупив пакет с сардинами, мы двинулись на песчаную косу.

Океан, как домашний котенок, трется о наши ноги. Красота! Полный комфорт!

Серфовая снасть - снасть немудреная. Шнур, тройной вертлюг, поводок с грузом, поводок и крюк с наживкой. Замороженная сардина посажена на крюк. Эффективнее, когда жало крюка торчит из брюха приманки. А если брюхо чуть­чуть расковырять, то запах внутренностей быстро приманит хищника. Небольшая хитрость - надо обвязать приманку и крюк нитью. Если нет эластичной нити, сойдет и простая. Цвет лучше белый или светло­зеленый. Мелкая рыба непременно будет покушаться на приманку. При таком дальнем забросе и постоянной волне поклевки мелкой рыбы можно и не заметить. Если приманка не привязана, то через несколько минут крючок будет гол. Когда приманка привязана, то короткие и резкие поклевки мелочи будут чувствоваться, и тогда надо будет сменить место для приманки. Такой хитрости нас научили буры в Южной Африке. Но об Африке будет другая история. Кстати, под "мелочью" мы понимаем рыбу до полутора килограммов. Такую океанскую рыбу австралийцы не признают. И еще. По австралийским правилам одному рыбаку разрешено рыбачить только на одно удилище и одну приманку. Лицензия не нужна.  

118-6.jpgПосле небольшой практики мы научились чувствовать, какая рыба клюет. Если поклевки частые и торопливые, - это "мелочь". После активной атаки "мелочи" приманку лучше проверить, может, ее надо обновить. Крупная рыба берет иначе. Может мгновенно с размаху заглотить приманку. Так ведут себя тунец и дорадо. Может легонько и протяжно ткнуться раз, два, и только потом последует сильный удар. Так ведут себя снэпперы, акулы. Надо уже подсекать? Ни в коем случае! Надо набраться терпения и ждать...

Итак, заброс сделан. Серфовое удилище можно поставить в высокий пластиковый "стакан", врытый в песок, но это для ленивых. Я стояла, опираясь на серф, как "стрелец" на копье. Мы так и называли эту позу - "поза стрельца". Ждем. Сергей неспешно прочесывал полосу прибоя легким смитовским спиннингом Super Strike до 28 граммов. В дальние незнакомые поездки (а в Австралии мы были впервые) мы всегда берем с собой только очень надежные снасти. Для нас это троутовые спиннинги от японской фирмы SMITH. Катушка - SHIMANO в размере 4000. Сергей ловит на шнур, я на леску 0,29-0,33 от Byron с поводками 10-15 см.

Сергей уже поднимал воблер из воды, когда длинная узкая тень рванулась к воблеру, но поклевки не последовало. Процесс пошел веселее. Еще заброс. Есть! Рыба сразу затанцевала на поверхности воды. Пара минут, и мы с удивлением смотрели на тонкое, около метра, серо­-зеленое создание. Гладкая элегантная чешуя переливалась на солнце. А нос! Двадцатисантиметровый нос, он же пасть, крепко вцепился в воблер, стараясь проглотить его. Зубы, как иголки, мелкие и частые. Извечный вопрос: ты кто? Времени на дальнейшее изучение не было. В считанные секунды сфотографировали и - гуляй дальше, "Длинноносик"!

118-7.jpg
Между тем оставленный без присмотра серф угрожающе согнулся в дугу. Я бросилась за камерой, а Сергей - к удилищу. Борьба началась. Рыба то стремительно бросалась к берегу, то обратно в океан. Сильная и очень юркая рыба, но, судя по всему, некрупная. То, что это не тунец, - это точно. Тунец еще стремительнее и сразу же прыгает на поверхности, а эта и носа не показала... Фрикцион заливался и умолкал. Только бы не сошла! Яростные метания закончились минут через десять. Хищник устал. Волна мягко вынесла к нашим ногам ставриду... а может, и не ставриду, кто ее знает? Скажем так: рыбу, похожую на ставриду. Пасть обмотана поводками, в зубах хвост от живца вместе с грузиками. На спине и на боках острые, как терки, хрящи. Хорошо, что не срезала шнур. Эту красотку мы уже не отпустим. Традиционное измерение воблерами - 85 см! А гоняла нас, как заправская акула! Будет нам закуска к бокалу вина...

