Главная > Статьи > Пять дней на Оке

Пять дней на Оке

236-22-1.jpgПоиски рыбы от Чулкова до Жайска

Александр Зайцев

Я всегда хорошо относился к многодневным выездам на рыбалку. Не важно, в какое время года. Зимой, взяв отпуск, можно вдоволь насладиться рыбалкой со льда, уехав на недельку в Михайловское на Волгу или на Куртюгу на Горьковское море, найдя ночлег в ближайшей деревне. А летом – туда же, только с палатками. Именно многодневные рыбалки позволяют не только утолить рыбацкую страсть, но и понять поведение рыбы, ее зависимость от погодных условий в конкретном водоеме или на его участке.

Даже несколько однодневных выездов на одно и тоже место не дадут столько полезной информации, сколько один длительный поход. И объяснить это очень легко. Однодневная рыбалка ограничена временем. Приезжая на водоем, мы стремимся получить удовольствие от поимки рыбы и, как правило, ищем ее уже в хорошо знакомых нам местах. Времени на ее поиск мало. Но когда ты знаешь, что тебя ждет завтра и еще несколько дней без домашних забот, то тут открывается ни с чем не сравнимое ощущение слияния с природой.

Собравшись вечером после работы, Михаил, Игорь, Андрей и я детально обсуждали запланированную поездку на Оку. Для них ездить в поход в августе стало ежегодной традицией, а вот мне посчастливилось войти в их команду впервые. За плечами этого дружного коллектива немало многодневных выездов на разные участки Волги, сплавов по Ветлуге, Суре и другим рекам нашей области.

Теперь, держа в руках карту, мы выбирали себе маршрут по Оке, пытаясь навскидку определить наиболее интересные участки реки, исходя из ее извилистости, и выбрать примерное место для будущего лагеря. Помимо этого решались и вопросы с количеством провизии, воды, бензина для лодочных моторов и прочего полагающегося в походах снаряжения.

236-22-2.jpgДень первый.

Приезд, поиск лагеря и первая рыбалка

Проехать город нам удалось без “пробок” и лишней суеты, благо выехали мы с самого рассвета. И уже в 8 утра мы были в селе Чулково, нашем конечном пункте автомобильного пути. У подножья Чулкова есть очень удобный подъезд к реке (фото 1), с которого легко спустить лодку с прицепа, что в нашем случае было очень важным аргументом в пользу выбора именно этого населенного пункта. Там мы спустили на воду “Казанку” с 50-сильным мотором и выгрузили на берег весь собранный нами скарб, включая 330-ю лодку ПВХ с мотором в 15 л.с. В селе нас встретил местный житель, знакомый одного из нашей команды, у которого под присмотром мы оставили машины во дворе частного дома.

С трудом размещаем в лодки все взятые нами вещи, снасти. Места практически не осталось для нас самих. Кое-как усаживаемся среди различных по размеру сумок, чехлов с удилищами и берем курс на большой остров, расположенный на карте между Чулковым и Жайском. Андрей с Игорем в “Казанке” заметно уходят вперед, а следом за ними едем я с Михаилом.

Во время пути обращаем внимание на огромное количество ватаг и рыбацких артелей, которыми усыпаны оба берега Оки (фото 2)

236-22-4.jpgКоличество различных сараюшек просто поражает. Поражала и масса плавающих бутылок вдоль берегов (фото 3). Это так называемые “подпуска”, на которые промышляют жители многочисленных жилищ, разбросанных по берегам Оки. Трудно представить, сколько благодаря популярности этой снасти покоится на дне реки мешков с кирпичами, обрывков лески и капроновых шнуров.

После получасовой езды мы достигаем цели – остров предстал перед нами во всей своей красе. Подплываем к его берегу и решаем подыскать удобное для стоянки место. И тут нам немного не везет: наиболее комфортный участок, оказывается, занят.

Подходим к рыболовам, палатки которых расположились в единственном, сухом и свободном от густого ивняка месте. Узнаем, как обстоят дела с клевом. Трое рыболовов оказались со спортивными снастями, что нас порадовало. Ловили они на обычные донки, но хорошим уловом похвастать не могли. За все утро на троих ими был пойман всего лишь один небольшой окунек. С их слов, рыбачат они здесь не первый год, и такого бесклевья им видеть не приходилось.

