Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Рыбалка на краю “рыбной полки”

Рыбалка на краю “рыбной полки”


Виталий Волков, Волгоградская обл. 
Фото автора  

С начала сезона открытой воды у нас было уже достаточно много рыбалок. Разных и по-своему интересных. Ловили уклейку на поплавок, когда по берегам озёр ещё лежали льдины, ездили за майским карасём на степной пруд и даже несколько раз посетили платный водоём, где охотились за карпом, толстолобиком и белым амуром. Всё было клёво, но всё было не то... И первая по-настоящему серьёзная рыбалка состоялась у нас только в начале июня, когда мы с супругой взяли мощные фидеры и отправились на Волгу, которая нехотя входила в берега после весеннего паводка.   

 Рыбалка на краю “рыбной полки”

Пропуск воды через плотину Волжской ГЭС в этом году проходил по обычному режиму и начался в последней декаде апреля. Хотя, если ориентироваться по погоде, это было рановато, потому что из-за холодной воды рыба не желала заходить в пойму. Сбросы воды через гидроузел постепенно наращивались до пикового значения, который совпал с майскими праздниками. В это время, как обычно, вода максимально заполняет пойму, подпитывает озёра и ерики, заливает все возможные низины. У гидрологов такой максимальный уровень сбросов называется “сельскохозяйственной полкой”. Задача этой “полки” – наполнить пойму, чтобы лучше росла трава и был удачный сенокос, а потому держится максимальный сброс сравнительно недолго. Затем уровень воды снижают до так называемой “рыбной полки”, которая призвана обеспечить условия для нереста. Такой уровень воды бывает продолжительностью до месяца, и только в начале лета разлившаяся Волга постепенно начинает входить в берега. 

Окончание “рыбной полки” – очень благодатное время для ловли фидером с берега. Дело в том, что вместе с полой водой из затопленной поймы скатывается и рыба. Но она не разбредается сразу по своим привычным летним местам обитания, а какое-то время держится и кормится вблизи берега. 

Отступающая из поймы вода несёт своим током различные кормовые частицы, и, понятное дело, подводные обитатели этим пользуются, восстанавливая силы после недавнего нереста. 

Рыбалка на краю "рыбной полки" бывает очень добычливой по улову, но короткой по времени. Этот период длится от одной до двух с половиной недель – в зависимости от того, как быстро энергетики снижают уровень сбросов. Хотя было и исключение в прошлом году, когда изза большого притока воды с верховьев аномально высокий уровень воды ниже Волжской ГЭС продержался до августа. Но есть в этот период и одна большая неприятность, которая может подпортить впечатления от рыбалки. Именно с окончанием рыбной полки происходит массовый вылет кровососущих насекомых. Самое досадное, что эти маленькие вредные твари атакуют рыболовов в две смены, чётко разделяя сферы своего влияния по времени суток. И если в тёмное время поживиться кровушкой рыболовов пытаются комары, то днём всецело господствует наша знаменитая мошка. 

Ещё одна сложность – это топкие берега, которые после падения уровня воды во многих местах остаются сильно напитанными влагой. И если попытаться подойти в таком месте к урезу воды, можно завязнуть в трясине по пояс. Лет пять назад нам пришлось рыбачить на таком участке, потому что все удобные места к нашему приезду оказались заняты. И пока супруга сидела на твёрдом бережке, я принимал пойманную рыбу в подсак и опускал её в садок, при этом утопая в липкой и холодной грязи. Зато после той рыбалки мы взяли за правило выбирать место ловли ещё до рассвета. 

Однако именно такие топкие берега чаще всего привлекают рыбу. Ведь даже после падения уровня воды они ещё долго продолжают сочиться ручейками. Эти ручейки сбегают в воду и образуют у берега обширное мутное пятно, в котором рыба ищет корм, и находит наши крючки с наживками! Особенно приятно, что в начале лета не требуется дальних силовых забросов, и вся рыбалка проходит на дистанции 25-35 метров от берега. 

В воскресное июньское утро, которое выпало нам для открытия сезона большого фидера, мы оказались на месте в пять часов утра. Не очень рано, если учесть, что светать у нас начинает уже в половине четвёртого. К удивлению, рыбаков в зоне видимости было немного, и только слева от нас расположились двое, которые, судя по тёплой одежде, рыбачили всю ночь. Прикормка у нас была готова с вечера. 

Так как течение в месте ловли было довольно сильным, мы приготовили смесь на основе пшённой каши, и получилась она максимально инертной. Собрав снасти, в качестве стартового закорма забросили в место ловли по 15 кормушек. Я бросал чуть дальше, супруга – ближе. Вот и посмотрим, на какой дистанции сегодня держится рыба. 