Поводки пришли в негодность, у грузиков откушены карабины. Все менять. К следующему забросу мы отнеслись более ответственно. Спиннинг мы отложили в сторону, камеру и фотоаппарат я повесила на шею. Сергей, опираясь на серф, застыл в "позе стрельца". Мягкий, ленивый толчок по приманке отозвался в удилище. "Рыба!" - прошептал Сергей. Мы напряглись. Второй толчок закончился резким и сильным рывком. Забыв про все советы, Сергей сразу подсек рыбу. И тут началось! Фрикцион заливался на все лады. Почему­-то сразу подумалось - акула! Бросаясь то вправо, то влево, рыба вымотала практически весь 150­метровый шнур. Сергей едва успел затянуть фрикцион. Будь что будет. Пауза, еще одна. Шнур провис. Сергей с бешеной скоростью наматывал шнур на шпулю. И опять зазвучала песнь фрикциона. Как раненый зверь, рыба металась по акватории. Борьба шла тяжело. Только бы не срезала снасть, а мы уж выстоим! В который раз до берега оставалось с десяток метров. Рыба опять уходит. Минут через пятнадцать перевес наметился в сторону Сергея. Рыбу все же удалось подтянуть к берегу. Акула! Серая рифовая акула во всей красе показалась на волне и стремительно рванула на глубину. Стиснув зубы, Сергей еле проворачивал ручку катушки. Когда акула оказалась у самого берега, Сергей прыгнул к ней и за хвост вытащил на песчаный пляж. Быстро сделали фото, и... плыви, родимая! Руки тряслись у обоих, устали тоже оба. Это была первая в нашей жизни акула. Прикинули размер уже по фотографии, получилось около полутора метров.

118-8.jpgЭто дело надо отметить. Пива! Мы выкопали из песка рыбу, похожую на ставриду, и отправились в сторону бара. Во время ленча в баре всегда можно найти одного-­двух капитанов катамаранов за бокалом пепси. Со знанием дела они рассмотрели фотографии и видео. Оказалось, что "Длинноносик" - это "Длинный Том", по нашему - сарган. Рыба, похожая на ставриду, оказалась "испанской макрелью", она часто встречается в водах Большого Барьерного Рифа. Максимальная длина этой рыбы - два с половиной метра, вкусовые качества отменные. Так что для барбекю наш трофейчик оказался что надо. Повару хватило 15 минут на разделку и приготовление рыбы. Мякоть была белая, нежная и очень вкусная. В этот день мы решили больше не искушать судьбу.

Всю неделю дул сильный северный ветер. Значит, будем ловить с лодки "королей" на западных мелководных рифах. Кто такие "короли"? Это в основном небольшие, до полутора килограммов, всевозможные окуни. Почти на каждом рифе живет небольшое семейство окуней, но главный - только один. Это и есть "король рифа". Он первый атакует приманку. Сколько раз мы были свидетелями этой строжайшей иерархии! "Король" хватает приманку, а за ним летят вдогонку еще 2-3 рыбы, в надежде, что "их величество" промахнется, тогда и им что-­нибудь перепадет. Если вы поймаете "короля", можно смело переходить на другой риф - в ближайшие несколько часов поклевок на этом месте уже не будет. Пока пройдут выборы нового короля, пока проголосуют... Из приманок мы с успехом использовали воблеры Saruna Smith с тройниками для соленой воды. Цвета воблеров естественные: светло­серые, голубые, зеленоватые. Размер 10-12 см. Спиннинг 2,7-3,0 м, но не жесткий, а то будет много сходов. Катушки от 2500 до 4000 вполне достаточно. При донной рыбалке на прибрежном рифе мы насаживали кусочки филе сардины или кальмара. Поклевки рифовых рыб азартные и частые, очень быстро
118-9.jpg от хорошо привязанной сардины остается лишь крючок с огрызками эластичной нити...
 
