Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Разлив Караузяка

Разлив Караузяка

Геннадий Побожий, г. Байконур

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 6(116), 2007 г.


116-12-1.jpg

Суббота. Ночью слегка подморозило, утром, за последние несколько дней небо очистилось, солнце, пригревая, осветило землю. Два дня назад поднявшийся шквальный штормовой ветер, принесший большие неприятности многим владельцам спутниковых антенн, срывая и снося их с крыш, сделал и доброе дело, подсушив дороги, как в городе, так и в степи.

Видя такую погоду, решил позвонить  Володьке Варлашину и предложить съездить на рыбалку, но случайно встретились с ним на улице.

Стоим разговариваем. А вокруг благодать: сверху светит солнышко на голубом небе без единого облачка, стоит полное безветрие, температура воздуха в "плюсе".

- А не поехать ли нам завтра на рыбалку? - предложил Володя, - смотри какая погода стоит, а на завтра обещали еще лучше.

- Да я сам тебе хотел позвонить после обеда, - ответил я, - но видишь, встретились раньше. Кого в экипаж возьмем?

- Давай Сашку Шмалия  и Лешу Хворова, тем более он вчера мне хвалился, что ему привезли мотыля из Оренбурга.

- А куда поедем?

- Похоже, подсушило не только в городе, но и в степи, давай попробуем пробраться на Масак.

- А если не проедем?

- Вернемся и попытаемся куда-нибудь еще проехать, не может быть, чтобы никуда не попали.

В общем, в основном условились. А уж мелочи обычно уже вечером обговариваем по телефону. Так получилось и в этот день. Вечером мне Александр дважды позвонил, и Володя - один раз, уточнялись.

Утром, выйдя из дома и шагая в гараж, обратил внимание на темное небо: ни луны, ни единой звездочки. Температура воздуха чуть ниже нуля. Слабый ветерок гулял по улице, еле шевеля занесший штормовым ветром на карагач целлофановый пакет.

Вскоре мы покидали ночной город. Не успели отъехать от города и пяти километров, как въехали в плотный туман. Концентрация влаги была такая, что пришлось частенько включать дворники, очищая стекло от воды.

Интересное явление - зимний туман, над землей висит мелкая дисперсия воды, а термометр показывает -1°С. Дорога влажная, но без гололеда. Видимо, теплый туман не дает влаге, опустившейся на асфальт, схватиться льдом.

Чуть больше часа по трассе Самара - Ташкент и сворачиваем в степь. Она за последнюю теплую неделю практически полностью освободилась от снега, только кое-где с северных сторон холмов и в особо густом кустарнике саксаула большие наносы остались лежать плотным грязным слоем слежавшегося снега. Дорога чистая, подсохшая, только в трех местах огромные лужи преградили путь, и пришлось их объехать по степи.

Проехав степью более 20 км, добрались до канала. Если в январе он был сухой, то сейчас вода заполнила его более чем на половину, и это были первые признаки нашей маленькой катастрофы, которая заключалась в том, что мы не смогли проехать к Масаку.

- Похоже, что низины в степи будут затоплены, - в голосе у Александра появились нотки легкой взволнованности, - боюсь, что мы не проедем.

- Не проедем, объедем, - парировал его Володя.

Больше никто не проронил ни слова, но, скорее всего, подумали об одном и том же - не первый раз приезжаем сюда и частенько возвращаемся ни солоно хлебавши. Уровень Караузяка, притока Сыр-Дарьи, в последние зимы поднимается и в местах, где берега низкие. Поднимая лед, вода уходит в степь, затапливая низины и проходящие по ним дороги. По одной дороге проезд бывает невозможным, но можно объехать по другой. Поэтому не особо  волнуемся и сворачиваем на основную дорогу. В былые годы, при затоплении, по ней мы не доезжали пару километров до озера. Оставляли машину и пешком, переходя в бахилах разлив, шли пешком. На этот раз не получилось - не успели проехать и двухсот метров от канала, как уперлись в открытую воду.

116-12-2.jpgВидя такое, начинаю сомневаться и я, что мы проедем, делюсь с друзьями. Саша меня поддерживает, Лешка молчит, а Володя - против. Он хоть и в меньшинстве, но сегодня за рулем, и поэтому его слово последнее. Вследствие этого, возвращаемся на развилку и сворачиваем левее. По этой дороге в прошлом году мы объезжали разливы, но они были не такими обширными. Опять неудача. Караузяк разлился более мощно. Проехав более трех километров, уткнулись в воду.

Опять возвращаемся до неприметной развилки, у которой на кусте саксаула висел привязанный полиэтиленовый пакет, скорее всего, специально повешенный, это была метка. Вот только куда ведет эта дорога? Может быть, объезд разливов, может, на какое-то нам неизвестное озеро?  Но что более реально, дорога, скорее всего, ведет к зимовью, находящегося в двадцати километрах от нас. Однажды нас занесло туда, но, что обидно, озер рядом нет.

