Рыбалка на Байкале
П. Петров, г. Михайловка Волгоградской области
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №7(69), 2005г.
Иду я в гараж, несу за плечом свой рыбацкий зимний ящик на хранение после окончания зимней рыбалки, встречается мне незнакомый человек и спрашивает: "Что, с рыбалки?", - "Да, - говорю, - с рыбалки с Байкала приехал", - "Да, - говорит он, - есть у нас в районе такое озеро".
У меня и полезли глаза на лоб: у нас в Михайловском районе Волгоградской области есть озеро Байкал!
А я действительно в марте этого года был в Иркутске, в гостях у дочки, и мне удалось побывать и порыбачить на самом большом в мире озере Байкале.
Кратчайшее расстояние от Иркутска до Байкала - 65 км (поселок Листвянка), но на рыбалку ездят на Малое Море в район о. Ольхон, это более 250 км от Иркутска. В самом Байкале глубины огромные - 1300-1600 м, а на Малом Байкале - 5-6 м.
13 марта мы с зятем и его сыном Гошей отправляемся на рыбалку на Байкал. Дорога дальняя, выезжаем в 3 часа ночи, чтобы с рассветом ступить на лед. Я первый раз в Сибири, а тем более на Байкале, и для меня все впервые.
Выезжаем из Иркутска на трассу, ведущую на Баяндай, до него примерно 150 км, а от него повернем вправо на о. Ольхон, до которого еще 100 км. Часа через полтора проезжаем столицу Бурятского национального округа - Усть-Ордынск, где у дороги стоит памятник - бурят, скачущий на коне.
Проехав от Баяндая километров 30, останавливаемся на границе Ольхонского района. Здесь надо отдать дань бурятским богам (иначе что-нибудь может случиться). Бросаем монеты, привязываем к стволам деревьев тряпочки, пригубляем водочки. Вокруг еще темно, только в свете фар виден постамент, на котором написано: "Ольхонский район", видны деревья сплошь увешанные разноцветными тряпочками. Сквозь облака пробивается луна.
Едем дальше, небо начинает светлеть, дорога то идет вниз, то поднимается вверх, прямые участки сменяются крутыми поворотами. Пересекаем малые речки, проезжаем Косую Степь, Куреть, Петров, Еланцы. До Байкала остается километров 40, и наконец подъезжаем к небольшому поселочку у Малого моря.
Половина седьмого. В доме, в котором поселились уставшие за день раньше знакомые рыбаки, горит огонек. Мы открываем двери, и нас радостно встречают. Это друзья зятя, их четверо.
Они уже один день провели на рыбалке. Знакомлюсь, расспрашиваю обстановку на море. Успехи у них неважные. Наивысшее достижение - 90 окуней и сорожек за день. А бывало вылавливали по 200-300 штук за день.
Позавтракав, выезжаем все вместе, на двух машинах на лед. Водоем - что надо, это не то что у нас в районе. Но это еще не сам Байкал. Это только его залив. Выезжаем на середину, местами на льду встречаются торосы. Объезжаем их за 2-3 км. А слева и справа возвышаются горы, одна из них, высотой 1600 м, видна вдалеке. Как спичечные коробки по склонам на берегу видны туристские домики, детские оздоровительные лагеря. Ширина залива в этих местах, мне кажется, 7-8 км, вдалеке виднеются маленькие машины.
Едем в направлении о. Ольхон, объезжаем торосы, а затем поворачиваем назад и, проехав километра два, останавливаемся. Бурим лунки ледобуром с двигателем внутреннего сгорания. Глубина 5-6 метров. Насаживаю мотыля и опускаю мормышку в лунку.
Леска 0,13 мм, мормышки две (крупные, а точнее средние). Сижу, поддразниваю. Минут через 10 чувствую легкий удар, подсекаю и вытаскиваю на лед первую байкальскую рыбу - окуня, граммов на 50-60. Ощущение: будто бы вытащил карпа на килограмм. В душе проснулся рыбак! Ну, Господи, благослови на удачную рыбалку! Через некоторое время вытаскиваю еще 3 окуней, а затем - тишина. Сидим, ждем, но рыба не клюет. Надо сменить место. Результаты у всех отличаются не намного, только один товарищ поймал 10 окуней и пару сорожек.
Снимаемся и двигаемся дальше. На новом месте результат почти тот же, снова меняем место, поклевки стали почаще, у меня попалось три десятка окуней и сорожек немножко больше ладони. В четвертом часу товарищи, приехавшие ранее, уезжают с рыбалки, захватив с собой и внука (он поймал с десяток окуней), а мы остаемся на ночлег в туристском домике. Здесь 4 кровати, печка, штук 12 одеял, имеются дрова. За окном градусов 20-22 мороза. В домике холодно, затапливаем печку, и через час в комнате стало относительно тепло. Ужинаем и ложимся спать, я укрываюсь четырьмя байковыми одеялами, но ночью, проснувшись, чувствую, что взмок.
