"Тоска" зеленая... Он же "Неман-2"
В общем, задумался я о приобретении другой лодки с жестким корпусом, вес и габариты которой при сбросе на воду с прицепа были бы по силе одному человеку. Зарубежные модели лодок не рассматривались по причине большой стоимости. Нужен был корпус отечественной лодки...
Пересмотрев массу моделей лодок, чисто случайно наткнулся на "Неман-2". Внешний вид сразу понравился, габариты и вес лодки вполне устраивали, корпус мотолодки - цельносварная конструкции из деформируемого алюминиево-магниевого сплава АМг5М, что предпочтительней клепаной конструкции из дюралюминия.
Не долго думая, занялся поиском "Немана-2". Здесь мне повезло: на второй день нашел объявление о продаже такой лодки. Недолгие переговоры с продавцом, внесение залога, два дня тест-драйва на воде - и вот лодка уже моя. Корпус лодки, конечно, выглядел на все свои двадцать пять лет. Нет, она нигде не текла, не было ни одного ремонтного сварного шва, транец находился в отличном состоянии, но вот мягкие вмятины по всему корпусу присутствовали, и ветровое стекло просилось под замену.
За неделю был намечен план работы, благодаря популярному форуму motolodka.ru я вычерпал максимум информации по ремонту и техническому оснащению моторных лодок. И самое главное - я окончательно определился, какой будет окрас лодки. Выбрал камуфляж. Основное достоинство покраски под камуфляж для старых лодок - маскировка старых вмятин и других незначительных дефектов лодки. Да и в процессе дальнейшей эксплуатации царапины и потертости будут не так просматриваться на корпусе.
Строго не судите, делать нечто, из ряда вон выходящее, из 25-летней лодки цели не было, просто решил привести внешний вид в порядок и добавить немного комфорта и удобства при эксплуатации лодки на рыбалке.
Что было сделано. Прежде всего, демонтировал с корпуса все старые ролики, сиденья, стлани и ветровое стекло. Снял старую краску с бортов с помощью смывки. Нанес два слоя грунта ВЛ-02, тщательно обезжирил, днище покрасил тремя слоями "тиккурилы" для металлических крыш желтого цвета, борта и кокпит покрасил двумя слоями в цвет хаки.
Красил кистью, от краскопульта отказался по "экологической" причине, но краска очень хорошо ложилась и кистью. Далее купил несколько баллончиков краски для граффити разного цвета. "Пробные мазки" в нанесении линий "под камыш" делал на картоне, потом перешел на корпус лодки, за три вечера управился. На удивление, краска в баллончиках оказалась очень стойкой к царапинам.
Далее занялся ветровым стеклом. Из алюминиевого уголка выгнул форму, купил литой поликарбонат толщиной 4 мм, по старому ветровому стеклу сделал лекало и вырезал с помощью электрического лобзика. При монтаже поликарбонат нагревал электрическим феном, сам процесс довольно продолжительный и трудоемкий, но вполне доступный.
Полы сделал из водостойкой шлифованной фанеры 10 мм, немного тонировал зеленым пенотексом (он же антисептик для дерева) и покрыл в два слоя паркетным лаком. Снизу фанеру усилил брусками 40х40, полы получились жесткие, сверху наклеил несколько полос "противоскользкой" ленты. В будущем положу пару плоских резиновых ковриков, их легче помыть после грязных сапог.
Мотор принципиально брал 4-тактный. Троллингом я не увлекаюсь, а вот "негромкость" мотора, его экономичность и отсутствие необходимости добавлять масло в топливо - были основными мотивами при выборе двигателя. Остановился на 20 с электростартером и дистанционным управлением.
Бак решил поставить стационарный на 48 литров, по габаритам он как раз поместился под задний диван. Вывел заливную горловину и вентиляционный клапан - теперь заправку можно делать прямо на АЗС с прицепа.
