Главная > Статьи > Рыбалка в Африке

Рыбалка в Африке

Татьяна Соколова

Рыбалка в Африке Татьяна СоколоваТрадиционную ноябрьско-декабрьскую рыбалку мы планируем еще с весны. Стараясь выбирать самые красивые и таинственные уголки планеты, на сей раз мы остановились на Африке: ЮАР, Замбия, Ботсвана и Намибия.
Так, что, уважаемый читатель, если в тебе бьется сердце Афанасия Никитина, если полет фантазии несет тебя по океанским просторам в поисках акул и каранксов, если тебе не страшны кишащие крокодилами и бегемотами бешеные реки африканского буша (леса) – то тебе с нами по пути. Добро пожаловать в Африку!

Отдав должное Кейптауну, Столовой Горе, острову котиков, ленивым пингвинами, вдохнув энергию мыса Доброй Надежды, мы перелетели в Ричардс-Бей – столицу королевства зулусов.

Взяли напрокат машину и через пару часов прибыли на знаменитое реликтовое озеро Санта-Лючия. Озеру (длиной около семидесяти километров) более пяти миллионов лет. Еще несколько лет назад его воды сливались с водами Индийского океана, но сильнейшая песчаная буря отрезала озеро от океана дюной, и всем обитателям Санта-Лючии пришлось приспосабливаться к новой жизни. Крокодилы, бегемоты и пернатые довольно легко пережили эту катастрофу. Рыбам пришлось туго – им пришлось приспосабливаться к новым условиям.

На дюне образовывался небольшой мыс, где и собирались местные и заезжие рыбаки. Кто со спиннингом, блесной или воблерами, кто с леской на палке и крючком с филе рыбы, кто с донкой. Снасти так себе, простенькие и дешевые. Они в изобилии продаются в восьми рыболовных магазинах. В городишке Санта-Лючия живут 700 человек, а вместе с туристами бывает до 5000 человек. Получается, от 90 до 600 человек на каждый рыболовный магазин. Неплохо! Кстати, о снастях. У нас с мужем есть «золотое правило» – в дальние края берем только само лучшее и надежное – все снасти только фирмы SMITH. Это касается и спиннингов с приманками, и любых других аксессуаров для рыбалки.

Рыбалка в Африке Татьяна СоколоваС утра небольшие группы местного темнокожего населения лениво заняли передовые позиции на берегу. Торжественно выложили палки (да-да, именно простые палки!), кто-то достал длинные сучья с леской... Прикрыв лица кепочками, рыбаки… захрапели. Мы ничего не поняли. Странная какая-то рыбалка у местных. Умиротворенный пейзаж оживил активно кастингующий лохматый парень. Мы навострили уши. Быстренько приладили воблеры – и за лохмачом.

Полдня мы добросовестно полоскали приманки, но ни у лохматого, ни у нас поклевок не было. Меж тем сонное царство пробудилось. Завидев группу вновь прибывших ребят, «сони» ленивой походочкой выдвинулись навстречу. Ага, вот в чем секрет! После переговоров довольные «сони» возвратились к своим «суперснастям», но уже с грузилами, крючками и пакетиками с мороженой рыбкой. Светлоголовые ребята-буры (потомки голландцев) пошли старым проверенным путем – поставили донки. Снасть известная: основная леска – 0,40 (для пущей надежности), ржавый тройной вертлюг, длинный поводок для грузила и поводок покороче – для огромного и исключительно ржавого крючка с длинным цевьем. Пока монтировали снасти, катушки благополучно валялись в песке. Как они потом работают – одному Богу известно.

Наживка, зарытая в песок, совсем раскиземилась, но буры – ребята практичные, приманку-рыбешку они приматывают к крючку эластичной нитью. Так просто – эластичная нить, и надоедливой мелочи уже сложнее раздербанить приманку. Точно так же приматывают наживку к крючкам и рыбаки Новой Зеландии. Спиннинги буры поставили в высокие пластиковые стаканы, ввернутые в песок. Еще одно ноу-хау. И его мы взяли на вооружение.

