Главная > Статьи > Разнообразная рыбалка заполярной Норвегии

Разнообразная рыбалка заполярной Норвегии

5-120-1.jpgЕвгений Константинов

Хорошо, когда ты уже рыбачил в этих местах. Не надо, как говорится, "отрывать Америку", а в данном случае - мне не надо было открывать Норвегию. Рыбалка в этой замечательной стране настолько разнообразная, что остается только в Норвегию приехать, взять в руки спиннинг, забросить приманку и...

Да-да-да, так мы и сделали: после двух перелетов - сначала до Осло, затем до Трумсё, ну и затем - спокойно-легкий трансфер на рыболовно-туристическую базу Lauklines Kystferie. На которой - быстренькое размещение в комфортабельном "рорбу" (рыбацком домике), спиннинг в руки - и рыбалка, прямо с порога! И ведь самое прикольное в том, что буквально за полчаса ты с этого порога можешь наловить рыбы, из которой легко сварганить ужин хотя бы и на десять человек. Рыба, пусть и некрупная, но треска, сайда, бычки клюют на твою вертушечку либо на трехграммовую джиг-головку постоянно и очень даже азартно. (Фото 1.)

Если же учесть, что пребывание наше в Норвегии совпало с периодом белых ночей, то рыбачить там можно было круглосуточно. Хотя необходимо заметить, что наиболее уверенный клев случался во время прилива.

Непогода-непогода...

5-120-2.jpgХорошо, когда у тебя есть выбор в плане различных способов ловли. На второй день пребывания в Лауклинесе у нас была запланирована морская глубоководная рыбалка, но опытный гид Маркус предупредил, что на море будет неспокойно - ветер, дождь... В плане видеосъемок (а наша группа снимала сюжеты для телепрограммы "Моя рыбалка") такой расклад был не самым предпочтительным, поэтому по совету Маркуса мы решили выйти в море через день, когда погода обещала наладиться. А для начала порыбачить на озере Каттфьордванне. (Фото 2.)

Маркус рассказал, что зимой неплохо ловил на этом озере форель. В наше распоряжение предоставили автомобиль, и мы сразу после завтрака, не теряя времени и не обращая внимания на висящую в воздухе сырую взвесь, помчались на то самое озеро в предвкушении щедрого клева. Но - увы! Ничего мы там не поймали, даже поклевки не видели и, как мне думается, все из-за того, что половина озера, несмотря на то, что на дворе стоял июнь, до сих пор оставалась подо льдом. Возможно, и рыба продолжала держаться под ледовым укрытием - не берусь утверждать. Но факт остается фактом. Вот он, "подарочек" заполярной Норвегии.

Никто из нас, конечно же, не пожалел потраченного времени, красоты природы с лихвой компенсировали отсутствие клева. К тому же мы были очень впечатлены последствиями разгула стихии - весной из-за обилия снега на невысоких в общем-то горах сошла лавина (а подобного не помнят даже старожилы), сокрушившая все на своем пути. К счастью, обошлось без людских жертв...

Мы вышли в открытое море...

5-120-4.jpgАбсолютно прав оказался Маркус - прошли сутки, погода установилась просто замечательная, и мы вышли в открытое море на довольно приличном судне под названием Anemone. Во время морской рыбалки от опыта капитана корабля зависит успех всей рыбалки. Наш Маркус оказался выше всяких похвал. На первом, казалось бы, перспективном месте на выходе из фьорда мы половили совсем чуть-чуть - не понравилось капитану место, и он направил корабль дальше, гораздо дальше.

Глядя на установленный в рубке картплоттер, я видел, как на экране увеличивается глубина - 40 метров, 60, 80, 100, 120... потом стало "мельче", и вот на глубине порядка 70 метров прозвучало капитанское "О-кей!" И тут же у нас в руках - мощные морские удилища, мультипликаторные катушки с толстой нервущейся плетенкой и пилькеры весом по 400 граммов, выше которых - два поводка с крючками, оснащенными красными кембриками.

Только-только наши приманки достигли дна, и мы сделали по два-три взмаха удилищем, как одновременно у всех случились поклевки, после чего началось довольно утомительное с непривычки вываживание, точнее - подъем с глубины неизвестных (до поры до времени) трофеев. Как по заказу каждый вытащил по две трески весом от полутора до пяти килограммов. Мелкую Маркус отправил за борт, покрупнее - в специальный бак - на ужин. (Фото 3.)

Стоит отметить, что только что пойманная и приготовленная треска - отменный деликатес. Треска клевала хорошо, только успевай опускать приманку и вытаскивать. Я, кстати, привнес в оснастку некое дополнение, а именно - подсадил на крючки с кембриками "съедобную" резину. Кроме того, попросил Маркуса поменять мне удилище, на котором вместо мультипликатора была безынерционная катушка - с ней лично мне ловить было гораздо привычнее.

Очень страшная рыба зубатка

5-120-5.jpgПомимо трески, попадались пикша, сайда, менёк. Наконец Сергей вытащил удивительную рыбу под названием зубатка весом около двух кг. В предыдущую поездку в эти же места я был единственным, кому посчастливилось поймать зубатку. Тогда мы взяли ее на ужин, и по вкусу она оказалась даже лучше трески. Оказывается, благодаря устройству своих мощных зубов зубатка питается крабами, а так как в последнее время крабов в Норвежском море развелось слишком много, эту рыбу желательно отпускать в родную стихию. Что мы и сделали.

