Рыбалка - дело серьезное
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Несомненно, мой жизненный опыт, профессия хирурга и какие-то примеры из повседневной практики заставили меня написать данную статью. Рыбалка многократно рассматривается с множества сторон, но не часто можно найти статью, где бы говорилось о том, что она кроме десятков прелестей таит в себе и немалую опасность. А я думаю, что об этом хотя бы периодически надо напоминать.
Толчком к написанию статьи стало очередное печальное известие: утонули два рыбака, отнюдь не новички. То, что на реке, как и на дорогах, гибнут в основном пьяные, отрицать нельзя, но опасностей, предостерегающих рыболова на воде, достаточно и для трезвых.
В приморских зонах в районе лодочных станций всегда есть люди, подающие рыболовам знаки о недопустимости плавания. Помню, как обнаружив на мачте черный шар, мы ругались на работников станции, которые, по-нашему мнению, переоценивали опасность, но зато сейчас сквозь годы понимаю, что ни одна из тех попыток выйти в море не была хоть как-то обоснована. Простая бравада, которая зачастую заставляет рисковать.
Опять же по себе знаю, что приехав на водоем и встретившись с сильным ветром, я запросто возвращаюсь, не замочив лодку. Но стоит приехать в компании 1-2 рыболовов, и обязательно один начинает геройствовать и не хочется в его глазах оказаться позорным трусом.
Думаю, что каждый рыболов должен иметь четкий алгоритм действий при плавании в ветреную погоду. Обязательно надо соизмерять расстояния с ветром и наступлением темноты. Даже среди моих знакомых случались ситуации, когда ломались или терялись весла, а однажды унесло и лодку, пока хозяин осматривался на острове. А уж выход из строя моторов отечественного производства - это почти стандартная ситуация. А однажды подводные охотники, возвращавшиеся на лодке в темноте, среди сотен островов вообще не нашли берег. Точно та же беда случилась с деревенскими браконьерами, вышедшими поздней осенью с острогой.
Подобные ситуации вполне можно предусмотреть. Не надо выходить в ветреный день далеко от берега, если у вас предательски поскрипывает весло, и уплывать на моторе вниз по течению, если он не совсем надежен.
Другая беда - это повреждение лодки. Наскочить на скорости на топляк рискует любая моторная лодка, и поэтому вряд ли разумно на полном газу лететь по новому маршруту. Тут уж трудно что-либо прогнозировать и советовать.
Но и тихоходные надувные лодки имеют слабые места и определенный срок износа. Прокалывать лодку в безобидной ситуации приходилось многократно самыми разными острыми предметами. От этого никуда не деться, но с проколом не трудно справиться, имея под рукой обыкновенный скотч. Он вполне прилично держит воздух и не всегда требует срочного возвращения на берег. Не всегда стоит вытаскивать, пробившую борт блесну. Она в какой-то степени служит и затычкой на ближайшее время.
Надо быть острожным и при плавании вблизи высохших веток нависающих над водой кустов. Как правило, всегда на вашу голову найдется особо острая.
В лодке, вообще, надо держать минимум острых предметов и обращаться с ними внимательно. В маленькой лодке при поимке крупная рыба устраивает такие пляски, что и тройник, и нож, и даже щучьи зубы могут оказаться погруженными в надувной борт. Для того чтобы уменьшить риск, надо так разложить вещи в лодке, чтобы они не мешали друг другу и не представляли опасность.
Но такая щука представляет опасность и непосредственно рыболову. Даже сейчас, когда поймана не одна сотня щук, бывают ситуации, когда рыба в подсаке "закручивает" ситуацию так, что тройник неожиданным образом вонзается в руку. Причем вонзается с силой и может пробить кисть очень глубоко. А однажды в такой ситуации тройник выскочил у крупной щуки из пасти, спружинил на короткой леске и пробил моему отцу щеку под самым глазом. Пробил насквозь, и он греб в деревню с отрезанной блесной, висевшей под глазом.
