Забродный жерех
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Фото автора
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №12(122), 2007 г.
Июнь - в воду плюнь. Знаем. Плюнув последний раз в июньскую воду позавчера, сегодня мы едем открывать июль. Выезжаем непривычно рано. Не помню уж, когда я выезжал на рыбалку в 3 часа ночи. Да какая там ночь? Темнотой уже при желании глаз не выколешь.
ПОЗАВЧЕРА погода была рабочая. Легкий ветерок и облачность. Правда, рыба была мелковата: щучки, окуни и несколько жерешков. И между ними щука за треху! Конечно, не рекорд, но зато у меня.
Сегодня нас уже трое. Санитарных потерь нет, но зато есть боевые. В кровопролитных боях за дачу Витек пал. Неожиданно предателем сделался тесть. Он перешел на сторону врага, и вчетвером они сломали Витька. Остальная моя компания в полном составе и здравии, но не мог я, чтобы их снова не ошарашить.
А дело все в том, что еще с вечера я обратил внимание, что облака сгинули, прихватив с собой и ветер. На полпути, ощутив духоту раннего утра даже в машине, ребята начали примерять ее на полдень. Не получалось. Мы ехали на открытый берег, и эта наша "сковородка" обещала раскалиться за все 40! Они думали.
А я крутил баранку, и жизнь казалась мне безмятежной. Этих умников я сделал еще на полпути к реке. Дело в том, что я взял с собой джентльменский набор летнего забродника: термобелье и китайские спортивные тапочки. Набор этот я изобрел сам, но сейчас уже вправе рекомендовать рыбакам, попавшим в подобную ситуацию. Правда, начинал я с тонкого спортивного костюма, но термобелье легче и удобнее. А тапочки должны плотно облегать ногу, чтобы даже завязнув в глинистом дне, они не слетали с ноги.
Первый раз я пришел к такому способу экипировки два года назад. Тогда это была вынужденная мера. Жара давила ничуть не хуже. А голым и босым в закоряженный водоем лезть не очень хотелось. Теперь же для меня это обычный вид рыбалки со спиннингом.
Приехали. Солнышко на краю сосен, и ему хватит одного рывка, чтобы оторваться от них. А вот от нас ему не оторваться, как и нам от него. Собираем спиннинги и расходимся по берегу. Окуни начинают хватать сразу, но достойных не много.
Под дальними кустами уже просыпается жерех, и даже не умывшись, приступает к шумному завтраку. До него не добросить, но я то знаю, что это только пока. А через пару часов я приду прямо к его столу. Сейчас же укрупняю свою вертушку, чтобы отсечь мелкого окуня и, кажется, это удается. Но щуки тоже нет, и думается, что с окунями было веселее. Но терплю.
Ребята тоже бродят по берегу, все чаще взглядывая на солнышко и понимая, что каждый час уменьшает шансы на достойный улов. И все-таки успевают. У Кольки щука близка к килошке, и он идет не столько хвастаться, сколько советоваться. Отпускать вроде и жалко, но ведь и держать ее в рюкзаке на солнцепеке нет никакого смысла. В итоге жадный Колька принялся сооружать какой-то кукан из лески и палки. Ринат тоже не промах: жерех на полкило и красноперка. Но этот молодец. Отпустил без раздумий.
А июль уже на спине. Ухожу за небольшой мысок и там переодеваюсь в забродный комплект. Одежда остается на берегу, за спиной рюкзак с приманками, на поясе подсак на резинке, в походном положении располагающийся сзади и не мешающий передвижению. В руках спиннинг и...
И я шагаю в воду. Нагретое тело вздрагивает, но я толкаю его вперед. Знаю, что, перешагнув мужскую черту, я уже больше не буду обращать внимания на воду.
Ребята видят, что я полез в воду, и думают, что спасаю свою вертушку. А я миную подмышечный пролив и выхожу на метровой глубине к затопленному острову. Ходить по нему невозможно из-за бесконечных кустов, а вот обойти его по пояс в воде - дело очень перспективное. Там всегда колобродит щука, а уж для жереха лучше полигона и не сыскать. И все это мое. Ребята через полчаса понимают, что я на землю уже не вернусь и кричат обидные ругательные слова.
Первая моя щука "случилась" как раз напротив Коли, и после того, как я ее взял в подсак, он быстро пошел в направлении моей одежды. Было понятно, что сейчас они оба голяком перелезут на мой остров и будут активно помогать возделывать его. Но я хорошо знал ребят, и это подсказывало, что конкуренции опасаться не стоит. Дно вокруг острова было коварным, и даже толстая подошва тапочек не всегда спасала, а подводные ветки были сильно перепутаны, и я уже не раз падал.
Все случилось настолько точно, что я уже стал подумывать о карьере предсказателя. Но думать было некогда. Рыба под кустами была и, вправду, не пугана, и торчащая над водой моя голова этим пугалом вряд ли могла стать. Чем не колобок на воде?