Сам диван и мягкую накладку на спинку перетянул водоотталкивающей тканью, купленной в магазине, спинку сделал из дубового подступенька для лестниц.
В процессе изготовления интерьера кокпита у меня сразу была идея о размещении деревянных элементов в лодке, хотелось хоть немного добавить в кокпит теплоты, а дерево всегда этому способствовало. Дерево в катере, может, и смотрится необычно, но для меня этот штрих оказался весьма важным.
На панель приборов старался установить самое необходимое: тахометр, указатель уровня топлива в баке, вольтметр, рулевой редуктор Т-71 и дистанционное управление мотором. Магнитола нашла свое место под палубой в переборке блока плавучести. Я не меломан, но новости послушать, когда нет клева, не помешает. А вот акустику так и не придумал куда врезать, в итоге лежат в коробке нераспакованные новые динамики морской серии, а чуть позже их покупки сын отдал мне две старые колонки "Радиотехника", которые идеально стали под палубу.
Особое внимание было уделено электрической проводке. Аккумулятор был размещен под палубой, все провода осветительного и вспомогательного оборудования были проложены в гофр, а контакты соединены с помощью разъемов. Вся электрическая часть двухпроводная.
Сделал откидной столик из недорогой разделочной буковой доски - вещь нужная, особенно когда "по первой за рыбалку", да и коробку со снастями теперь есть куда положить.
Сиденье было приобретено в интернет-магазине, а установил его на "пьедестал" от старого офисного кресла, тут же и гидроподъем по высоте, и крутится на 360 градусов - получилось очень удобно.
Нашел свое место на корме врезной держатель для спиннинга - приспособление очень полезное во время перемещения с одного места ловли на другое.
Весла оставил "родные", они оказались довольно крепкими. Снял с них пять слоев краски, отшлифовал и покрыл лаком. Будут стоять в уключинах постоянно, сделал резиновый фиксатор - держатся очень надежно. После установки весел сразу стало понятно, что они еще будут выполнять роль поручней для сидящих на заднем диване: за дерево очень приятно держатся, да и борта как бы повыше немного стали.
Якорь и роульс был заказан в том же интернет-магазине, но вот только первые испытания он не прошел, держит плохо, да и веревку толще 6 мм не поставишь. Пока будет находиться на лодке вместо резервного якоря, а в качестве основного был приобретен якорь другого производства, вот он держит лодку на любом течении.
Работа с лодкой продолжалась с ноября по март - зимними вечерами и практически все выходные. Вы не поверите, но я получал огромное удовольствие от процесса работы, для меня это была своего рода отдушина, так как по причинам травмы ноги зимняя рыбалка в прошедшем сезоне мне не светила...
И вот он, долгожданный спуск на воду. Несмотря на то что в процессе оснащения лодки ее вес увеличился где-то на 40 кг, плюс 59 кг - вес мотора и 48 литров топлива - затруднений со спуском на воду я даже в одиночку не испытал. Двигатель, как и следовало ожидать, завелся "с полтычка": прогрев на холостых оборотах, включаем переднюю передачу - и вперед! После десятичасовой обкатки двигателя были зафиксированы первые результаты максимальной скорости - 45 км/ч с двумя "тушками" на борту.
После первых тестов лодки на ходу принял решение штатный винт с шагом 12 дюймов поменять на более "тяжелый" с шагом 11 дюймов, так как выход на глиссер показался немного затянутым, а с посадкой на борт третьего человека проблема стала еще более ощутимой. Но с двумя рыболовами на борту мотор после выхода на глиссирование шустро набирает обороты и максимальную скорость, и лодка очень устойчиво и плавно скользит по водной глади.
Да, а теперь почему лодка названа "Тоска"... Да просто в юношестве, в кругу друзей, у нас это слово отражало нечто вроде нынешних "супер" или "класс". Иногда вслед красивой девушке мы тянули: "Тоска-а-а-а"...
Вот такая получилась "Тоска".
Фидель Лисоченко, г. Н. Новгород
Фото автора