Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Ротан – всему голова

Ротан – всему голова

Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора

Какая в Средней полосе самая востребованная рыба с появлением первого льда? Конечно же, он, незабвенный ротан, чудесным образом заселивший массу прудов, небольших озер и даже тиховодных речушек. Большие глубокие водоемы ему как-то не с руки, а вот мелкие, сильно зарастающие летней порой, – самое то. Именно поэтому, практически все жабовники нашей страны достаточно давно заселены этой своеобразной и занятной, по повадкам, рыбой. Водоемы эти, как правило, малы и неглубоки, и замерзают в первую очередь, и дают возможность истосковавшимся по зимней рыбалке рыбакам.

23-349-5-1.jpg

Лед, пригодный для ловли рыбы на прудах и пойменных озерах, встал у нас на Рязанщине в первых числах ноября. Но выезжать на него я опасался, и лишь, когда получил звонок от знакомого деревенского рыбака Анатолия о ловле ротана на близлежащем к его дому пруду, наметил поездку. 

Рыбалка обещала быть интересной лишь по тому, что эту рыбу мне зимой ловить не приходилось, поскольку все помыслы по зиме изначально зацикливались на балансирной ловле и жерличной ловли щуки. Ротан, вроде бы, тоже хищник, но особенный, я бы даже сказал специфический, об этом знают все, кто имел с ним дело. 

Летом я его ловил, при случае, на пятиметровую удочку с боковым кивком, где тоже не сразу нашел к нему подход. Ведь его позиционируют как всеядную, глуповатую добычу, доступную рыбаку любой квалификации. Смею вас заверить, что это далеко не так. Чтобы ротана «сподвигнуть» на поклевку, нужно еще потрудиться, если на водоеме впервые. После того как вы разгадали, на что он ловится и какую насадку и проводку предпочитает, то ловить его можно вполне успешно. В чем я и убедился, прибыв спозаранок на новый, для себя, пруд, а вернее на то, что от него осталось.

Кто-то заботливо перекинул две небольшие жерди, чтобы без проблем зайти на лед. Возле берега в камыше он не держал. Находясь еще на жердях, сильно ткнул пешней в ноздреватое ледовое покрытие и удовлетворенный его крепостью прошел к уже готовым, открытым лункам. На пруду никого. Лунок было немало, чем я и не преминул воспользоваться. 

Быстро размотал одну из приготовленных накануне удочек с небольшой желтой блесенкой, насадил тонкие полоски куриной шкурки и приступил к поискам черноголового. 

Была у меня и другая насадка: куриная печень, а что завсегдатаю пруда понравится, нужно было еще определить. 

До дна не более 80 см. При такой глубине и в случае форс-мажора не страшно. Ну, случится нежелательное, провалишься вдруг, спасалки на груди помогут выбраться. Переоденешься в сухое, лежащее в машине, и будешь продолжать ловлю дальше. Лед держал хорошо и позволял спокойно ходить от лунки к лунке в поисках неприхотливой рыбы, но ее не было. 

Ротан не реагировал на мои старания. Вот тебе, Василий, и активный клев, обещанный накануне Анатолием. Где же он? Что же ему надобно сегодня? А все говорят, что всеяден, неприхотлив и ловится на что угодно. Ну, конечно, погода плохая: сильный ветер свистит в прибрежных деревьях, непрерывно шелестит и валится навзничь камыш от его порывов, лохматые свинцовые тучи цепляются за вершины берез и ольхи и стремительно проносятся вдаль, в серую мглу небосвода. Понятно, почему вездесущий ротан не клюет. Непогода. Какой уж тут клев.

Сложно представить мои дальнейшие мытарства, если бы вскоре не подъехали два рыболова из соседней деревни почтенного возраста. Один из них расстроился, что мною занято его вчерашнее место, которое я тут же любезно освободил, переместившись неподалеку. Я по-прежнему пытался раззадорить местную рыбу, пробуя и меняя блесенки, мормышки, даже и «чертик» с печенкой опускал в воду, но тщетно. 

Увлекшись, через полчаса оглянулся на рыбака, которому уступил место, и просто обалдел. Возле него уже копошилась куча из рыбы не менее двух десятков. Нет, я не понял. У меня ни единой поклевки, а ветераны местного водоема таскают рыбу, как из собственного аквариума. Я просто потерялся от изумления.

Подхожу. Знакомлюсь. Деревенские люди просты, Иван охотно делится опытом. Во-первых, у него на блесенке, меньшей по размеру, насажен шустрый до невозможности навозный червяк. Во-вторых, он не играет насадкой, а просто, опустив ее вполводы, ритмично поднимает и делает паузу. Что меня поразило более всего – рыба ловится не со дна, а из-подо льда. Именно так. На моих глазах рыбак поднимает блесенку с червем на самый верх лунки, и сбоку, из-подо льда, вылетает ротан и виснет на крючке. Теперь понятно, почему я не слышал всплесков вываживаемой рыбы, ее просто поднимали из лунки и складывали в луже на льду. Такого я еще не видел. А я-то стараюсь найти рыбу возле дна, ведь мелко же, зачем же ей быть наверху. Видимо, подо льдом находился его корм, там он и держался. Ну что тут скажешь. Специфика. Как не вспомнить известное, – Век живи, век учись.