Но я все-таки родился и прожил большую часть жизни на земле, и каждый сильный всплеск в трех-пяти метрах заставлял вздрагивать. Но и здесь, в тени кустов, рыбе было жарко, и она клевала очень неохотно. Зато было много провожатых.
Абсолютно новые ощущения от щук. Если ты в лодке и щука доходит до борта, то это интересно. Если ты в костюме с ружьем, а щука в трех метрах - это азартно. А вот если ты по самые плечи в воде, а щука сопровождает блесну, останавливаясь в метре от носа, - это жутковато. Сразу вспоминается, что на этом мелководье я встречал и сома. Не радуют и плавающие туда-сюда ужи. Но другого выхода нет. Остается только побороть свои страхи и брести дальше.
Встаю поудобнее на какой-то кочке, чтобы руки оказались над водой. Заброс-то не близкий. Вот, никто ведь не гарантировал, что жерех там есть. Но случилось самое неожиданное. Я размахнулся, чтобы ювелирно попасть под нужный куст, но в этот момент крепкий водоворот случился метров на 7 ближе, и я бросил туда. Блесна надежно повисла на сухой ветке. Даже сплавать за ней я не мог, потому как она болталась в полутора метрах над водой.
Неожиданно для меня сухая ветка ломается и падает в воду. Прямо туда, где только что гулял жерех. Обидно, но нельзя же сразу все: и блесну спас, и жереха поймал. Подтащил ветку, распутал блесну и побрел обратно. Идти было сложно, все дно в ветках и корнях. И через 10 метров, которые я преодолел с трудом, за моей спиной раздался очень крепкий удар. Круги расходились все в той же точке под кустом. Жерех дразнился. То ли провожал меня, то ли демонстрировал, что он в отличие от меня веток не боится. И я повернул. Снова вышел в нужную точку и нащупал ногой кочку.
Бросок в этот раз вышел идеальным, но надеяться, что жерех схватит сразу, было бы наивно. Я и не надеялся. Блесна прошла полпути, когда в мою расслабленную руку кто-то крепко влетел. А ведь я расслабился первый раз за день. Весь день ждал атаку в любой точке, а тут почему-то посчитал, что удар будет только под кустом, и собирался повторить свой точный заброс. Спиннинг клюнул в воду тюльпаном, а потом и катушкой. А ведь мне всю рыбалку удавалось защитить катушку от контакта с водой, даже при падениях. Но фрикцион трещал, и я быстро опомнился. Победить оказалось совсем не трудно. Жерех поборолся не более минуты, а потом послушно зашел в подсак.
Потянул он на кило двести и был самым крупным трофеем дня. И тут же снова встал вопрос: а что делать? Щук я отпустил легко, жереха хотелось взять. Показать вещдок ребятам и потом съесть его запеченным в фольге.
И тут закрытая панамой от пекла голова выдала шедевр. Ребятам наверняка уже не до рыбалки, я своими результатами удовлетворен. На полпути к реке расположились пастухи. У них наверняка есть соль. А по телеку какой-то чудак запекал рыбу, завернутую в лопух.
Я прямиком побрел к своим коллегам. Они поймали одного щуренка на двоих и соорудили из веток какую-то солнечную плотину, которая даже давала что-то похожее на тень.
Мое предложение их сильно удивило. Обычно я выжимаю из рыбалки все, до секундочки, а тут вдруг собираюсь трапезничать. Но одно то, что есть шанс уйти с солнцепека, не заставило их долго думать. Еще они оценили жереха. Но внимательнее смотрели на мой прикид. Смотрели, явно примеряя его на себя. Перейдя на большую землю, мы быстро собрались и пошли в сторону машины.
Взобравшись на бугор, мы увидели совсем рядом пастуший привал под высокими тенистыми деревьями и...
Правильно, уважаемые читатели. Вы раньше, чем Колян, вспомнили о щуке, которая еще с ночи осталась на кукане. Сомнений не было - Коля попал. Мы пошли к пастухам, а он побрел обратно, в итоге добавив на свой спидометр еще 3 километра.
У пастухов было хорошо. Картошка, соль и паленка у них были всегда. Нашелся и лопух. Соорудив все, как в телеке, мы раздвинули еще теплые угли и снова развели костер. Пришедший Николай предлагал запечь и щуку, но, во-первых, было поздно, а во-вторых, нам вполне хватало и жереха. В итоге щуку почистили и слегка подсолили, предоставив Николаю шанс прийти домой с рыбой.
Не сильно трезвые пастухи предлагали выпить для аппетита, но их зелье наш аппетит могло только испортить, и мы вежливо уклонились, в свою очередь поделившись запеченным жерехом. Получилось вкусно.
А через час мы уже легко и с хорошим настроением усаживались в раскаленный автомобиль. Надо было быстрее добраться до асфальта и там, открыв все окна, хорошо продуть нашу душегубку.
Мы ехали домой, а над головой расплывалось от жары солнышко, и часы наши показывали всего-то два с небольшим.
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Фото автора
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №12(122), 2007 г.