Рыбаки стояли на открытом берегу под нещадным африканским солнцем, но теплый ветер дул с океана, и было комфортно. Главное – кепка, хороший защитный крем и питьевая вода. Основное правило – не подходить к воде ближе, чем на два-три метра! Бегемоты и крокодилы – основные жители Санта-Лючия. Куда ни кинь взгляд – острова и островки с крокодилами, берега с крокодилами, жабовники с толпами бегемотов по пятнадцать-двадцать особей.

Кстати, о бегемотах. Вес среднего самца три тонны, пасть огромная, спринтерская скорость на суше – до 40 км в час. Ночью все семейство любит полакомиться травой и цветочками с газонов около лоджий, так что вечерние и ночные прогулки не рекомендуются. Об этом предупреждают знаки с крокодильей и бегемотовой рожицами и надписями «Опасность!». Никаких заграждений. Думать о своей жизни – это личное дело каждого.

Рыбалка в Африке Татьяна СоколоваИ еще обезьяны. Днем они наблюдают за вами, спрятавшись в кронах деревьев, а ночью с воплями носятся по электрическим проводам. Все что плохо лежит или висит, становится добычей этой веселой братии. Так что днем и ночью окна и двери лучше держать закрытыми. Я, по глупости, принялась было раскладывать приманки и снасти на балконе, но тут же организовалась толпа зрителей. Чинно сложив губки, мартышки стреляли глазами по блеску разноцветных блесен, явно уже прикидывая, как они будут смотреться в таких роскошных украшениях. Но вернемся к нашей рыбалке.

Процесс шел весело. Все рыбаки дружно возвращали выловленную мелкую рыбешку обратно в озеро. Мы не были исключением. Представители семейства сомовых и окуневых показывали себя во всей красе. Приманки с крючка уничтожились мгновенно, не помогла даже эластичная нить. Но нас не обманешь! Где ты, крупняк? Куда спрятался? Покажись… И показался! У парня-бура удилище вылетело из стакана, столь сильный был рывок. Рыбина заметалась по акватории. Остальные рыбаки понимающе вымотали снасти. Группа поддержки, состоящая из десятка крокодилов, периодически всплывала – для контроля за ситуацией. Бегемоты трубно захмыкали.

Гонка за рыбиной продолжалась больше часа. В конце концов большой сом махнул на прощание хвостом и ушел. Катушка оказалась бессильна перед хорошей добычей, а леска просто лопнула. С нашими бы снастями рыбина не ушла.

Берег быстро ощетинился донками. Вот и у меня жадная поклевка. Запел фрикцион. Через пару минут большеротый окунь на килограмм был в моих руках. Такую добычу не хотелось даже фотографировать. Окунь благополучно полетел в воду, а я направилась помыть руки. Быстро зачерпнув пригоршню воды, отбежала от берега. Надо еще воды. Вернулась. Почерпнула еще и, повернувшись спиной к озеру, стала отмывать руки. Сильнейший подзатыльник – и я уже зарылась лицом в песок. Непонимающе поднимаю голову. Вокруг немая сцена. Круглые до ужаса глаза Сергея и ребят-буров.

– В чем дело?!

– Крокодил, – одними губами прошептал Сергей, – Когда ты повернулась спиной к озеру, позади тебя всплыл крокодил!

Сердце бешено заколотилось, голова стала чугунной, жуткая картина пронеслась перед моими глазами. Затряслись руки. Я вспомнила Австралию, как крокодил в трехметровом прыжке атаковал наш вертолет. Настроение рыбачить улетучилось, и мы двинулись к лоджу.

африка31.jpgЧасов в шесть вечера стало понемногу темнеть, и мы пешком отправились ужинать на побережье. Добрый стейк и бутылка красного вина уняли дрожь в моих руках. Кстати, о стейках. Качество южно-африканской говядины выше хваленой аргентинской. А красные вина атлантического побережья просто великолепны.

