Рыбная солянка
Алексей Люлев, г. Н. Новгород
Он опять увидел меня первым, но на этот раз удача от него отвернулась...
Иногда решения о поездках принимаются, что называется, без раздумья. Вот и на этот раз за считанные секунды, без предварительной подготовки, уложено снаряжение, и мы катим прохладным утром на уже знакомую нам речушку. Надеемся, что этот, один из последних, солнечных денечков порадует нас не только красками уходящего лета, но и еще летним подводным миром.
Приехали, мой отец выполняет роль наблюдателя и сторожа машины, я же проворно прыгаю в гидрокостюм, сгребаю в охапку маску, ласты... и скорее в воду. Вода радует своей прозрачностью, видимость - до трех-четырех метров, красота!
Медленно плыву против течения, периодически ныряю и высматриваю рыбу в зарослях листьев и корней кувшинок, не оставляю без внимания и прибрежные кустики. Вот под одним замечаю стайку зачетных голавлей. Некоторое время наслаждаюсь их грациозными движениями среди переплетения веток, потом охотничий азарт берет свое, и один из тех, что покрупнее, после удачного выстрела попадает на кукан.
Рыбий хоровод на какое-то время распадается, но довольно быстро похожие на огромные серебряные пули голавли возвращаются к одному только им понятному ритму жизни.
Немного смешаюсь в сторону русла и начинаю нырять в траве. Находясь наверху в окошке между зеленых зарослей на дне, на небольшой полянке вижу перемолотый ракушечник.
Вспомнил рассказ своего тренера, что такие следы оставляют язи, для которых ракушечник - любимый корм. Ныряю чуть выше и вижу серовато-золотистый бок шикарного язя. Выстрел, гарпун нанизывает язя и втыкается в грунт среди корней. Язь сначала бьется на гарпуне, а потом проскакивает на линь. Последующие минут десять занимаюсь тем, что освобождаю плотно засевший в корневищах гарпун.
В течение двух часов продолжаю нырять по той же схеме: проверка кустов у берега, затем просмотр растительности на русле реки. На кукане появились еще голавль с язем, пара щучек и неожиданный сомик. Последний стоял в очень густой траве и, можно сказать, что случайно увидел его. Точный выстрел завершил дело, как потом оказалось, потянул сомик на четыре килограмма.
И вот с таким вполне приличным куканом немного расслабляюсь, и нырки уже делаю не так аккуратно. Просто получаю удовольствие от самого процесса ныряния. Рыбу не стреляю, а только созерцаю великолепных голавлей и язей, которые пытаются спрятаться в зарослях растительности, иногда вижу проходящих подлещиков, но самое интересное - смотреть на стоящую в засаде щучку. Мы оба в этой среде хищники, поэтому и зрелище стоящей в засаде щуки притягивает особенно.
Дохожу до сужения реки, течение значительно усиливается, и начинается очередная отмель с густой травой. Найдя подходящий продел в траве, делаю беспечно ленивый нырок - и неожиданно впереди происходит какое-то движение, и прямо на меня выскакивает сазан!
Он опять увидел меня первым, как это уже было месяц назад, и тогда, пока я возился с ружьем, сазан сбежал. Но на этот раз удача была на моей стороне. Не целюсь - ружье смотрит в нужном направлении, стреляю по-ковбойски от бедра и попадаю точно за жаберную крышку. "Таймень", мощное и точное оружие, - не подвело и на этот раз: гарпун пробивает бронированного сазана насквозь и пролетает дальше, оставив рыбу на лине, теперь он никуда не денется.
Первые рывки сазана на лине довольно сильные, но постепенно темп и сила ослабевают, и я подтягиваю его к себе, плыву к берегу, там обездвиживаю и вешаю на кукан. Радость от такой добычи переполняет меня. Ныряю еще раз, чтобы запомнить место, где стоял этот сазанчик. Однако запоминания пришлось отложить, потому что так же, как и в первый раз, из травы стремительно и опять неожиданно выскакивает и разворачивается ко мне боком собрат первого, причем даже больший по размеру. Стрелять я был совершенно не готов, да и сазан не оставил никаких шансов - как стремительно появился, также стремительно и исчез.
