Рыбалка на «хитром» озере
Вадим Назаров, Ивановская обл.
В тот год мы жили в маленьком городке Холм на юге Новгородской области. Городок этот – обычный провинциальный райцентр российской глубинки, стоящий на берегу замечательной реки Ловать, на которой мы и проводили летние дни.
В нашей семье общим увлечением была рыбная ловля. Однако к осени рыбалка на Ловати становилась все хуже и хуже. И не удивительно, что меня весьма заинтересовал рассказ нашего знакомого, бывшего лесника Николая Смирнова, о замечательной рыбалке на одном из озер района. Правда, в небольшом «подпитии» Николай был весьма болтлив, и рассказам его можно было верить лишь до определенной степени. Но Николай клялся, что на том озере в хороший день можно наудить столько, что и не унесешь!
– Ей-ей, не вру! – клялся он. – Ведь озеро в моем обходе было! У меня баба рыбой-то даже свиней кормила!
Разумеется, такие утверждения не могли не заинтересовать меня. И я даже мимо ушей пропустил, то, что он говорил, что озеро-то это «хитрое» и порой опасное, и рыбачить туда одному ездить не стоит. Но мало ли чего люди «в подпитии» не сболтнут!
Мы бы, конечно, поехали на это «хитрое» озеро с Олегом, но у него тогда подошла сессия в Лесотехнической академии, и он уехал в Ленинград. Пришлось искать рыболова-напарника среди соседей. Таким рыболовом оказался Виктор Степанков, тоже тосковавший дома, догуливая последние дни отпуска.
– Куда? На Паново-озеро? Слыхал я о нем, правда, не бывал, – ответил Виктор на мое приглашение. – А чо не съездить? Може и не врет Николай-то? Все равно дни пропадают, на Ловати ни хрена не берет. Я на днях съездил к Сопкам. Три блесны в корягах оборвал, а поймал всего пару щупачишек граммов по триста. Одна морока. А там, может, по перволедку-то и поклюет что?
Ноябрь – месяц скучный. Порой и морозит, и пороша из тучек посыплет. Но Ловать и не думала замерзать, льдом только заливчики да озерки береговые сковало. А как-то там наше Паново-озеро? – невольно думал я, когда утренним автобусом мы с Виктором ехали в Тухомичи, откуда, как утверждал Николай, до озера было рукой подать. Впрочем, «рукой подать» оказалось около четырёх километров, которые мы форсированно преодолели еще до настоящего рассвета. Помог нам советом мужичок-механизатор, встретившийся нам у самой автостанции.
– Чо, в рыбу? – поинтересовался он, хотя это можно было безошибочно определить по нашей экипировке. – Поди, на Паново-озеро? Пожалуй, в дело, мужики. Тут ночи три крепко морозило. Лед крепкой будет. Я бы вот тоже в рыбку-то сходил, да работа. А землю-то гожо схватило. Вы вот тута, прямиком ступайте. Мимо мастерских тропка-то прямо в лес. А там через речонку перелезете по соснам и уж лупите без свороток. Как раз на берег и выйдете. А у пустой деревни-то озеро переходите, самый-то клев по восточному берегу будет. Я там тоже всегда рыбачу. Только на озере, глядите, пешнёй дорогу проверяйте, а то оно обманное бывает…
Рыбак из Тухомичей нас не обманул. Все оказалось так, как он и рассказал. И тропа, и не замерзшая еще быстрая темноводная речушка, через которую мы перелезли по обледеневшим соснам, уроненным с берега на берег взамен моста, и вскоре через лес вышли к озеру. Оно лежало перед нами не широкое, похожее на какой-то бумеранг, косо уходящий с юга на северо-запад, и на темном льду его белела волнисто первая пороша.
Трудно говорить о перволедье равнодушной прозой! Этот темный от своей прозрачности, по стеклянному трескучий и звонкий лед, а под ним поднимающиеся из глубины заросли подводных трав, какие-то коряги, камни, и спокойно гуляющие в этих подводных «садах» рыбешки… Все это невольно заставляет тревожно и радостно биться рыбацкое сердце.