Немного огорчившись, мы утешили себя тем, что наше основное оружие – все-таки спиннинг, а отыскать свою рыбу времени нам хватит. А вот от затеи разбить лагерь на острове мы решаем все же отказаться. Удобное место занято, а напрашиваться на соседство у нас не принято. Да и нам хочется побыть в одиночестве своей компании. Так, немного огорчившись, мы садимся в лодки и продолжаем искать место уже на самих берегах Оки.

03.jpgПрокатавшись еще около часа, мы наконец находим наиболее интересную стоянку с живописным видом. С крутого левого берега реки представал взору могущественно возвышающийся правый берег, густо покрытый кронами деревьев, среди которых возвышалась “лыска” без единого деревца. Любоваться такой красотой можно было очень долго. Единственный минус, который даже вызвал некоторые разногласия между нами, – это слишком крутой подъем к месту лагеря. Затаскивать практически в вертикальную песчаную гору вещи пришлось с немалым трудом (фото 4).

Наконец все необходимое для существования под открытым небом перенесено из лодок на крутой берег. Первым делом собираем палатки, шатер, ставим под ним стол, раскладываем по местам личные вещи. Когда основная работа по обустройству лагеря выполнена, мы принимаем решение, что двое из четверых могут отправиться на рыбалку. Так сказать, подловить рыбешки на уху. Вообще изначальная договоренность такова, что всегда кто-то один должен находиться в лагере.

Мы с Михаилом решаем пробить глубины с помощью эхолота в ближайшей акватории лагеря. В качестве “оружия разведки” берем с собой в лодку два джиговых спиннинга. В районе самого лагеря глубины немного разочаровывают. Эхолот везде показывает практически ровное дно и глубину в 2-2,5 метров. При этом “дует” очень сильное течение.

Поднимаемся вверх по течению и метрах в 800 от лагеря находим первое место, которому следует уделить особое внимание. Практически вдоль самого берега пролегает канава, максимальная глубина в русле которой доходит до 6 метров. Если верить эхолоту, то практически по всей ее протяженности стоит рыба в средних и верхних слоях воды. Это, скорее всего, стаи леща и подлещика. Данный факт бодрит, благо в процессе пятидневного похода я планирую порыбачить и мирной снастью – фидером.

236-22-6.jpgРядом с лещом должен быть и судак, мы начинаем пробивать яму джиговыми приманками в их классическом исполнении: джиг-головка + твистер или виброхвост. Средние веса джиг-головок колеблются в пределах 28-32 грамма. Если приходилось делать проводку вдоль канавы, в ее самом глубоком месте груза требовались весом 30-32, а если поперек или под острым углом к ней, то 28 граммов было вполне достаточно. За два часа мы успели пробить весь данный участок и не увидели ни единой поклевки.

Решаем долго не задерживаться на одном месте и спускаемся несколько километров вниз по течению, делая периодические остановки в визуально перспективных местах. Еще одно место, которое попалось нам на пути, – это довольно протяженный перекат с сильным течением и глубиной от 2 до 3 метров. В момент приближения к этому участку мы замечаем пару неплохих всплесков, на наш взгляд, жереховых. Совершаем пару остановок и прочесываем поверхность воды разными по весу кастмастерами и различного размера крэнками с надеждой поймать жереха или язя. Но все тщетно. Ни одной поклевки, ни одного выхода за приманкой.

Плывем еще ниже по течению и километрах в десяти от лагеря находим еще одно интересное место. Под обрывистым яром протяженностью около 500 метров практически под самым берегом идет свал в глубину. Это очередная канава, средняя глубина которой колеблется от 5 до 6 метров, имеется очень сильное течение. Экран эхолота при исследовании ямы не зафиксировал ни одной рыбы. Понятно, что это далеко не показатель, и отдать вечернюю зорьку мы решили именно этой точке. Местами приходилось ставить джиг-головки весом в 52 грамма. Но даже такие груза в некоторых траекториях проводки безнадежно тащило. Ставить более весомые головки было рискованно, т.к тесты наших удилищ и без того превышались.