К сожалению, кошмару этого дня еще не суждено было кончиться. Мы вышли из лоджа и направились по асфальтовой дорожке. Пройти удалось всего несколько метров. Из травы у обочины взвилась черная молния. Моя реакция была мгновенной. С воплем я отпрыгнула назад. Хорошо, что Сергей немного отстал. Черная мамба – одна из самых опасных змей Африки. Не особо спеша змея переползла через дорогу и скрылась в цветнике напротив.

Вот такой насыщенной была наша первая рыбалка в Африке. И бояться надо не только животных. Белое население по вечерам, как правило, ходит с оружием. Лоджи охраняют по десятку собак, а на заборах можно увидеть ряды колючей проволоки под током.

И тем не менее Африка невероятно привлекательна. Восхитительны «швейцарские пейзажи» на севере ЮАР. Уютные лоджи разбросаны на громадных частных территориях, хорошо охраняемых. Роскошные домики в традиционном африканском стиле имеют выход на форелевые озера. На лавочках заботливо разложены нахлыстовые снасти. Форель, конечно, тоже половили – почему нет.

Но самая интересная рыбалка ожидала нас в Ботсване, охота на королеву африканских рек – тайгер-фиш. По дороге мы, естественно, оценили великолепие водопада Виктория (Замбия-Зимбабве). В декабре река Замбези еще полноводна. В двухкилометровый разлом вода падает по ширине всей реки. Брызги поднимаются на высоту до трех километров! Какая мощь и сила! Какая красота! В сухой сезон от водопада остаются только несколько скромных струек. Нам повезло. Мы любовались водопадом во всей его могучей красе. Наверху водопада, метров за пять-семь до разлома, Замбези припрятала крохотный бассейн, огороженный валунами. Какой-то абориген с наслаждением плескался в водовороте. И, конечно, я тоже влезла туда. Мне же интересно! Люблю экстрим. Окунулась в этом бассейне и крепко держусь за валун. Мимо меня с грохотом пролетают тысячи тонн воды и белым потоком летят со стотридцатиметровой высоты.

Рыбалка в Африке Татьяна Соколова

По возвращении в отель мы получили еще одну порцию переживаний. В наш номер на третьем этаже, взломав закрытое на замок окно, пробрался громадный бабуин. Сидя на столе, бабуин смачно жевал изъятые из чемодана бойлы для донки. Рука обезьяны крепко держала пластиковую коробку с приманками. Оторвавшись от бойлов, бабуин погремел коробкой, нашел «музыку» восхитительной и продолжал трапезу. При помощи охраны мы с трудом вернули наше ценное имущество.

И вот наконец-то мы в национальном парке Чобе на реке Чобе, где сходятся четыре государства: Замбия, Зимбабве, Ботсвана и Намибия. Рыбалка на реке Чобе разрешена с 9 до 18 часов. В остальное время бдительные пограничники пресекают попытки набегов намибийцев в Ботсвану и другие государства. Ночной разбой и грабежи местного населения никогда не прекращаются.

Рыбалка в Африке Татьяна СоколоваВ первую рыбалку мы провели разведку. Со слов проводника, тайгер-фиш любит течение. У рыбы-тигра полтора десятка острейших зубов до трех сантиметров – это не шутка! Самая крупная тайгер-фиш, выловленная в реке Замбези, весила около шести килограммов. А вот в республике Малави (примерно 1200 км севернее Ботсваны) рекордная рыба-тигр потянула на целый пуд!

Итак, что мы имеем? Довольно быструю реку шириной примерно от 30 до 100 метров. Множество проток между травянистыми и каменистыми островками. Жабовники со стадами бегемотов, бдительно охраняемые бегемотами-самцами с воды и птицами-стукачами с воздуха. Вездесущие крокодилы оккупировали все, что торчит из воды, заняв даже небольшие камни. За бортом +35. Сильный ветер. Красота!