Куда пойдет дорога, мы не знаем и сворачиваем на нее, туда, куда показывает примета. Дорога сухая, но очень тяжелая, под колесами песчаная земля, и влага от растаявшего снега давно ушла под землю, но две глубокие колеи, накатанные грузовиками многие годы назад и заросшие травой и мелким кустарником, не давали разогнаться, и приходилось лавировать между колеями.

Проехали около 5 км - и очередная развилка, но уже без всяких знаков. Куда ехать дальше, не понятно. Остановились и стали держать "совет": куда дальше?

Первым зароптал Александр.

- Мужики, я, конечно, не против ездить по степи, но куда мы едем, кто может сказать вразумительно? Так можно прокататься целый день и не попасть на озеро. А половить хочется. Да и дорога хуже некуда.

У нас с Володей принцип был немного другой: если мы уже стали ездить по степи в поисках нужного озера или дороги, стараемся покрутиться в степи. Бывает, находим то, что искали, а бывает, находим новое озеро, на котором ни разу не ловили рыбу. Еще не было случая, чтобы мы не выбрались из таких щекотливых ситуаций. Однажды вернулись домой с противоположной стороны, проехав по степи более ста километров.

Все равно уже время утреннего клева потеряно, а полуденного не наступило.

Леша, как всегда, молчал, ему было все равно, он никогда не встревал в спор. Бережет нервные клетки. Чего нервничать, спорить, все равно куда-нибудь поедем.

И все-таки разум восторжествовал, Сашка нас убедил, и мы решили вернуться.

Еще два часа дороги, и мы подъехали к небольшому озеру, на котором два года назад не плохо обловились. За это время конфигурация озера сильно изменилась, озеро высохло. Уровень воды упал больше чем на метр, и осталось в нем не более 50-60 см глубины. Не стали даже буриться, и, как оказалось, зря. Позже через день там неплохо обловились мои знакомые. А мы проехали дальше и через километр были на "Подкове". Акватория озера напоминает  вытянутую подкову и тянется на пару километров с шириной 500-700 м. Данное озеро тоже обмелело, вода с отмели берега отошла более чем на 3 метра. 

Время перевалило за 11 часов, а мы еще на берегу. Быстро выгружаемся и идем на лед. Метрах в семидесяти от берега Леша бурит одну лунку, эхолотом замеряю глубину - 2,1 м. В принципе, нормальная глубина. Леша с Володей остаются здесь, а мы с Сашей уходим метров на 100 к середине и буримся. Лед - 20 см. Бурить легко. Делаю несколько лунок. Глубина варьирует от 1,90 до 2,10 м. В 5 метрах от моей последней лунки бурится Саша.

116-12-3.jpgСтавлю в соседних лунках две удочки. Одна с тандемом двух мормышек: нижняя - темная вольфрамовая, верхняя - светлая люминесцентная; вторая - светлая двухсантиметровая микроблесенка. Поклевок нет. У Сашки тут же поклевка, и на лед из лунки выползает 200-граммовая плотвичка. Поправив червяка, отправляет его в воду и опять поклевка. После третьей плотвицы я подхожу к нему с эхолотом и замеряю в его лунке глубину - 2,4 м. Неужели 30 см сегодня решают улов?

При очередной плотвице рассматриваю его мормышку. Обычная небольшая капелька, только подложка у нее блестящего стального цвета. У меня таких точно нет, но все же перебираю мормышки и нахожу светленькую, мелкую, меньше спичечной головки, вольфрамку. Привязываю и, насадив червяка, опускаю ее под воду. Тут же поклевка. Вот и моя первая, похожая на Сашины, плотвица.

Вытаскиваю еще три штуки, и клев затихает. Самое интересное было то, что у меня рыба клевала на "игру", а у Шмалия - на "стоячку". Видя такое дело, достаю из ящика еще две удочки, одна из которых поплавочная с крючком, и устанавливаю их в свободных лунках. Похоже, мы попали уже на окончание утреннего клева. Постепенно поклевки сошли на нет и затихли. Хотя рыба поклевывала, но редко, и приходилось вымучивать каждую рыбку.

С нашего места было видно, что возле Алексея количество рыбы на льду с каждой минутой увеличивалось. И я вспомнил, что у него есть мотыль. Оставив снасти, отправился к нему. У лунки лежало десятка три разнокалиберных плотвичек. Конечно, его мотыля уже трудно назвать полноценным мотылем. Это были замороженные и оттаянные личинки уже не рубинового, а темно-бурого цвета. Но рыба на них клевала, и клевала лучше, чем на червя.

Взял у него щепотку насадки и вернулся к своим удочкам. Насадил на крючок одной удочки, и через несколько секунд шевеления мормышкой последовала уверенная поклевка. Попалась небольшая рыбешка, которую тут же поставил на тройник жерлицы. Саша, пока я ходил, выставил пять жерлиц. Хотя на щуку сегодня надежд мало. Приехавшие и ставшие в стороне от нас наши байконурские рыбаки сообщили, что они ездят на данное озеро часто и щука практически не ловится в этом году. Почему, не ясно.

