Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Короли таёжного распадка

Короли таёжного распадка

Юрий Жекотов, г. Николаевск-на-Амуре

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 22(84)


Удивительно красив хариус и горд по "характеру" - берёт наживку уверенно резко, окажет, несмотря порой на небольшие размеры, упорное сопротивление, а на берегу глотнёт немного воздуха, на прощанье засветится "радугой", блеснёт на солнце сине-черным спинным плавником и обиженно сникнет и угаснет, лишённый основной среды обитания. А в рыбаке за короткое время пронесётся целая палитра чувств: от торжества и восторга до печали и грусти.


Омут

  

Уже два дня я испытывал симптомы легкого отравления, греша то на гербицидные рыночные помидоры, то на тушёнку с истёкшим сроком хранения. Поправить моё здоровье вызвался друг, Володя Головёнкин, который вечером заглянул проведать меня.


- Собирайся, завтра поедем за черемшой. Знаю я один таёжный распадок. В то место за черемшой никто не ходит. Трёхлистки там в палец толщиной и высотой в полметра - целая поляна. Съешь пучок, и все микробы сдадутся. Черемша она же от всех болезней: кровь очищает, инфекцию прогоняет. Заодно на зиму заготовим для салатов и приправы.


- Володя, не дойду, - узнав, что до места назначения нужно идти более 2 часов, вяло пытался я отказаться от предложения.


Тогда настойчиво добиваясь своего и используя знания моих уязвимых мест, Володя использовал последний аргумент:


- Хариус там на речке отменный. Ловить некому. Готовь удочку.


С прошлой осени, после того как лёд сковал таёжные речки, а снежная зима надёжно укрыла толстым снежным покровом все подходы к ним, я не выбирался за хариусом. Напоминания товарища всколыхнули яркие рыбацкие воспоминания, и, не в силах им сопротивляться, я вынужден был дать согласие на путешествие.


Подгоняемый предвкушением завтрашней рыбалки, нашёл в себе силы сходить накопать червей, а затем отложил самые уловистые мушки.


Мушки местные рыбаки вяжут по-pазному. Не берусь говорить за всех, но после некоторых экспериментов, большинство из известных мне рыбаков пришли к выводу, что мушки с причудливыми формами и торчащими в разную сторону перьями не совсем подходят к нашим речкам. (Хариус таким произведением любуется и как "музейный экспонат" бережет и не трогает).


Главное требование, которому мушка должна соответствовать, - это напоминать какое-нибудь насекомое характерное для этих мест и хотя бы отчасти входящего в рацион рыбы. Неплохо, если рыбак-скульптор, ваяя своё произведение, сможет в создаваемой форме мушки списать с оригинала черты, наиболее привлекательные для рыбы и, слегка изменив, придать им особо соблазнительный вид. Бывает, что две, внешне почти одинаковые мушки, бывают по-paзному уловистые. Вот здесь-то и нужно попробовать установить притягательную отличительную особенность одной из них.


Утром на рейсовом автобусе доехали до 23 км Магинской дороги, а оттуда по бывшей лесовозной, изначально совпадающей с направлением нашего маршрута, пошли на север. Минут через 40, миновав заброшенный лагерь лесорубов и отклонившись от дороги лесозаготовителей, по лесной тропе вышли к перекату небольшой горной речки Вайды.


- Володя, гляди какой омут! Может, "расчехлим" удочки? - предложил я другу, когда, переходя перекат, увидел чуть ниже по течению чернеющую глубиной заводь.


- Да нам ещё больше часа топать, а рыбалка - такая "зараза". Начнёшь, не остановишься, - пытался отговорить меня Володя, но, видимо, не преодолев собственного искушения и сокрушённо махнув рукой, сказал: - Надо попробовать.


Поплавки несутся по течению в омут. Вот-вот, сейчас, резко уйдут ко дну... Но, увы. Спокойно проплывают к дальнему краю омута. Ещё несколько забросов, затем меняем серые мушки на красные... Тот же результат. Володя, убрав грузило и поплавок, пускает мушку по воде, я пытаюсь соблазнить рыбу червём. Пусто.


- Наверное, вода не спала. В этом году зима затяжная и снежная. Не отнерестился ещё хариус. Нет ему до рыбаков никакого дела, - высказал предположение Володя.


- Может, не наш день, - надевая рюкзак, с сожалением сказал я.


Ранней весной на речках Нижнеамурья хариус, возможно, пережидая "большую" воду, а может, из-за нереста или по двум названным причинам сразу, привередлив и берёт наживку не активно. В начале лета обитатель чистых горных речек и ручьёв предпочитает живую приманку: ручейника, червя, короеда, кузнечика... Позднее начинает ловиться на искусственную мушку, отдавая предпочтение в зависимости от водоёма и погоды разному цвету и форме "насекомого". Ловится на блесну и по-pазному приготовленную лососёвую икру.