Начали с колебалок Pure от Smith. Вода мутная, так что блесны брали поярче. Вес 18 граммов, чтобы пробить ветер. Первые поклевки начались на середине реки, на глубине 3–4 м. Рыба тыкалась, но не брала. Сменили Pure на вертушки Niakis 12 граммов, и вот тогда села первая рыбина! Резкая подсечка, несколько секунд вываживания, и, выпрыгнув из воды, рыба сказала «тьфу». Кто такая была? Не знаем, только успели заметить, что серебристая, но небольшая.

Подкрадываясь к островкам, где мирно отдыхали крокодилы, мы ручкой от подсака ухитрялись освобождать блесны из зацепов. Весел в нашей лодке не наблюдалось. Ну, не принято у них в моторной лодке иметь весла – и чихать им на технику безопасности! Возня с зацепами возле хищников нам порядком надоела, и мы сменили дислокацию. Встали около берега на слиянии трех проток. Сверху нас бдительно охраняла будка с пограничником. Один пограничник на четыре государства – это по-африкански. Местечко было замечательное – сто квадратных метров сплошных водоворотов. Самое то для тайгер-фиш.

Мы решительно взялись за тонущие воблеры Wavy от Smith. Но не тут-то было! Ветер сносил наши приманки куда угодно, но только не к цели. После очередного заброса всплыл недовольный бегемот с воблером на ухе – пограничник наверху чуть не умер со смеху. Внезапно ветер стих. Под островком плеснула рыбина. Заброс. Есть! Мощная подсечка. Сергей весь напрягся. Крепко сидит. Выводил грубо и зло. Хватит дурачить народ обещаниями. Метров за шесть до борта рыбина озверела и устроила настоящую вакханалию: прыжки, броски, метания! «Это тайгер-фиш!», – восхищенно прошептал наш капитан Винсент. Не слишком большая, где-то килограмма на четыре, рыба-тигр. Наша первая выстраданная маленькая победа! Два тройника воблера крепко вцепились ей в пасть и в глаз. Серебристо-серая красавица с перламутровым красно-черным хвостом исступленно билась в подсачеке.

Тут и на моей улице начался праздник. Моя рыбина взяла жадно, и, поняв, что попалась, сразу начала битву не на жизнь, а на смерть. Метров тридцать – каскад прыжков. Хвост, еле коснувшись воды, выталкивал рыбину ввысь. И у меня тайгер-фиш! То взвизгивал фрикцион, то провисал шнур.Рыбалка в Африке Татьяна Соколова Перестав что-либо понимать, я упорно старалась хоть как-то выкачать рыбу, старалась держать шнур внатяг, не давая возможности сделать рыбе-тигру ее знаменитое «тьфу». Полностью полагаясь на свой любимый, проверенный не одним тайменем Super Strike 270, я была уверена, что спиннинг мертвой хваткой вцепился в рыбину. Напрягаясь каждой карбоновой клеточкой, смитовский спиннинг выгибал спину, дрожал от натуги, но сантиметр за сантиметром отвоевывал наш трофей...

Нет! Куда?! Только не в корягу! Но рыбина упорно рвалась в большой водоворот за корягой. Будь, что будет. Делаю две резкие протяжные подсечки плечом, и рыба-тигр вышла на финишную прямую. Подсак. Рыба в лодке. Я залюбовалась тремя килограммами ярости, упорства и красоты. Воблер передним тройником еле держался между мощными длинными передними зубами. Из последних сил рыба-тигр все-таки выплюнула воблер. Вот это боец!

В лодже мы наконец-то хорошенько рассмотрели нашу добычу. В пасти хрящи, кости и щетки. Резцы выглядели устрашающе. Чешуя мягкая и крупная, а вот плавниками рыба ощетинилась грозно. И как только она не перерезала нам шнур? Повезло. Добычу мы отдали капитану Винсенту, пусть порадуется. Самим пробовать тайгер-фиш не захотелось из уважения к ней.