Хворов нам рассказал, что по осени он сюда ездил блеснить. На спиннинг щука хорошо ловилась, но воды в озере было больше. Видимо, в этом и весь секрет. Щука куда-то ушла, но куда, нам не известно. Это озеро мы плохо знаем, так как очень редко посещаем. Подкова - самое доступное озеро в степи, поэтому часто посещаемое рыбаками. А наша компания старается ездить туда, где народа поменьше. Сюда, как и сегодня, заезжаем по необходимости.

И все же я взял удильник с блесной и пошел по свободным лункам, но не то, что удара, даже тычка не получил. А в это время Володя выдернул полукилограммового подлещика. Буквально минут за двадцать до этого я в очередной раз раскритиковал его удочки с леской 0,2 мм, говоря о том, что на такую леску сегодня клевать не будет. В очередной раз ошибся - клюнуло и не один раз. Конечно, поклевки у него были реже, чем у нас, но рыба попадалась крупнее.

После обеда и у нас с Александром стал поклевывать подлещик, конечно, не такой крупный, как у Варлашина, но все же подлещик, а это для данного озера, с его небольшой глубиной, неплохой прилов к плотве. У меня лично клевал первый подлещик в этом сезоне.

На поплавочную удочку, часа через полтора случилась единственная поклевка, но какая! Удочку потащило по льду. Подсечь я успел, даже почувствовал на крючке крупную рыбу и стал ее вываживать. Напряжение, как мое, так и лески, росло. Последняя, как струна, звенела от натуги и рывков, но я старался руками сглаживать рыбьи усилия, но все же не сумел. При очередном сильном рывке, леска лопнула, но не на узле, как это часто бывает, а у самого поплавка, который отлетел в сторону.

Почему так случилось? Причина, подозреваю, кроется в самой леске. Обычно я использую леску один сезон, после меняю, а так как поплавочную удочку использую очень редко, леску уже не менял два года, пошел третий сезон. Вот и поплатился. Видимо, перепады зимней и летней температуры в большом диапазоне от -25 до +50°С не идут на пользу леске. И все же хочу в оправдание лески выдвинуть еще одну версию: когда удочку потащило, острый край льда царапнул по леске у поплавка. Леска дала слабину, которой воспользовалась рыба.

Успел заметить в лунке белый бок крупной рыбы. Кто это был, узнать не суждено.

На удочке с мелкой вольфрамовой мормышкой стоит леска диаметром 0,1мм, поставленная в начале этого сезона, но и она не выдержала рывка очередной крупной рыбы. И этот неизвестный экземпляр ушел вместе с мормышкой.

Володя смеется:

- Если бы мне она попалась, я бы на свою удочку без всяких сомнений вытащил.

Постоял, немного подумал и продолжил:

116-12-4.jpg- А то поставят тонюсенькую лесочку и всю рыбалку на нервах: оторвет - не оторвет. А я спокоен. На мой канат хоть плотва, хоть окунь, хоть щука, лишь бы только не резанула зубами.

Щука весь день не проявляла себя - не поднялся ни один флажок, ни у нас, ни у соседей, да и, как часто бывало на других озерах, не позарилась на мормышку. И только уже в самый вечер, когда собирались домой, вдруг одиноко поднялся флажок на моей единственной жерлице. А так как стояли вместе с Александром, почти у самой жерлицы, подошли вместе.

Катушка слегка шевелилась, но не прокручивалась. Я взялся за леску и медленно выбрал ее до того момента, как почувствовал щуку. Даже вот так, держа леску в руке, по поведению рыбы можно понять - крупная она или нет. Если легонько подергать за леску, щука отреагирует на это, слегка отходя в сторону и еще более сжимая челюсти. Именно в этот момент чувствуется мощный напор крупной рыбы или легкие подергивания мелкой.

Пошевелив леской и получив легкие подергивания, я понял, что живца держит мелкая щука, но не заглатывает. Я выждал время, но ничего не добился. И решил подсечь на удачу. Подсечка получилась хлесткая, в то же время аккуратная, но безуспешная. Леска пошла свободно, без усилий и без живца. Скорее всего, щука держала рыбку за хвост или ближе к голове, но вне крючка. И когда я подсек, тройник, порвав рыбу, не зацепившись за пасть хищницы, вылетел наружу, оставляя обед или ужин в зубах у щуки.

В этот день нам не суждено было вернуться домой хотя бы с одной озерной "разбойницей". Такого у нас в этом сезоне еще не было.

Похоже, что глухозимье на байконурскую землю уже пришло. Да еще при нынешней погоде, когда на неделе она меняется по нескольку раз: то морозит, то оттаивает, атмосферное давление скачет в разные стороны, поднимается ветер или внезапно утихает. Такое не все люди выдерживают, а здесь - рыба. Но все же, нужно отдать ей должное, даже в середине февраля рыба ловится, пусть не так, как в начале зимы, но без пары-тройки килограммов на брата мы еще не возвращались. Да и не килограммы главное в рыбалке...

Геннадий Побожий, г. Байконур

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 6(116), 2007 г.

Фото автора