"Взятие" Полярного Урала, или Путешествие двух авантюристов
Собирались долго и нудно. Перечитав полтора десятка отчетов от бывалых туристов, засомневался: а оно мне надо? Но настрой у компаньона был боевой.
После утрясаний сроков отпуска было решено выезжать 16 августа 2010 года.
День первый. Начало путешествия
В 19.00 мы с Михой перебирали рюкзаки, каждый сантиметр которых забивался нужными вещами. В итоге рюкзаки стали весить под 30 килограммов, а суммарный вес всей поклажи перевалил за 100 кг. Глядя на эту кучу вещей, скупая слеза скатилась по моей щеке - как это все нести? Но Миха был спокоен, как удав, и, глядя на него, успокоился и я. В случае чего потащит все это сам.
В начале девяти вечера подъехала "Газель",которая должна была нас довезти до столицы, а дальше - поездами. Благополучно добравшись до Москвы, на вокзале, показав билеты сотруднику охраны, мы разместились на еще пустых скамейках в зале ожидания. На некоторых ночевали люди. Сидеть нудно, долго и дорого.
День второй. Дорога дальняя
Поезда прибывали и убывали, а наш все еще "висел" на табло: отправление в 12.30.
Наконец долгожданное время наступило, и поезд тронулся. Наша станция прибытия - Сейда. Где это? Мы еще не знали.
День четвертый. Сейда
Проведя в дороге почти двое суток, 19-го к полудню мы прибываем на станцию Сейда. Три станции не доехали до станции "Песец". С нами выходят и наши попутчики - вахтовики. Ехать дальше нам по пути. Ребята дружно помогают, и мы эвакуируемся из вагона за считанные минуты.
Далее нам предстоит проехать остаток расстояния на так называемом "бич-поезде".Там только общие вагоны, и их целых 4 штуки. Билеты беру без проблем.
Перед отъездом стоим, общаемся. Подходит один человек, видно по туристическим штанам, берцам и вообще по одежде, что тоже турист. Поддерживает разговор и дает немало ценной информации, особенно по ловле хариуса. Знакомимся. Леонид из Челябинска. С 1987 года ходит горным туристом в одиночку. Едет с нами до станции Собь, а дальше планирует уйти в горы.
В 17.54 по московскому времени (по местному +2 часа) мы втроем - я, Миха и Леонид - сгружаемся из вагона на станции Собь. Провожали нас всем вагоном.
Идет дождь. По тропинке от железнодорожных путей до реки Собь около 100 метров. Быстро переносим вещим на берег реки и накрываем пленкой. Река Собь... Приехали.
Решаем разбить лагерь прямо на берегу. Стапелиться и начинать сплав нет настроения из-за погоды, да и поздновато уже. Насекомых (комаров и мошки) не видно. Температура градуса 3-4, пока еще тепла.
Ставим палатки, и прямо в нашей "квартирке" варим макароны с тушенкой.
Наш третий спутник - человек непьющий. Совсем. Когда увидел, что мы наливаем себе по 50 г для сугрева, просит на этом остановиться, мотивируя тем, что в горах более сильная доза алкоголя принесет нам существенный урон здоровью... с утра. Но мы граммов по 120 выпиваем. Всего водки у нас 1,5 литра. Надо экономить. Укладываемся спать.
День пятый. Наша цель - Харп
Всю ночь лил дождь. Проснулся оттого, что кто-то качает лодку. Кто-то был, конечно, Миха. Время 5.30 по Москве. Позавтракав колбасой и плавленым сыром, выпив чаю и кофе, в 7.20 (здесь и далее время московское) отплыли от берега.
Надо сказать, что наш третий товарищ, посмотрев на горы и посмотрев на погоду, спросил, не возьмем ли мы его с собой, тем более, сплавом он не ходил ни разу. Прикинув с Михой, что третий не лишний, тем более знающий об этих местах почти все, не помешает - и Леонид был торжественно приглашен на борт нашего плавсредства.
Течение сильное, поэтому лишь чуть-чуть подгребал веслами. Ветер попутный, метра 3 в секунду. Все в основном смотрели по сторонам.
Вода прозрачная, цвета морской волны, на дне камни и галька. Рыбы пока не наблюдается, зато Леонид, обладатель зеркального полупрофессионального фотоаппарата, видеокамеры, штатива, делал снимок за снимком. Это у него хобби такое - забраться в горы и там фотографировать все. Проплываем горный массив Рай-Из. Выслушиваем от Лени кратенькую (минут на 40) историю о местных горах
Замечаем на берегу людей. Ну вот, а говорили места малопосещаемые людьми. Решаем причалить к ним. Четверо парней из Москвы на байдарках. Сидят на берегу уже 4 дня, все время шел дождь. Вода большая. Их путь до р. Харматалоу, дальше - вверх через горы и по-моему через Горную Обь в Лабытнанги.
Много подосиновиков, морошки. Предлагают по 30 г спирта, отказываемся. Леня находит собрата по увлечению горами и заводит разговор. Ребята рассказывают, как правильно пройти Харпские пороги. Желаем парням удачи и отчаливаем. Спиннинги даже не расчехляли. До Харпа на них наложено вето.
Речка петляет, шивера-быстротоки, отмели. Пару раз садимся на мель, но наш "мотор" Миха стаскивает нас на глубину. Прозрачность воды удивляет и потрясает. Вода "дистиллированная", пьем прямо из реки с ладони, потом приспособили под это кружку. По навигатору самая большая скорость нашего корабля 13,8 км\ч. Средняя - 5,3 км\ч. Хорошо плывем!
К поселку Харп подгребаем к 16.00. "Харп" в переводе означает Северное сияние. Потом подходим к Харпским порогам. Здесь на весла садится Мишаня.
Пороги пронеслись со скоростью космического корабля. Впереди мост со шлагбаумами. Сразу за ним третья, самая сложная ступень порога. Но и тут Мишаня на высоте. Прошел между валунов, воткнулся в третий, как опытный каякер, развернулся на месте - и вот порог пройден.
По берегам стоят кастрюли и ПВХ-шки местного населения. У многих моторы подняты прямо внутрь плавсредства и транец увеличен почти на метр. Но все одно: как они там плавают? Часа через два после Харпа начинаем искать стоянку.
Проплываем впадение реки Енга-Ю. Вижу прибитую к дереву табличку и вроде как место под бивуак. Иду на разведку. Видя табличку, падаю со смеху.
Решаем вставать здесь. По моему мнению, лучшая стоянка за все время похода. Разводим костерок, варим суп с тушенкой. Перед сном решаем "принять душ" в Соби. Экстримально, однако. В 21.00 укладываемся спать. Прошли-проплыли 40 км.
Продолжение следует Читать продолжение
Сергей Крылов, г. Н. Новгород
Фото автора