«Живое серебро»
Погостив у дочери, отправляемся в Кингисепп к родственникам.
Не успели мы подняться в квартиру, как пришел брат моей жены. Большой фанат рыбалки и, конечно, вскоре разговор перетек именно к ней.
- Вить, спросил я его, - на какую рыбу можно сейчас рассчитывать? Помнишь, ты мне в прошлом году говорил, что вы нашли новый карьер с крупным карасем. Может, сгоняем туда?
- Карась отменяется. Вот уже неделю как он игнорирует все, что ни предложишь. Похоже, нерест начался. Сейчас можно только уклейку половить в Луге. Крупная, жирная, вся с икрой. Я вон на кухню отнес только что приготовленных шпрот из уклейки - иди, попробуй.
На кухне наши женщины с удовольствием уплетали свежетушеную рыбу.
И я не выдержал:
- Вить, а не отправиться ли нам прямо сейчас на речку? Я когда сюда ехал по дороге, прикупил опарыша.
- А как же шашлыки на даче? - парировал он меня.
- А мы на разведку сгоняем до шашлыков, а как только позовут - мы с тобой обратно. Благо, идти-то недалеко.
И мы отправились по берегу реки, вдоль дачного поселка.
- А вот и мое место, - сказал Виктор, - пришли.
Здесь береговая линия углублялась в сторону поселка, река немного расширялась, и за счет этого образовалась струя с обратным течением. Забрасываешь метров на пять от берега, поплавок медленно плывет по течению, дальше его уже несет, ближе к берегу - в обратную сторону, а посредине стоит как вкопанный.
Оборудованная телескопическая удочка разбирается в несколько секунд. Выставляю глубину в районе метра, на крючок насаживаю опарыша и делаю первый заброс.
Еще поплавок не успел принять вертикальное положение, как он задрожал, и я сделал подсечку. Тут же почувствовалось, что там, где-то в толще воды затрепетала пойманная рыбка, и этот трепет передался по снасти в руку. Вскоре 10-сантиметровая уклея лежала в моей ладони.
- Это мелочь, - закидывая свою удочку, констатировал Виктор, - ты глубину побольше выставь. Крупная рыбка пониже стоит.
Добавляю еще сантиметров 60 и забрасываю. Только поплавок установился, как тут же вершинка слегка опустилась, и после подсечки все повторилось, как в предыдущий раз. Вот только серебристая рыбка попалась крупнее. У моего напарника тоже поклевка.
Рыбалка началась. Уклейка клевала азартно, конкурируя друг с другом. Главное, чтобы опарыш "пробил" толщу воды. Если поплавок не хотел вставать в вертикальное положение - значит, рыбка помельче перехватила насадку еще наверху. Но как только слой воды пробивался грузилом, рыбки попадались от 13 до 16 см. Вите было проще: у него поплавок был из гусиного пера, и тянул он не менее 4 граммов, так что основательный грузик моментально тонул. У меня же поплавок был 1,5-граммовый, и не всегда удавалось проскочить "сквозь строй" мелкой рыбы.
При очередной поклевке шурин вытащил мелкого подлещика.
- О, "фанерку" поймал! - прокомментировал он. - Позавчера здесь же подлещик вместе с уклейкой клевал. А сегодня что-то молчит.
Как бы в ответ на его слова у меня "антеннка" поплавка резко ушла под воду, и тут же поплавок поднялся и лег на поверхность. Я подсек. В ту же секунду зашелестел реверс катушки, сдавая леску. Почувствовалась сила крупной рыбы.
Держу руку на ручке и жду, когда закончится сход лески, чтобы начать "выкачивать" попавшийся трофей. Виктор уже на свой поплавок не смотрит, все внимание - на мою удочку.
- Вить, судя по поклевке, хороший лещ взял, но мне его не вытащить, - жалуюсь я. - Подсака нет, а у меня поводок 0,09 мм стоит. Это ведь у меня походная удочка, на все случаи жизни, я ее из машины не вытаскиваю. Последний раз я на нее мелкого карася ловил, а так как он привередничал, пришлось тонюсенький поводок поставить да и мелкий крючок №18...
Разговоры, разговорами, но рыба остановилась. И вскоре я ее сумел повернуть к берегу и даже сумел отвоевать метра три лески - когда при очередном рывке почувствовал полную легкость и плавность хода катушки без всякого сопротивления. Рыба сошла.
День стоял изумительный: теплый, солнечный, безветренный. У берега плавал мелкий малек-сеголеток, и его иногда кто-то тревожил, так что он разлетался в стороны. Бывало, даже выпрыгивая из воды.
- Это или мелкие окушки, или голавлик балуется, - комментирует напарник.
Крупные чайки, практически рядом, нисколько не боясь человека, частенько камнем падали в воду и взлетали с рыбой в клюве.
Где-то через полчаса метрах в 40 от берега, в аккурат напротив нас, раздался сильный шлепок. Обычно так жерех глушит хвостом свою жертву.