Учимся. Стоял минут десять, забыв про свои снасти, уж больно занятное было зрелище, все же на глазах. Поднимается насадка, пауза, через пару секунд, меняя на пять сантиметров горизонт, и, когда червяк уже как бы уходит за пределы видимости притаившегося черноголового хищника, он нападает на ускользающую от него добычу, по сути выпрыгивая из лунки. 

Разве ж я мог рассчитывать на такую экстравагантную ловлю, ведь летом я ловил эту рыбу на полутораметровой глубине. Поначалу я даже вздрагивал, когда ротан производил отчаянный бросок на червя, чем немало забавлял местного ветерана ловли. Потом он мне рассказывал, какой огромный был изначально водоем, какое изобилие карася и ротана здесь было до лихих 90-х. По весне, –говорил Иван, – места затемно занимали, чтобы карася ловить после нереста, столько его было, а караси – лапти, бывало, клинские лески рвали походя. Сейчас же, сам видишь, плотину прорвало, вода ушла, все захирело, и берега пруда зарастают камышом, а летом и сами остатки пруда в сплошном покрывале водорослей. Вот только по перволедью и ловим, когда трава опустится.

Второй рыбак ловил, как и я, на куриную шкурку, и тоже поверху, возле самого льда, но успех его был гораздо скромнее. Понятно, что червь на сегодня – насадка номер один. 

Бегу к своим удочкам и кардинально меняю тактику. И ротан сразу же отзывается, но ловится по одному, по два с лунки, а у Ивана все поймано с трех расположенных рядышком. Что-то рыбу там сильно привлекает, у нас же с коллегой такого не наблюдается. 

Постоянно меняем лунки и выхватываем рыбу то тут, то там. Пробовал бурить новые в надежде, что на неосвоенных площадях ловиться будет лучше. Ничего не добился: ротан открытых лунок не боялся. И впрямь рыба своеобразная, и требует особого подхода и изучения. С наскока его не возьмешь.

К одиннадцати полудня клев сошел на нет. Мои новые знакомцы, удовлетворенные рыбалкой и уловом, уехали по домам, я же остался догонять, что упустил изначально. К их отъезду у меня насчитывалось не больше пятнадцати голов. Разница с их уловом не сопоставимая. Через час клев возобновился. Ловить мне приходилось несколько иначе, нежели Ивану, поскольку у него был активный навозный червь, моя же насадка была статична, а на «стоячку» ротан не брал. Поэтому приходилось своеобразно твичить кивком, замирая регулярно в паузах. Черноголовый разбойник именно на паузах и нападал. 

Вскоре я нашел поодаль серию открытых лунок и стал их регулярно облавливать. Здесь было еще мельче, не более полуметра. Дно прекрасно просматривалось. Оно было, как ни странно, песчаным, с ракушками и редкой травяной растительностью. Стоя, я опускал в лунку уже белую блесенку с насадкой, воочию наблюдая за действом, придавал ей мелкую-мелкую дрожь, чтобы тонкая кожица шкурки зазывно вибрировала, затем поднимал немного и продолжал в том же духе. Ротан черной молнией вылетал со стороны, но засекался редко с первого раза. Иногда он нападал до 5-7 раз, прежде чем я мог его подсечь. 

23-349-5-2.jpg

Долго гадал, почему пустые подсечки. Сложилось впечатление, что тело блесны мешает ему сесть на крючок. Видимо, она была великовата. Если бы крючок был не впаян, а вместо него висел тройничок, успех был бы иным. Еще можно было попробовать крупную мормышку, но времени оставалось мало. 

Под самый вечер попались три весомых, запоминающихся экземпляра, что называется. – На поход, – как говорят обычно на рынке.

Процесс меня настолько увлек, что я не заметил, как начало смеркаться. Пора было уже возвращаться, а впереди была раскисшая напрочь за теплый день, некогда снежная дорога. По ней и рано утром было ехать не просто. Собрав поштучно и насчитав 67 голов разного размера пойманной рыбы, запечатлев свой улов, тронулся в обратный путь и, хотя он в иных местах напоминал настоящее Rally Trophy, успешно преодолел на своей машине распутицу и вскоре уже гнал по шоссе, вспоминая забавные минуты ловли российского басса. Удовлетворяло и то, что сумел найти свой подход к этой, простодушной и незамысловатой с виду, но привередливой для рыбака, впервые попавшего на водоем, рыбе. 

Что ни говорите, а все-таки своеобразная эта рыба перволедья. И впрямь нынче головастый ротан – всему голова. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 23(349), 2016 г.