Хариус


Тропа больше далеко не отходила от Вайды. По тропе уже давно не ходил человек, а, судя по следам медведя, она служила топтыгину инспекционным маршрутом при обходе своих владений. Володя, продвигаясь вперёд, ориентировался по заломленным им 2 года назад, веткам растущих вдоль дороги кустарников и мелких деревьев. Но природа спутала ориентиры, подломив весною осевшими снежными шапкам побеги других крупных растений.


- Прошли черемшу, - остановившись и внимательно оглядев местность, сделал заключение Володя, - сейчас на ту сторону Вайды перейдём и враз найдём.


Пока Володя искал черемшу, я попробовал обловить ближайшую, такую замечательную, на человеческий взгляд, для обитания хариусов речную заводь. Но мои усилия вновь были безрезультатными, и я отправился догонять товарища.


- Нашёл! - радостно закричал, призывно махая рукой, с небольшого пригорка у речки Володя.


- Первую черемшу надо съесть, только потом можно собирать, а то удачи не будет, - озвучил известную ему примету товарищ.


- Её и так сегодня нет, - пессимистично отозвался я.


- Ничего, день ещё не закончился, поживём - увидим, - дальновидно заметил Володя.


В распадке за возвышенностью булькал небольшой ручей, стесняясь показываться на глаза, он то и дело скрывался под замшелыми камнями. За полчаса "затарившись" черемшой, мы вновь забрались на пригорок, украшенный стройными стволами лиственниц, и сели перекусить.


- Время ещё есть. Попробуем, может, отогрелась рыба, - взглянув на высокое полуденное солнце и, отогнав оводов, прилетевших на смену, спрятавшимся в более сырых местах комарам, высказал обнадёживающую версию Володя.


Вновь пробуем в деле разноцветных мушек, червя, Володя нашел в заводи у самого берега прикрепленных к камням ручейников и, очистив от "панциря", пробует ловить на них. Все наши усилия впустую.


Вдруг в четырёх метрах от моих ног из воды выпрыгивает хариус, врезается в "облачко" комаров, клубящееся над самой водой и, оставив нас в изумлении оцепеневшими, скрывается в прозрачных потоках. Словно ожидая команды и примера своего предводителя, не обращая на людей никакого внимания, взлетая над речной поверхностью, "заиграл" хариус.


На несколько секунд мы с Володей замираем.. Я прихожу в себя, только когда бью "на автомате" ладонью по собственной щеке, куда сел, почувствовав, что наступил его час, обнаглевший овод.


Наверное, от удара, который заставил мозг работать с новым усилием, а, может, просто от отчаяния, неожиданно созревает решение попробовать "кровожадного" овода в качестве наживки. Безжалостно насаживаю кровопийцу на крючок и отпускаю снасть в воду. Поплавок не проплыв и метра, резко уходит под воду. Не ожидая такого развития событий, запоздало реагирую и не успеваю подсечь рыбу. Крючок пустой. Вылезаю на берег и начинаю охоту на кровожадных слепней, пойманных насекомых отправляю в пустой спичечный коробок.


Насаживаю следующего овода. С нетерпением и напряжением закидываю удочку - почти молниеносная поклёвка, и первый хариус вслед за снастью поднимается над водой.


Вспыхивает многочисленными искорками его тело, собирая в каплях речной влаги "позолоту" таёжного солнца. Наливаются багрянцем красные полосы на сверкающих боках рыбы. Вызывает изумление, переливаясь всеми цветами радуги высокий спинной плавник, венчающий спину хариуса - короля таёжного распадка.


Через 2 часа мы с Володей вылавливаем больше 3 десятков хариусов с длиною тела от 21 до 33 см.


 Поймал!


Увлекшись рыбалкой, не заметили, как стала меняться погода. Вначале стихло. Затем пошёл небольшой дождь. Мы засобирались домой. По тропе то и дело догоняли "мокрые" тучки. Затем выглядывало солнце, и тогда начинали "звереть" комары,  полчищами носящиеся над людьми. Справа от тропы, выражая недовольство нашим присутствием, рявкнул медведь и, испугавшись своей же смелости, ломая ветки и сучья, убежал вглубь леса.


На Магинской дороге нас подобрал и подбросил к городу грузовик, принадлежащий золотодобывающей артели. Из окна было видно, как во всё небо, начинаясь где-то в черемшовом распадке, словно отражением его водных обитателей - хариусов, светила разноцветная радуга.


Юрий Жекотов, г. Николаевск-на-Амуре.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 22(84)