- Вот бы сюда спиннинг, - вслух подумал я. - Интересно, кто это? Вить, а как у вас на счет запрета?
- Да лови сколько хочешь, никто за удочки тебе и слова не скажет.
- Я не про удочки, я про спиннинг.
- Даже не знаю. Здесь мы рыбнадзор редко видим, не более 2-3 раз в году. Вот на Нарском водохранилище - там да, там их полно. Но там запрет на ловлю щуки сняли с 20 мая. Так что уже можно ехать. Жаль, что вы на пару дней приехали, а то бы съездили. А вот про реку не знаю. Может, и на реке также сняли?
А неведомая рыба с периодичностью в 15-20 минут плавала на расстоянии броска, дразня громкими шлепками ниже по течению или чуть выше от нас.
Недалеко к берегу причалила лодка, и к нам подошел мужичок. Оказалось, хороший знакомый моего шурина. Поздоровавшись, он похвастался, что чуть выше нашего места вчера он ставил "мережу" и поймал двух лещей.
- Мужики, килл по 3, не меньше. Вот и сейчас хотел поставить, да не буду вам мешать. Поплыву в другое место...
Когда зазвенел мобильник и нас позвали на дачу, в садке плавало около двух килограммов уклейки.
Утром проснулся рано, в пять часов. На улице светло - в Ленинградской области наступают белые ночи. Я быстро вскочил с кровати и через 10 минут уже спускался по лестнице во двор.
Вышел из подъезда. Утренняя свежесть окатила меня с головы до ног. Поежившись, привыкая к прохладе, открыл машину, достал спиннинг и рюкзачок с приманками и отправился к реке.
В зарослях распустившейся черемухи бесновались соловьи. Я даже остановился на некоторое время и вслушался в их пение, вдыхая ароматный запах.
Тут же нахлынули воспоминания из детства, как я, мелкий пацаненок, качусь на велосипеде по росному лугу в такое же раннее утро. А вокруг - такой огромный мир. Уже рассвело, хотя солнце еще не вышло из-за леса, но уже небосклон золотится над верхушками деревьев. Я въезжаю в лес. А там именно этот запах, и в зарослях черемухи поют соловьи.
Сильно торопясь, боясь опоздать на утренний клев, я все же слазил с "велика" и медленно шел по дорожке, наслаждаясь и запахом, и пением. Садился на "железного коня", когда уже где-то за спиной постепенно утихали трели птиц. Пока мчусь лесом к реке, в голову лезут мечты о крупной пойманной рыбе. Но они пока еще так и остаются мечтами. Так как в то время я умел ловить в основном только мелких окуней, плотву с красноперками да пескарей с уклейкой.
Сегодня тоже росное утро. И вскоре мои кроссовки промокают, но я не обращаю на это внимания. Меня съедает азарт. Уж очень хочется поймать что-то покрупнее вчерашних серебристых рыбок. Но пока - тщетно.
Меняю блесны на "силикон", "силикон" на воблеры, опять ставлю блесны - ни одного удара. Четыре часа утреннего времени пролетели незаметно. Река забрала один воблер и тяжелую вертушку. И ничего не предложила взамен...
- Сильная роса - день без дождя, - сказала жена, глядя на мои мокрые кроссовки.
После обеда я иду на старое уклеечное место. Разгулявшийся ветер гонит сильные волны. Они, набегая, бьют в берег, подмывая прибрежный песок.
Поплавок мечется в волнах, и кажется, что поклевок не видно. Нет, приноровившись, стал их замечать. Уклея хватает опарыша, правда, как-то нежно, совсем не так, как вчера. Похоже, она берет только кончик личинки и срывается, как только оказывается над водой. Цепляю насадку не за кончик, а посредине, и дело налаживается.
Сегодня раба стоит выше, у самой поверхности, но берет только тонущего опарыша. Но я все же оставляю туже глубину, что была вчера, но основной грузик поднимаю к поплавку, а на поводке оставляю маленький подпасок. Поклевки как таковой не видно. Ну разве что особо бойкая рыбка потащит крючок в противоположную сторону от поплавка, тогда он наклоняется "антеннкой" в другую сторону.
В основном тактика такова: заброс делаю таким образом, чтобы леска вытянулась по воде во всю длину. Пара-тройка секунд - и легкая подсечка. Редко когда поднимаю удочку без добычи.
Как-то незаметно потемнело. Я обернулся и увидел, как на меня наползает огромная черная туча. "Вот тебе и приметы", - промелькнуло в голове. Но все же подумалось: "А, может, пронесет?"
Не пронесло. С моими первыми шагами в сторону дома на землю упали первые тяжелые капли дождя. До дома было не более 400 м, но промок я сильно.
Дождь нарушил мои планы рыбалки, но все же я успел поймать килограмма полтора живого лужского "серебра". Давненько я не ловил такую крупную уклейку. И пусть я не поймал в этот раз хищника, зато от всей души насладился поклевками этой мелкой, но такой вкусной рыбки...
Геннадий Побожий, г. Краснознаменск Московской обл.
Фото автора