Солнце сумасшедшей красотой разметалось по горизонту. Полыхал багрянец заката. Пиво. Сигарета. Снующее под ногам семейство мангустов. На столе керосиновая лампа. На ужин двенадцать (!) сортов мяса антилопы. Наш сосед по тарелке – серьезная мартышка, любезно и манерно выбирала кусочки овощей из гарнира.

Весь следующий день мы на джипе носились по национальному парку Чобе. Сердце замирало от спокойного великолепия и простоты бескрайнего буша. Антилопы не разбегались в испуге при виде джипа, львицы лениво обмахивались хвостом, слоны педантично объедали деревья. Буйволов мы благоразумно объезжали стороной. Слишком свирепый нрав у этих животных.

Следующим утром мы вышли на нашу последнюю в этом краю рыбалку. На кустах покачивались белые птицы. Ни ветерка. Хотелось просто созерцать, и мы отложили спиннинги. Лодка лениво сплавлялась к перекату, бьющемуся по огромным валунам. Метров за сто до переката Винсент обычно заводил мотор. Дерг! А в ответ – тишина. Еще попытка – тишина. Нас неумолимо несло к перекату. Рыбалка в Африке Татьяна СоколоваПрипарковаться невозможно – все острова заняты крокодилами, весел нет! Черное лицо капитана стало серым. Если мы свалимся в перекат, в живых останемся вряд ли. Чувство животного страха подкатило к горлу. Это чертово африканское разгильдяйство и самоуверенность! Все вокруг стало каким-то холодным и жестоким. Метров за десять-двенадцать до переката мотор завелся. Мы дружно закурили. Лодка пулей пронеслась мимо будки с пограничником и рванула к намибийским островам.

Мы облавливали все водовороты на слиянии проток. Тайгер-фиш ловились, но не такие крупные, как нам бы хотелось. А время рыбалки заканчивалось. Сергей поменял проводку на прерывистую с паузами. Мощнейшая поклевка! Завопил фрикцион. Super Strike Сережи творил чудеса! Не давая рыбине уйти в коряжник, Сергей летал по всей лодке. Вот рыбина застыла на месте. Вот бросилась к лодке. Прыжок – и резкий рывок на глубину. Левой рукой в перчатке Сергей зажал фрикцион. Медленно, но верно тайгер-фиш приближалась. Из последних сил рыба рванула под лодку. Трехметровый спиннинг изогнулся в колесо. Эти мгновения длились вечность! Руки Сергея дрожали. Понемногу спиннинг стал поднимать голову. Показалась рыбина.

Раздолбай Винсент умудрился промахнуться подсачеком. «Винсент! Твою… Убью..!» Русский мат намибиец понял отлично, и со второго раза, повиснув над водой, накрыл рыбу подсачеком.

В лодку затащили сначала тайгер-фиш, а потом и Винсента. Сергей с воплями танцевал на носу лодки. Весов не было, рулетки не было. Длину измеряли воблерами. Получилось 85 см. Толстенный тайгер-фиш был порядка пяти кг. Это был наш триумф!

Быстрое фото – и на всех парах к лоджу. Рыбину мы выпотрошили и аккуратно срезали шкуру. Крупной соли в лодже не оказалось, использовали соль-экстру из крохотных пакетиков. Завернули в «арафатку» и положили в холодильник. Морозильной камеры в 4-звездочном лодже не нашлось. Однако, Африка! Трофей везли в чемодане через четыре границы: Ботсвана – Замбия (Ливенгстоун) – ЮАР (Йоханнесбург) – Германия (Франкфурт) – Россия (Питер).

Вечерами, попивая чай в гостиной, любуемся чучелом нашей тайгер-фиш. И с ностальгией вспоминаем необузданную красоту прекрасной Африки. Куда забросит нас судьба в следующий раз? Может, в Центральную Америку? Но это, уважаемый читатель, будет уже совсем другая история.