Рыбалка и животные
Человек, увлекающийся рыбной ловлей не для промысла, а для души, по моему убеждению, любит не столько саму рыбалку, сколько природу вообще. Ведь живя по принципу дом-работа, не постичь красоты ни восхода солнца, ни трепета листьев над водой, ни грациозности белых лебедей, да мало ли еще чего. Потому что, сидя в четырех стенах, видишь все это где-то далеко, а возле удочек - всегда вокруг и рядом.
Пару лет назад ловил я рыбу на одном малоизвестном небольшом пруду. Ветер задувал довольно сильно, трава сзади ходила волнами, сухой тростник, в котором я затаился, качался и трещал, но мне было не до этого. Несколько сазанчиков от трехсот до семисот граммов уже лениво плавали в моем садке. Думалось о трофее. Чтоб не заветривался, кусок теста, завернутый в бумагу, лежал в кармане, а небольшая его часть - под рукой, на земле.
В очередной раз наклонившись за новой порцией насадки, я его не обнаружил. Решив, что он куда-то завалился, положил новый. Через некоторое время краем глаза заметил какое-то движение, повернул голову, и в траве скрылся еле приметный рыжий комочек. Делая вид, что меня интересуют только поплавки, искоса подсмотрел, как из укрытия высунулся мышонок, схватил тесто и мгновенно скрылся. То ли от малолетства такой бесшабашный и наглый, то ли от голода - поблизости ведь никакого поля нет. Я щедро поделился с ним всем, что было. Домовую мышь, я б, конечно, кормить не стал, а тут - вольный казак, считай, собрат. Жалко.
В другой раз я столкнулся с воровством зимой. Приехал за окунями на Курганский пруд, а знакомый, уже сидевший там, предупредил: "Рыбу на льду не бросай! Ворон у меня уже штук пять спер". Ну и ладно. Пробурил я несколько лунок и давай между ними бегать. Выдерну из одной пяток-десяток, стихнет клев - к другой иду.
Окунек небольшой, до ладошки, совсем незавидный, так кучками и бросаю. Лень ящик за собой таскать, да и интересно на ворона посмотреть. Кручу головой - нет птицы, наелась, наверное, думаю. Короче, совсем она из головы вылетела, а когда только чуть дальше отошел - тут как тут! Появилась, ну, из ниоткуда. Спикировала, быстро подхватила клювом пару окуней - и ходу. Приятно было посмотреть на слаженность отработанных движений. Видать, не в первый раз так подкармливается. Тяжелое время - зима...
Бывали курьезные случаи и с собаками. Один раз, только под вечер на речке плотва расклевалась, как шелудивая псина стащила у меня картофелину, в которой хранился мотыль. И, главное, бросила, пока я за ней с досадными воплями бежал, да пойди найди в снегу. Тем и кончилась рыбалка.
А однажды зимой сидело нас по перволедью на хорошем карасевом водоеме в Калиниченково человек под сто. Компактно так, дружно сидели. И также совместно падали, вжимая в плечи головы, когда кем-то вспугнутые домашние гуси в равном нам количестве с шумом и гамом пошли на взлет. Хорошие, толстые птицы не могли высоко подняться и, пронесясь над самыми головами, кое-кому и шапки нечаянно посрывали. То-то весело было. Потом...
А вот кошка на Зеленом пруду в селе Березово сумела пристыдить рыбацкую гордость неслабо. На все троих ни единой поклевки в тот день мы не увидели. Карась "терся". Небольшие стайки ходили у самого берега, устраивая жуткую возню в кустиках. Совсем им не до клева было, и поймать мы ничего не смогли. Просто наблюдали, не мешая икрометанию, и все. И ступор нападал при виде кошки с жирным карасем в зубах, которого она деловито тащила к дому дяди Коли. Небольшая, абсолютно сухая кошка с живой трепыхающейся рыбой. И так - пять раз!
А года три назад прихватил меня брат на рыбалку. А мне после вчерашнего застолья ну очень нехорошо было. Вот и сунул в сумку втихаря пивка на оздоровление. Сидим на дамбе. Брат что-то несвязное про каких-то потерянных для общества алкоголиков бубнит, я вполуха слушаю и влагу живительную потягиваю. Нам друг друга не видно - разделяют две вербы. И по ближней ко мне, цокоча и гоняясь одна за другой вверх-вниз, забегали грязно-белые зверушки с куцыми хвостами, размером примерно с ладонь.
- Андрюха! - говорю.
- Чего?
- Белочка!
- Уже пришла?
Теперь-то весело вспоминать, а тогда очень мне обидно сделалось.
Разное было. Принятое и не очень. Но, что хочется отметить, памятное. И без этих случаев с братьями нашими меньшими, как ни верти, рыбалка была бы довольно скучной и однообразной.
Александр Тищенко, Воронежская обл.