236-22-7.jpgНа первой стоянке происходит первая холостая поклевка сначала у Михаила, потом у меня. И, наконец, у моего напарника происходит уверенный “тычок”, и я уже наготове с подсачиком вглядываюсь в речную глубину. После непродолжительной борьбы Михаил становится обладателем судака, явно превышающего 1,5 килограмма (фото 5). Неплохое начало для первого дня. Но ни на этой, ни на следующей стоянке поклевок больше не было. В 8 вечера мы решаем возвращаться в лагерь.

За несколько часов разведки нам удалось найти три перспективных участка: перекат и две ямы, причем в одной из них поймать судака. В лагере нас уже давно заждались Игорь с Андреем. Взвешиваем судака на электронных весах – ровно 2 килограмма.

За ужином обсуждаем план завтрашнего дня. С утра до обеда моя очередь дежурства в лагере, а все остальные решают с рассвета более детально пробить яму, где был пойман судак. За разговорами мы просидели до полуночи. Температура воздуха к этому времени опустилась до 2 градусов тепла. И это 26 августа. А неделю назад средняя ночная температура держалась на отметке 25 со знаком “плюс”…

День второй. Уйти от ноля

Вылезать из палатки в девять утра мне очень не хотелось. Несмотря на солнечное утро было очень холодно. Кое-как заставляю себя встать и быстро одеться в теплую одежду. Завтракаю. На обед решаю приготовить уху из пойманного вчера судака. Ловлю себя на мысли, что заниматься ухой можно чуть позднее, благо наши раньше 2-х дня приехать не должны, но руки делают все сами. Сначала почистил рыбу, потом вскипятил воду. Все это я делал в сопровождении мыслей о том, как там наши отрываются на “клыкастом”.

Стоило свариться ухе, как вернулись мои напарники. На два часа раньше… На вечный рыболовный вопрос “ну как?” они дают совсем не радующий меня ответ – “ноль”. За обедом ребята рассказывают, как все утро они прочесывали вдоль и поперек яму различными джиговыми приманками, и лишь Михаилу удалось увидеть одну-единственную поклевку, которую он так и не реализовал.

236-22-8.jpgВо второй половине дня пост дежурства занимает Михаил. Несмотря на солнечную погоду дует довольно сильный северо-восточный ветер, а дневная температура не поднимается выше 15 градусов тепла. Игорь с Андреем решают подняться вверх по течению и поискать рыбу в направлении к Жайску. А мне с нетерпением хотелось порыбачить на фидер. Сажусь к ним в “Казанку” и во время пути внимательно изучаю береговой рельеф и ищу подходящее место для фидерной ловли.

С подсказки местного рыболова лещовую точку удается найти в трех километрах от лагеря. Высаживаюсь. Это довольно протяженный участок берега, усыпанный гравием и ракушками, которые остались после спада воды. Но рыбачить в данном участке у меня не получается. Течение настолько сильное, что кормушку весом в 90 граммов сносит под берег практически сразу.

Тем временем меня не оставляют равнодушными цепочки гравийных островков, которые тянутся недалеко от берега и доходят практически до 1/3 ширины реки (фото 6). Вот бы мне попасть на самый крайний! Стоило мне об этом подумать, как недалеко от меня проплывают наши. Машу им руками и прошу забросить меня на крайний островок.

С острова я нахожу угол заброса, который не позволял сносить кормушку силой течения. Вдобавок к этому я без особых усилий забрасывал снасть прямо под самое подножье свала. В качестве оснастки я смонтировал несимметричную петлю, а насадкой на крючке служил червь в комбинации с опарышем. С червем у меня был дефицит, поэтому насаживать на крючок приходилось не более двух штук, что для леща, конечно, не так-то и много.