Надо было что-­то придумать. Начали экспериментировать. Я решила "поумничать" и прицепила тонущий безлопастной воблер Surger весом 28 граммов. Вертикальные потяжки - и пошло веселье! Очень результативная оказалась штучка! Подняли якорь. Сплавляясь от рифа к рифу, мы надергали бесчисленное множество всяких разных рыб. Поклевки, подсечки, торжественный подъем трофейчиков - и за борт. Глубина 2-3 метра, вода прозрачная, весь процесс, как на ладони. Забавно.

Незаметно подходит вечер. В баре мы заказываем по последнему бокалу вина. Его приносит шеф ресторана Дэвид.

"Можно нам сегодня посмотреть, как вы ловите баррамунди?" - спросил он.

"Да, конечно! - ответили мы. - Встретимся напротив нашего лоджа". Сделав серьезные лица, мы стали обдумывать вечернюю тактику.

118-91.jpg
К пяти часам к берегу подтянулась команда зрителей из сотрудников ресторана. Повара в белых высоченных колпаках, важный метрдотель. Шествие возглавлял шеф Дэвид. Мы с Сергеем переглянулись. Будем упираться до последнего, но Россию не опозорим! Отлив открывал каменную косу. Справа коса заливчиком упиралась в рифы, круто переходящие в гору. Между рифами торчали редкие мангровые деревья. Левой стороной коса плавно переходила в песчаное побережье. Несколько чаек показали нам отправную точку метрах в ста от берега, у начала каменной косы. Мы двинулись по мелководью к центру косы.

С первого же заброса началось настоящее светопреставление! Несколько баррамунди одновременно атаковали мой хлюпающий поппер Chico Boca. Мимо! Вторая атака, третья, четвертая... это на одну­-то проводку! Вода буквально кипела вокруг. Баррамунди, сбившись в группы по нескольку штук, безумствовали на поверхности воды. Всплески, подпрыгивания, резкие метания. Очень быстрая и активная рыба. Поппер полетел в то же место,  
проводку меняю с прерывистой на равномерно-­быструю. Атаки следовали одна за другой, но с тем же неуспехом. Медленная проводка. Бедный поппер Chico Boca был нещадно избит хвостами и телами. Мне казалось, что все баррамунди ослепли и оглохли одновременно!

Зрители на берегу, кажется, затаили дыхание. Они тоже не понимали, что происходит. Только на седьмом или восьмом забросе у меня "села" первая баррамунди. Как она упиралась! А прыжки, а свечи! А сверкание в лучах заходящего солнца! Очень красивая рыба!

Под аплодисменты зрителей наше будущее барбекю оказалось на берегу. Но тут все внимание на Сергея. Super Strike - в дугу! Вопит фрикцион. Пауза. Сергей медленными шагами пятится к берегу. Рыба не показывается из воды. Еще чуть-­чуть. Баррамунди из последних сил выпрыгивает пр
ямо на Сергея. Только не сойди! Мощная потяжка, и Сергей опытной рукой хватает заветный трофей. 118-92.jpgУже не стыдно перед зрителями.
 
Следующие две рыбы мы поймали минут через двадцать. Баррамунди рассредоточились по всему заливу. Удары и поклевки стали значительно реже. Мы постоянно меняли секторы забросов, но безуспешно. Солнце тем временем уплывало за горизонт. Улетели чайки. Делегация зрителей вернулась в ресторан. Пора заканчивать. Да, нелегкое это дело - ловить баррамунди. Вот она, рыба, а не дается. Последний заброс я сделала почти в берег, к мангровому дереву. Есть! Баррамунди обреченно терзала спиннинг. Мы ее отпустили. Четыре рыбы - вполне достаточно на ужин для нас и гостей ресторана. В Австралии принято брать рыбы столько, сколько сможешь съесть. Хорошая традиция, и страна хорошая, и люди. Простые, добрые и очень отзывчивые. Любят поесть, немного выпить. Обожают спорт. Бережно, с уважением относятся к природе и друг к другу. Правильные люди.

Крохотный самолетик легко поднялся в небо. Взору открылась потрясающая красота островов и коралловых рифов. "Танюш! Рыба!" - Сергей тыкал пальцем вниз под крыло самолета. Серебряная стрела летела к рифу. Какая большая!

До свидания, Большой Барьерный Риф! Обещаем, мы еще вернемся к тебе!