Но вот после очередной поклевки мой спиннинг согнулся в такую дугу, что Маркус сразу сказал, мол, это трофей. Тяжело поднимать трофей с 80-метровой глубины (хорошо, что не со 120-метровой), но такова специфика морской рыбалки. Я долго и честно трудился по подъему тяжести, и, наконец, справился с задачей - при помощи Маркуса, который воспользовался багром и втащил на борт еще одну зубатку, вес которой оказался 7,5 кг - пока что рекордная в этом сезоне в Норвегии. Сильнейшая, красивейшая и одновременно страшнейшая рыбина. Я бы ей палец в рот не положил... (Фото 4.)

Маланген Брюггерь (Malanger Brygger). Озеро

Именно так называлась еще одна рыболовно-туристическая база, до которой мы из Лауклинеса доехали на автомобиле за каких-то полтора часа. Я в этом месте тоже бывал и знал, что неподалеку есть озеро, в котором можно половить на спиннинг. На это озеро я и убежал следующим утром, еще до завтрака. Озеро - неописуемой красоты, вода - чистейшая, рыба - капризная, но ключик к ней я все-таки подобрал. Чтобы увидеть поклевку, мне пришлось поменять несколько типов приманок, и самыми эффектными оказались самодельный нулевый серебристый лонг и трехграммовый (опять-таки серебристый) мюран.

Вообще-то на подобной рыбалке я предпочел бы ловить классическим двухсоставником длиной порядка 2,70 см с тестом до 16 г. Но в этот раз (чтобы не сдавать в багаж объемный тубус) притащил с собой "походные" телескопы длиной 1,80 см, хотя и с тем же тестом. Не подвели палочки, хотя все-таки береговая рыбалка, по моему опыту, подразумевает более длинные спиннинги: забрасывать и осуществлять проводку ими несколько удобнее. 5-120-6.jpg

На том озере за сорок минут утренней ловли я поймал трех гольцов - некрупных, но доставивших много радости своей красотой и самим фактом поимки. (Фото 5.)

Маланген Брюггерь. Рыбалка с судна

В окрестностях Маланген Брюггерь морская рыбалка оказалась менее результативна. Наверное потому, что, наловившись трески и прочей "мелочевки" (хотя, как можно назвать двухкилограммового менька или сайду мелочевкой?), мы больше настроились на ловлю палтуса. Дрогнуло у меня сердечко, ох, как дрогнуло, когда вдруг на противоположном конце снасти образовалась солиднейшая тяжесть, и удилище начало конкретно кивать кончиком в воду. Пришлось понервничать, но трофеем оказался не палтус, а крупная сайда (ее еще называют люром).

Лофотеновы острова

Возвращение в Трумсё, два коротких перелета, и мы на Лофотеновых островах, на рыболовно-туристической базе в местечке Ньюсфьорд. По большому счету для удовлетворения рыбацкого азарта-влечения мне лично было бы достаточно посещения только этой, самой западной границы Норвегии.

5-120-7.jpgЗдесь мы настроились на ловлю палтуса вполне серьезно. Чему свидетельствовали огромные виброхвосты, которыми капитан корабля оснастил наши спиннинги. Глубина, на которой проходила ловля, была сравнительно небольшой - порядка 40 метров. Каких-то особых превратностей в процессе рыбалки не было: судно становилось в легкий дрейф, мы опускали приманки на дно и старались их удержать именно у дня, постепенно стравливая леску.

Поклевки начались сразу, но, как оказалось, это был не день нашей рыбацкой удачи: у Сергея его огромный виброхвост просто-напросто откусил какой-то подводный гигант; у Лены - откусили самый кончик этой приманки; я же сподобился палтуса подержать и даже поднять примерно в полводы, после чего мой потенциально самый крупный трофей сошел. (Фото 6.) Капитан сказал, что, судя по всему, в палтусе было более тридцати килограммов. Капитан расстроился, я - нет.

Рыбалка - это не билет в кинотеатр, благодаря которому тебе гарантирован просмотр фильма. Наверное, тем она и ценится, что рыболову не всегда везет...

В следующий раз на подобной охоте за палтусом я предложу ловить не на однотипные приманки, а внести в них как можно больше разнообразия: помимо огромных виброхвостов, ловить на те же пилькеры, оснащать леску поводками с различными подсадками на крючки, придумать что-нибудь еще. Уверен, что эксперимент и в морской рыбалке тоже важен. ( Фото 7.)

Озера Лофотен

Нам крупно повезло в другом. Как оказалось, в окрестностях Ньюсфьорда имеется несколько живописнейших озер, в которых водятся форель и голец! И эту рыбу мы половили в свое удовольствие. Форелька попадалась преимущественно на некрупные вертушки. Чтобы спровоцировать ее на поклевку, требовалось дать приманке заглубиться, после чего вести ее в неспешном темпе, порой с легким твичингом. Важную роль играла маскировка рыболова - вода в озерах кристально-чистая, и рыба прекрасно распознает на берегу незнакомый предмет.

Гольцов я поймал всего двух, но они стали для меня настоящим подарком. Они выходили за блесной, сопровождали и хватали ее у меня на глазах, под мои комментарии, типа, ну, давай, давай, схвати ее, миленький. И они "слушались" меня, садились на крючок, словно знали, что после короткой фотосессии будут отпущены на волю.

Спасибо вам, гольцы и форельки, спасибо - треска, сайда, менёк, зубатка, да и не попавшемуся палтусу - тоже спасибо! И большое спасибо такой разнообразной заполярной Норвегии... (Фото 8.)