236-22-9.jpgПервые две поклевки принесли одну некрупную густеру, а спустя двадцать минут клюнул и более весомый трофей – подлещик на 500 граммов. Потом удалось поймать еще пару подлещиков, и весь мой небольшой запас червя иссяк. Точно помню, что их было гораздо больше, но, видимо, в холодную ночь они померзли. На опарыша рыба ловиться отказывалась напрочь.

И уже около шести вечера за мной вернулись Игорь с Андреем. И самое поразительное – без единого хвоста, несмотря на то что в районе Жайска они исследовали и обловили немало перспективных мест.

День третий. Лещовый

С самого раннего утра я с Михаилом отправляюсь в село Чулково. Я – с целью добычи червей в самом селе, а Михаил – с намерением исследования акватории несколько ниже Чулково. Погода стала немного налаживаться: северо-восточный ветер сменился юго- западным, температура воздуха стала заметно выше. На поиски драгоценной наживки у меня уходит без малого три часа. На окраине села, в силосной яме, мне удалось раздобыть необходимое количество червей, которых должно хватить на все оставшиеся дни (фото 7).

У воды меня ждал напарник с хорошими вестями. Ниже по течению он обнаружил яму с максимальной глубиной в 11 метров. Причем экран эхолота практически везде фиксировал стоящую в разных слоях воды рыбу. Но моя цель на сегодня – фидер, поэтому мы сначала едем обедать в лагерь, а во второй половине дня Михаил и Андрей забрасывают меня на островок. Я остаюсь на нем до вечера, а они едут исследовать найденную Мишей яму.

236-22-10.jpgС первых забросов фидером у меня следуют уверенные поклевки, и садок постепенно наполняется разной рыбой: подлещиком, крупной сопой, густерой. Несколько экземпляров подлещика были явно близки к килограмму. Более крупных особей, к сожалению, не попадалось. Клев то стихал, то вновь возобновлялся.

За процессом ловли я не успел заметить, как прошло время, и вот уже вдалеке виднеется очертание нашей “Казанки”. Результат напарников вводит в глубокие раздумья. За все время, которое они провели на глубокой яме, они не видели ни единой поклевки.

В лагере взвешиваем общий улов бели. Почти 7 килограммов (фото 8 и 8.1). Экземпляры покрупнее отправляются в коптильню, а всю остальную рыбу мы солим для последующего вяления.

День четвертый. Окунь как выход из положения.

И снова фидер…

236-22-11.jpgНа четвертое утро я вновь дежурный. На этот раз встаю пораньше и пробую рыбачить с берега на спиннинг в районе лагеря. Уже практически по-летнему тепло, и телу совсем не холодно в футболке и легких трико. В течение двухчасового полоскания воды различными крэнками мне так и не удается ничего поймать. Надежды поймать язя или голавля провалились с треском. Бросаю эту затею и возвращаюсь в лагерь готовить обед. На этот раз это классическая походная еда – гречка с тушенкой. Уху из подлещика варить не очень хотелось. Слишком много костей.

Наконец наши возвращаются с долгожданной спиннинговой рыбой. Игорю и Андрею удалось отыскать окуня, и на разнесенные оснастки они на двоих сумели вымучить 4 килограмма “полосатого” (фото 9). Причем несколько экземпляров оказалось весом по 350-400 граммов. Нашли “полосатого” они выше по течению, на той самой канаве, которая находится недалеко от лагеря. Михаилу на классический джиг не удалось увидеть даже поклевки, зато на небольшую “вертушку” он сумел уговорить небольшого жерешка.

После обеда мне не захотелось рыбачить спиннингом, и я в последний разок решил оторваться по подлещику. Ловить окуня по открытой воде я, честно признаюсь, не очень люблю, поэтому в три часа пополудни я вновь с фидером на уже любимом островке. Игорь с Андреем мчатся в район Жайска ловить джигом, а я тем временем с не меньшим успехом, чем вчера, наслаждаюсь клевом подлещика.

236-22-12.jpgСредний размер рыбы порадовал (фото 10). Подлещик был мерный, как по линейке – 500-600 граммов, и пара бонусов по 700-800 граммов. Клев был ровный, и зачетные экземпляры попадались через каждые 20 минут. Довольно часто внушительные пучки червей на крючке засасывала мелочь, которая незамедлительно отправлялась назад в реку. Итог 4-часовой ловли составил 5 килограммов мерного подлещика. Напарники вернулись без единой поклевки.