Охотиться уже не было никакого смысла - на кукане очень приличный улов. Но выходить из воды, несмотря на проведенные там уже почти пять часов, не хочется - это моя любимая среда обитания. Решаю просто проплыть пару-тройку поворотов, чтобы посмотреть новые места, до которых раньше не доплывал. Речка опять становится шире, течения ослабевает. Вытянув руки вдоль тела для меньшего сопротивления, плыву вдоль берега, изредка оглядываю кустики, но они пустые. Проплываю мимо очередного куста, нависшего над водой. Он чуть отличается тем, что сюда нанесло травы и листьев, и образовалась "крыша" или еще говорят - "зонтик".
Проплываю мимо крыши и вижу огромный свисающий хвост. Такого, как мне показалось, просто огромного, хвоста раньше видеть не приходилось. Как назло руки вытянуты вдоль тела, ружье в районе ног. Течения практически нет, и надеяться, что тебя немного отнесет течением, бессмысленно. А хвост - вот он, впереди и справа. До него чуть больше метра.
Задерживаю дыхание прямо на поверхности. Рука с ружьем начинает движение в боевую позицию. Очень медленно, чтобы случайные колебания воды не спугнули сома, выравниваю ружье. Казалось, что это тянется целую вечность, забыл даже про дыхание. И вот ружье направлено в тело рыбы чуть дальше хвоста. Выстрел - и резкий рывок линя, чуть не вырвавший ружье из рук. Сом пытается уйти под куст, но я изо всех сил работаю ластами, гребу на открытую воду...
Борьба продолжается минут пять, на чистой воде подтягиваю сома к себе. Вижу, что он рывками расширил рану у основания хвоста, флажок гарпуна вот-вот выскочит оттуда, и сом может сойти. Ныряю, пытаюсь обхватить сома руками, но это не удается, он скользкий и сильный. В какой-то момент мне удается протолкнуть гарпун сквозь тело сома, и он остается на лине. Теперь уже вероятность схода практически равна нулю, но борьба была еще не окончена.
Мы кувыркаемся в воде, все пытаюсь его схватить руками. Наконец удается его обнять руками за голову, а между коленей зажать тело. В таком смешном положении, с прижатыми коленями, еле перебирая ластами, гребу к берегу. Там перехватив сома за нижнюю губу, достаю нож и обездвиживаю хищника. Вот он момент истины! Цепляю на кукан. Затем минут десять отдыхаю на берегу, улыбаюсь сам себе, мысленно прокручиваю в голове все этапы борьбы. Инстинкт первобытного охотника удовлетворен, в душе современного охотника праздник. Охота окончена. Адреналин сделал свое дело, а что еще надо городскому человеку?
Отец, увидев мой улов, обещает позвонить бывшему тренеру по плаванию и рассказать о моих успехах. Такой удачной охоты у меня еще не было. Если бы знать, что встречу такие трофеи как сазан и сом, наверное, не стал бы стрелять все, что взял до них. Удовольствие не от количества рыбы, а от "рыбной солянки": от встречи с сазаном, неожиданным выстрелом и точным попаданием, от борьбы с сомом, которая надолго останется в памяти. Голавли же с язями, лещ и некрупные щучки прекрасно дополняли этот рыбный натюрморт.
На берегу раздаю всех голавлей и язей местным пацанам, которые ловят недалеко на удочку. Сом потянул на 15,8 кг, сазан - 5,5 кг.
На следующий день стейки из сазана очень душевно жарились на решетке, а сом (точнее, что осталось после раздачи родственникам) лежал длительное время в холодильнике, пока не пришло и его кулинарное время.
Рыбалка круглый год № 21(107), 2006 г.