"Антифризы" для шнуров
Еще на заре зимнего спиннинга рыболовы пытались решать проблему обмерзания, смазывая пропускные кольца и леску. Слабая эффективность обработки колец становилась заметной уже на первых забросах. Смазка стиралась шнуром, и кольца обмерзали точно так же, как и без смазки. А вот обработка лески давала нужный эффект.
Методы и средства борьбы с обмерзанием лески
Я сам использовал широкий спектр "антифризов" для лески, ловил и вовсе без них, пытаясь не обращать внимания на обмерзание и использовать монофил вместо привычного шнура, ведь многоволоконные лески впитывают воду между волокон, а у моно такого не бывает. Но скажу сразу, от моно я отказался, т.к. ловить чаще всего приходится классическим "русским" джигом, а зимой поклевки часто бывают едва заметны. Да и моно далеко не всегда спасает от обмерзания - при сильном морозе или ветре обмерзает тоже.
Шнуры, даже обработанные заводской пропиткой, обмерзают и сначала становятся похожими на проволоку, при подмотке "вспухают" на шпуле, потом на них появляются "бусины". И это становится заметно уже при нулевой температуре, если есть ветер.
Первый "антифриз", которым я стал обрабатывать леску, было вазелиновое масло. Его легко купить в аптеке, стоит оно копейки, и расход минимальный. У меня до сих пор осталось некоторое его количество в пузырьке. Я обрабатывал леску дома до рыбалки, а на рыбалке шприцем наносил его по необходимости на шпулю. Вазелиновое масло хорошо впитывается, не влияет негативно на катушку и леску. Однако у него есть неприятная особенность: оно слепляет леску на шпуле, и из-за этого заброс может страдать.
Пользовался я и WD-40, он вытесняет влагу и создает препятствие для ее скапливания. Однако это слишком активный "антифриз", и он может выдавить смазку, например, из ролика лесоукладывателя. Или попасть в обгонную муфту. Также есть опасения за леску. У меня не было прямого негатива от использования "вэдэшки", но все же...
Несколько раз я пытался использовать жидкую смазку для катушек. Все хорошо, кроме жирных пятен на пробке и одежде от смазки. Ведь после нанесения любой смазке нужно время, чтобы впитаться, а на рыбалке, тем более зимней, время ограничено, и не успевшая впитаться смазка летит во все стороны. Да и нерационально использовать катушечную смазку как "антифриз".
Далее, различные жидкие силиконы. Я использовал силикон для смазки движущихся частей в копировальной технике - все нормально, но у меня к нему доступ был случайный, так что делать на него ставку я не стал.
Нахлыстовый жидкий силиконовый спрей для придания плавучести шнурам и "мухам" - это единственное средство, специально предназначенное для обработки лесок. Он дает хороший эффект, не слипается, хорошо держится на леске, не мерзнет. Но дороговат.
И наконец-то - на чем я сейчас остановился. Автомобильный силиконовый спрей для обработки винила, резины и т.п. в автомобилях. Он доступен, купить можно в любой автолавке, отлично впитывается, не наносит вреда катушке, не склеивает леску, он в удобной упаковке, легко наносится и не мерзнет. Есть множество фирм, под чьим лейблом продается этот силикон, я выбираю по баллону: удобно носить не литровую "цистерну", а что-то более компактное. Содержимое, скорее всего, примерно одинаковое везде.
На водоеме
Итак, обработали мы дома шнур, едем на рыбалку! Ловить приходится в водоемах с разной температурой воды. Например, в водоеме, который в принципе замерзает - с нормальным терморежимом, - но еще нет льда, или там, где терморежим смешанный, когда в замерзающий водоем впадает теплый ручей, вода там холодная, но не настолько, чтобы замерзнуть. Здесь нужна обработка шнура всегда, т. е. когда мы ловим при температуре ниже нуля. И как только шнур начинает подавать признаки обморожения, нужно немедленно произвести антиледяную обработку.
При ловле в горячих стоках, идущих от гидроэлектростанций или ТЭЦ, леска не успевает замерзнуть, и мне удавалось ловить без смазки даже при -5-7ОС. И при более низкой температуре количество обработок лески за рыбалку намного меньше, чем при ловле в более холодных водоемах.
Надо заметить, что зимой самый холодный слой воды у поверхности, и соответственно леска замерзает чаще всего на последней трети длины заброса, оставляя "бусины" на шнуре, а вот у приманки почти не мерзнет. Однако при морозах и ветре леска примерзает к "тюльпану" и кольцам. Так что перед забросом нужно проверять, не примерзла ли леска, иначе может случиться отстрел или удар приманкой по спиннигу, что может привести к поломке.
Я много оговаривался по поводу ветра. Он вносит свои коррективы, и даже при небольшом минусе леска начинает замерзать гораздо быстрее, чем без него.
Матчасть
По лескам. Как я уже говорил, монофил не спасает от обмерзания, хотя сам по себе мерзнет меньше. Но я пользуюсь плетенками, и в этой статье слово "леска" нужно понимать как плетеный шнур. Шнуры мерзнут тоже по-разному. Рыхлые шнуры без "антифриза" или без его частого обновления быстро придут в негодность. Такие, как Fire Line, даже имея заводскую полимерную пропитку, сильно обмерзают и разлохмачиваются. "Аквалон" - новый шнур у нас, однако я отловил им несколько рыбалок прошлой зимой, он также обмерзает, несмотря на обильную смазку. Да это касается всех шнуров: мерзнет и Power Pro, и Stren, и все остальные. Но, на мой взгляд, PE-шнуры этому подвержены меньше. Возможно, из-за меньшего диаметра по отношению к привычным нам "старинным" шнурам. Но вот 10-либровый Pro Jig я обрабатывал реже, чем 10-либровый Stren.
Кроме лески мерзнут и кольца, и "тюльпан", и ролик лесоукладывателя. С колец я просто снимаю лед руками, они обмерзают тем сильнее, чем холоднее на улице. Но есть еще фактор - размер колец. Мелкие ньюконцептные "раннинги" сильно мерзнут, и чистить с них лед замучаешься, если еще и "палка" длинная. Помогает "полоскание" кончика в воде.
Ролик лесоукладывателя тоже мерзнет и собирает на себя остатки льда с лески. По-этому лучше отказаться от полузакрытых роликов, как бывают на некоторых катушках.
И обязательно во время рыбалки нужно постоянно следить, чтобы не обмерзали кольца и лесоукладыватель, тогда все будет хорошо.
Андрей Слюнков, "Владимирский Рыболовный Клуб"
Фото автора