Мы пробили первые лунки возле прибрежных камышей левобережья и…только зря время потратили. На три лунки – один окушок-«матросик» чуть больше пальца. Решили последовать советам тухомичского рыбачка и перебраться к восточному берегу. И вот здесь-то впервые столкнулись мы с особенностями озера. Только что у западного берега был лед крепкий и достаточно толстый – сантиметров десять-двенадцать, а тут, в каких-то тридцати-сорока метрах, он вдруг резко утончился и покрылся замерзшими пузырями. Лёгкий удар пешней – и дыра! От такого сюрприза мы поторопились уйти подальше в сторону. Там лед снова оказался хоть куда! Толстый, прочный! Прошли еще метров пятьдесят – и снова участок тонкого, буквально изрешеченного пузырями, льда! Черт побери! Это изрядная площадь – метров десять тянется… Но не поворачивать же обратно из-за этой ерунды! Раза три мы меняли направление, двигаясь весьма извилистым путём, пока добрались до восточного берега. Вроде бы, ничего и не произошло, а и спина, и волосы под шапкой взмокли. Вот о какой озерной «хитрости» говорили нам и Николай, и рыбак из Тухомичей. Это серьезная штука!
Но успокоились, спины и волосы на голове просохли, взялись за ловлю. И тут озеро нас порадовало – в первых же лунках хорошие поклевки. Окуни, плотва упитанные, смугловатые и все граммов по сто пятьдесят – двести, так называемые «ровные»! Поймали по нескольку штук, рыба отошла – глубина здесь полтора – два метра, и лед почти чистый. Отошли метров на пять, высверлили новые лунки – и тут поклевка за поклевкой! Рыба словно ждала наших мормышек! Затих клев тут – переходим чуть дальше, и все повторяется! Больше того: хватают на мотылей даже небольшие золотисто-зеленые щурята, С этими возни побольше: то и дело «срезают» мормышки. Порой уже на льду, возле лунки, но мормышку все равно приходится привязывать новую, не станешь же в зубастую щучью пасть голыми пальцами залезать.
Мы потихоньку двигались к углу озерного «бумеранга», а позади нас оставались сверкающие кучки еще живой, трепещущей рыбы. Сколько ее? Ведь такой клев целиком захватил нас. А время? А ведь нам еще предстоит добираться в Тухомичи, чтобы успеть на вечерний рейс автобуса в Холм! Стоп! Надо выходить из такого транса, иначе мы опоздаем, да и само озеро надо перейти.
– Кончаем рыбалку! Иначе опоздаем! – кричу Виктору. Он смотрит какими-то затуманенными глазами и протестующе машет рукой.
– Нет! Вот хоть до поворота дойдем, там и закончим! Ну, подожди же маленько! Ну, сейчас! Ну, хоть пять минут!
Похоже, что прямо опьянел человек от такой ловли… Наконец и до него дошло, что пора собираться. Протер лицо, глаза, улыбается.
– Ах, какая ловля была! Так бы и не уходил никуда! А ведь и впрямь пора нам собираться!
Собрали мы пойманную рыбу и убедились, что малость увлеклись: не убирается она в наши шарабаны! «Сортировать» пришлось, только самую-самую хорошую. Уложили, тяжело. А впереди переход через озеро, да дорога в Тухомичи! Говоря откровенно – напарились, еле-еле успели на автобус.
Когда сын с сессии вернулся, мы и с ним пару раз удачно на Пановском озере рыбачили. А вот на третий раз, уже в апреле, озеро нас едва не накупало. Выбрались с трудом, потеряв ледобур и дюралевый шарабан с рыбой и удочками. Тут уж что скажешь? За все платить приходится, так уж в жизни устроено. А на следующий год мы уехали из Холма в Северо-Западную Карелию и больше на Пановском озере не бывали. Но в памяти остались рыбалки на нем.
И если кому-то из рыболовов, прочитавших этот рассказ, самим захочется побывать на Пановском озере, то это совсем не трудно сделать. Поезжайте в Холмский район Новгородской губернии. От Холма до села Тухомичи чуть больше тридцати километров машиной или на автобусе, а там уж, как нам говорил лесник Николай Смирнов, рукой подать до озера. Только мотылей с собой привозите. А еще хочу посоветовать с лыжами на озеро ехать. Ведь «характер» озера вряд ли изменился, и родники, размывающие местами озерный лёд, все так же «бьют» с озерного дна. А лыжи помогут вам зимой избежать серьезных неприятностей при рыбалке на Пановском озере.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 22(348), 2016 г.