Пока мы готовились к ловле, соседние рыбаки стали собираться домой. Мимо нас они пронесли полупрозрачный пакет, в котором было от силы килограмма четыре рыбы. Не густо для ночной рыбалки... Но у нас впереди был целый день, и мы надеялись на лучший результат. 

Посредине реки всё утро раздавались громкие всплески и поднимались фонтаны брызг. Это играл толстолобик, который готовится к скорому нересту. И, несмотря на то, что ещё действует запрет на ловлю с плавсредств, на воде достаточно много катеров и лодок, которые то и дело проносятся мимо нас вниз по течению. Именно там находятся нерестилища толстолобика, где эту рыбу багрят, используя варварские крючковые снасти. 

Так происходит каждый год, при этом ни рыбинспекции, ни ГИМС мы не встречали ни разу. А в середине дня слева от нас ещё один браконьер, на утлой “Казанке”, перебирал крючковые снасти, поставленные на осетровых. Насколько мы смогли рассмотреть, перемёт оказался пустым. Но то, что у нас средь бела дня и, никого не боясь, проверяются браконьерские снасти, очень сильно огорчает. 

На ближней дистанции у Насти поклёвок пока не было, а у меня мелочь объедала с крючка червей, поэтому я поменял наживку, насадив на волосяную оснастку “ёжик” из опарыша. Такая форма наживки очень хорошо показала себя на платном пруду при ловле карпа, и я решил испытать её на реке. Почти сразу произошла поклёвка, и в садок отправился первый подлещик. Следом попалась пара густерок и молодой язь на полкило. 

Я предложил Насте тоже поменять наживку, но супруга решила продолжить ловить на червя, и оказалась права. Вскоре у неё тоже начался клёв, причём рыба попадалась крупнее, чем у меня на опарыша. Мне даже пришлось помогать ей, принимая в подсак килограммового леща. Как и ожидалось, клёв на ближней дистанции оказался лучше, и поэтому я тоже сократил расстояние заброса. 

Утром было довольно прохладно и пасмурно, задувал ветерок, и при такой погоде мошки было ничтожно мало. Но когда облака разошлись, выглянуло солнце, и немного угомонился ветер, надоедливая мошка сразу напомнила о себе. Нам пришлось срочно застёгивать противомоскитную сетку и густо опрыскиваться “Рефтамидом”, который, честно говоря, от мошки защищал совсем мало, если вообще защищал… 

Немного озадачило нас то, что в эту рыбалку почти не было карася и леща, хотя в прошлые годы на этом же месте они составляли большую часть улова. А в этот раз ловились в основном молодые язи и изредка голавли. Язи хватали опарыша очень резко, и далеко не каждая подсечка оказывалась удачной. Да и крючок был маловат, поэтому возле берега у меня случалось много сходов. Наконец, мне это надоело, я решил перевязать крючок на более крупный. А клёв, как назло, прекратился. Часа полтора я просидел без единой поклёвки на опарыша, в то время как у Насти рыба худо-бедно клевала на пучок червей. Даже влетел самый крупный и толстый язь на 1,25 кг, которого мы с трудом приняли в подсак. 

И только ближе к обеду, когда я снова стал насаживать на крючок пучки червей, клёв у меня возобновился: стали попадаться язи, голавли, и даже клюнул совсем уж дефицитный в эту рыбалку карась. На двоих мы поймали только три карася, хотя раньше улов этой рыбы измерялся десятками. Скорее всего, пока вода высокая, весь карась разбрёлся по тиховодьям затонов, где ему комфортнее и достаточно корма. А в самой реке пока хозяйничают язи и голавли, которые в других условиях, напротив, были у нас лишь приловом. 

 Рыбалка на краю “рыбной полки”

А ещё есть мнение у местных рыбаков, что, когда толстолобик собирается на нерест, он подходит близко к берегу и отгоняет всю другую рыбу, которая хочет поживиться его икрой. Наверное, какая-то доля правды в этом есть, потому что во время нереста толстолобика клёв действительно ухудшается, а после возобновляется с новой силой. 

На протяжении всей рыбалки, которая длилась ровно семь часов, мы набивали кормушки при каждом перезабросе снасти, поэтому на дне десятилитрового ведра к концу ловли остались лишь жалкие крохи. Но это тоже одно из важных правил ловли в июне: не скупиться на прикормку, ведь после нереста рыба активно ищет корм и очень хорошо реагирует на щедрое угощение. Во всяком случае, даже если клёв окажется плохой, прикормка не пропадёт, и кто-нибудь её скушает. 

Вот и в этот раз клёв у нас был не сказать, что активный, но довольно размеренный. Но когда мы подняли из воды садок, то увидели и почувствовали по его внушительному весу, что отловились вполне удачно. Сезон большого фидера открыт! 



РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ Г ОД № 13(387), 2018 г.