За ужином мне приходит мысль порыбачить фидером ночью. Вооружившись налобным фонарем, я загружаю все необходимые снасти для ночной ловли в “Казанку”, и Андрей отвозит меня на остров. Под светом налобного фонаря собираю снасти, и чуткая вершинка фидера, оснащенная светлячком, замерла в ожидании поклевки. Но рыба, к моему удивлению, ловиться не хотела…

День пятый. Хищник, ты где?

За всю ночь, проведенную на острове, у меня клюнула одна-единственная рыбка. Пучком навозных червей заинтересовался маленький пескарь (фото 11).

Это довольно странно, т.к. леща в ночное время фидерной снастью я ловил много раз на разных водоемах. Но стоило наступить рассвету, как поклевки последовали одна за другой. Поймав пяток подлещиков, решаю поставить точку в ловле фидером (фото 12).

236-22-13.jpgВ шесть утра за мной на остров заезжает Михаил, и я вместе с ним решаю изведать новую акваторию. На этот раз мы плывем на старицу Оки, которая находится напротив моего островка. Но перед этим мы едем в лагерь, чтобы отвезти многочисленные фидерные “прибамбасы” и захватить заодно короткие спиннинги для рывковой проводки воблеров.

Погода – просто сказка. Дует слабый ветерок, пасмурно, нет дождя, тепло. Заплывая в старицу, мы решили сначала доплыть до ее конца на малых оборотах мотора с включенным эхолотом. На входе в старицу эхолот показывает 5-метровую глубину, затем идет плавный подъем, и глубина становится ровной, в пределах 2,5-3 метров. В самом конце старицы начинается резкий свал в глубину: сначала на 5, потом на 7, а дальше и вовсе на 9 метров. Экран показывает большое скопление рыбы, причем во всех слоях воды. Решаем досконально пробить яму джигом. Груз-головка весом в 21 грамм оказывается самым подходящим весом несмотря на отсутствие течения.

236-22-15.jpgВо время облова ямы очень часто происходили зацепы, что свидетельствовало о наличии обильного коряжника на дне. Но за два часа ловли у нас так никто и не клюнул. Решаем сменить тактику и начинаем облавливать прибрежную зону крупными воблерами минноу. Практически на каждой новой стоянке вешались некрупные щучки, которые незамедлительно отправлялись назад. Ни одной более-менее достойной “зубастой”, словно крупнее “шнурков” здесь больше никого нет. Уделив береговой зоне четыре часа, решаем плыть в лагерь.

236-22-16.jpgПрибыв в лагерь, обедаем и решаем немного отдохнуть, в то время как Игорь с Андреем уплывают  на ближнюю к лагерю канаву. Через пару часов они возвращаются назад с двумя десятками окуней, пойманными все на ту же разнесенную оснастку. Мы напоследок решаем вновь посетить яму, в которой Михаил в первый день сумел поймать судака.

Хищник устроил серьезную забастовку. Потратив всю вечернюю зорьку, Михаил увидел всего одну единственную поклевку. Часов в семь вечера под самым берегом мы наблюдали всплески крупной рыбы. Аккуратно вставали на якорь, пробовали ловить на различные поверхностные приманки, но все было безрезультатно. Рыба ловиться отказалась напрочь…

В заключение236-22-14.jpg

Мы долго анализировали причину наших спиннинговых неудач в состоявшейся поездке. Пытались найти их и во время самого похода, и после него. Подобрать ключик к местному хищнику нам так и не удалось.

Причина, на мой взгляд, банальна. На нее ссылаются после всех без исключения “пролетных” рыбалок. На клев хищника повлияла погода. Изморенная затяжной летней жарой рыба и без того чувствовала себя крайне тяжело. А резкий скачок температуры воздуха и атмосферного давления во время нашего похода только усугубил ситуацию. Рыба, в особенности хищная, не способна так быстро приспосабливаться к подобным перепадам. Ей, однозначно, требуется время.