Под утро выходим на улицу. Морозно, с противоположной стороны Байкала дует ветерок. "Это неприятное дело, - говорит зять. - Иногда здесь так задувает, что не усидишь на льду".
В часов шесть встаем, завтракаем и выезжаем на лед. Ветер усиливается. Останавливаемся в одном месте, где потише, пробуриваем лунки и ставим над ними палатку, привязав ее к заднему и переднему бамперам автомашины. Усаживаемся в неё и опускаем под лед мормышки. Тишина, поклевок нет, но немного погодя вытаскиваем по окуню, потом я - еще двух, и все затихло.
Ветер приподнимает палатку и ее приходится придерживать еще и рукой. Посидев с полчаса, переезжаем на новое место, но результат тот же. Едем вдоль берега, видим, что рыбаки тоже сидят без движения, не машут руками. Останавливаемся около одних -оказывается, знакомые ребята. "Как дела?" - " Да никак, стоит рыба, наживку не берет, что только не пробовали: и опарыш и мотыль, и манку". "Да вот иди сюда", - говорит один, - посмотри на экран эхолота: стоит рыба, сразу подо льдом на глубине 120 см. Видимо, атмосферное давление давит на нее. Поймаешь окуня, а у него из жабр кровь капает".
Пробуем еще в нескольких местах, но - безрезультатно. 44 рыбины за 2 дня, на двоих, но я всё равно доволен, разведка состоялась. Через неделю еще один выезд - тогда посмотрим.
Через неделю, в пятницу, вчетвером снова выезжаем на Малое море. Маршрут тот же, время выезда то же - 3 часа ночи. Минут сорок собираем всех по Иркутску и выезжаем на трассу. Пока едем до Баяндая, встречаем более ста груженных сибирским отменным лесом тяжелых автомашин с прицепами.
Часам к 7.00 утра выезжаем на лед Малого моря. Погода ясная, тихо, безветренно! Останавливаемся на местах, где ловили раньше, еще до моего приезда. С утра был небольшой клев, поймали по десятку окуней и сорожек, к вечеру стало хуже. Машины снуют из стороны в сторону - чувствуется, что клев плохой. Кое-где слышна музыка, песни - это тоже плохой признак. Под вечер какое-то подозрительное сосредоточение рыбаков: надо подъехать, проверить. Подъезжаем: у одного на льду кучка рыбы - 50-60 штук, есть крупные экземпляры граммов по 300-400. Ведь ловят же! Но уже вечереет. Решили приехать сюда завтра, с утра.
Направляемся на ночевку, ночевать будем у хозяев - сторожей турбазы. Они предоставляют нам комнату, с двумя раскладными, старыми диванами. Спать будем по двое. Храпуны отдельно. Меня отнесли к нехрапунам, диван правда узковат, и мы ложимся валетом, предварительно поужинав. Засыпаю сразу.
Проснулся в 5 часов, вышел на улицу, мороз градусов 20, тихо. В 6 часов начал будить рыбаков, вставали неохотно, бурча: "Куда в такую рань?" - "Так, целый же час будем собираться. Поесть еще надо. А там, смотрите, уже светло, машины снуют туда-сюда".
Я был уже собран: одет, обут, осталось позавтракать и на лед. Зять экипировал меня по всем правилам: теплая рубашка, свитер, куртка, ватные штаны, валенки, шапка.
Часов в 7 все-таки выехали на лед и минут через 15 были на месте, которое рекомендовал занять нам ночевавший у хозяйки рыбак, - у мыса Улан, недалеко от о. Ольхон.
Остановились и рассыпавшись по кругу вокруг автомашины, быстро пробурили лунки. Только опустил мормышку до дна, чувствую толчок, подсекаю и тащу, но... рыба сходит с крючка. Затем сразу подряд вытаскиваю 8 окуней, причем четырех, граммов по 300-400, и раза четыре рыба сходила с крючка. А один раз тянул что-то крупное, рыба подвигалась медленно, леска звенела, я молил Бога, чтобы дал он мне на нее посмотреть хотя бы, но он не внял моим мольбам, и рыба просто отцепилась. Но клев на этом месте продолжался недолго, и снова пришлось менять место рыбалки, бурить новые лунки. Все же в этот раз я поймал 44 окуня и несколько сорожек, а зять - штук 30 рыбин, когда дома взвесили - потянуло более 6 кг.
Товарищи же были недовольны. Вот раньше, говорят, только опустишь леску в лунку - есть! Рука за день уставала так, что ее еле поднимаешь.
Я же получил истинное удовольствие. Увидел Байкал, подивился его зимними красотами. 2/3 запасов пресной воды в мире! Обилие рыбы! В магазинах Иркутска - таймень, осетр, хариус, ленок, омуль. Я спрашивал, а почему эти рыбы не ловятся на Малом море? Оказывается, для этого необходимы соответствующие снасти и насадки!
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №7(69), 2005г.