Особо опасны манипуляции крупной рыбы у самого борта лодки, элемент риска тут есть всегда. Но если это сом и на снасти соответствующий огромный крючок, то риск еще выше. Думаю, что не раз трагедии на воде были связаны именно с ночной ловлей сома на надувных лодках. Уж не знаю, разумно ли вообще охотиться на такую рыбу при таком оснащении?
Возможно, я и переоцениваю риск, которому подвергают себя спиннингисты, находящиеся в одной лодке, но жизнь заставляет думать именно так. Сколько раз приходилось слышать жуткий шелест проносящейся над ухом блесны, были случаи, когда цепляли одежду и какую-то вещь в лодке.
Ловля "в толпе" вообще небезопасна с самой неожиданной стороны. Однажды на пирсе здоровенный свинцовый груз вырвался у размотавшего его рыболова, высоко взлетел вверх и упал со всей дури на голову другого. Самым жутким был для меня момент, когда с косы кидали тяжелые блесны, а у одного ветром сдуло что-то, и он за спиной подбежал схватить свою вещь. Со страшной силой блесна причесала его висок.
Но вернемся к лодкам. Раньше я не слыхал о том, что надувные лодки могут безо всякой явной причины взрываться. Но сейчас это бывает все чаще: то ли лодок стало намного больше, то ли качество их оставляет желать лучшего. Но ведь уже давно известно и то, что взрываются они, как правило, в солнцепек при максимальном надувании. Если помнить об этом и контролировать ситуацию, то возможно, удастся предотвратить неприятность.
Стоит ли говорить о том, что любая лодка при несоблюдении осторожности легко перевернется. Речь не идет о прогулочных катерах, с которых все чаще ловят рыбу. Переворачиваются любые лодки, но, как ни странно, реже от этого страдают именно надувные. Наверное, играет роль центр тяжести. Но и надувная лодка легко сделает оверкиль при чрезмерном наваливании на борт.
Особо надо остановиться на буксировке надувных лодок. Сейчас, с появлением многочисленных разнокалиберных моторов, транспортировка лодок стала обычным делом. При разумном подходе и на умеренных скоростях тащить лодку можно, но надо всегда помнить о волне, о ветре и о том, что при повороте она рискует черпануть воды и перевернуться.
Особого внимания требует рыбалка на горных речках, порой совпадающая с экстремальным сплавом. Там, где есть сплав, всегда найдутся инструктора, которые объяснят, в чем опасность. Но есть реки с небольшими порогами, где нет инструкторов, а рыболовы всё переворачиваются и уходят под заломы. Остается надеяться, что таких рек у нас становится все меньше.
А теперь опять на берег. Но и твердая почва под ногами не гарантирует полной безопасности. К очень опасным снастям я отнес бы донки с резиновым амортизатором. Крепкая резина создает такую тягу, что если резинка соскакивает с вбитого сзади колышка, то крючки со свистом улетают в воду, унося с собой клочки одежды и кожи. Я, к счастью, ограничился одеждой. Снасть опасна вдвойне тем, что чаще всего ею ловят ночью. Еще опаснее, когда резинками ловит веселая компания, в которой присутствуют и женщины, и дети. И дети обязательно лезут подергать рыбку.
Существуют еще, конечно, крутые обрывы, скользкие речные камни, змеи и клещи, но о последнем упоминается часто, а об остальном следует говорить, как о кирпиче, упавшем на голову. Это не избавляет вас от необходимости быть осторожным.
Отдельный разговор о зиме, которая, как говорят синоптики, опять к нам придет. Этот раздел освещается чаще. Хотя что толку, если число машин, проваливающихся под лед, не уменьшается?
Поэтому коротко:
- не рыбачьте по первому и последнему льду в одиночку,
- не будьте первооткрывателем,
- купите или сделайте себе спасалки,
- не уходите в сильный ветер далеко от берега, если есть открытая вода,
- не дожидайтесь темноты, если берег далеко,
- не пейте! не пейте!! не пейте!!!
Рыбалка круглый год № 19(105), 2006 г.