Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Путешествие по Усте

Путешествие по Усте

33-34-1.jpg

Рыбалка на Усте

Дмитрий Соколов

Путешествие... сладкое слово для всякого рыболова. Новые реки - новые возможности, новые впечатления, новые встречи и новые открытия. И совсем не обязательно забрасываться на вертолете в сибирскую тайгу, чтобы получить новый опыт. Можно просто сесть в резиновую надувную лодку у истока малой реки и, спускаясь вниз по течению, пройти очередную водную дорогу до самого устья. По прибытии в город из такого путешествия смотришь на окружающий мир как-то немного иначе, ибо становишься за неделю скитаний чуть взрослее и мудрее. Это и есть, наверное, главный итог, главная "польза" любого путешествия. Этот главный трофей путешествия нематериален. Его нельзя отобразить ни в слове, ни в фотографиях, его будто бы и совсем нет, он живет неотделимо от нас. Вот и получается, что главным достижением путешествия похвастать нельзя. И надо ли? Одно осознание того, что стал чуть лучше, приносит удовлетворение. Впрочем, похвастаться тоже всегда есть чем. И как давно замечено, путешествие лишилось бы половины своей привлекательности, если бы о нем нельзя было рассказать. Не теряя драгоценного времени, перестаю рассуждать и перехожу к рассказу об эпизодах похода двух нижегородцев по реке Усте, предпринятому в августе 2005 года.

Обычно в походе я веду не слишком подробный дневник, в котором отражаю главные события прожитого дня. После окончания похода, "по горячим следам" стараюсь при помощи этих карандашных набросков воссоздать картину похода в более или менее подробном очерке. Так были написаны несколько очерков, но в этот раз мне захотелось отойти от традиции. Прошло около двух лет, прежде чем я взялся описывать путешествие по Усте. Мне кажется, что таким образом мне удастся избежать несущественных подробностей и уделить внимание вещам действительно важным, ведь, как известно, большое гораздо лучше видится на расстоянии. 

33-34-2.jpgИтак, в жаркий летний день два заядлых рыболова-путешественника Влад и Дмитрий погрузили многочисленные пожитки в две резиновые надувные лодки и, усевшись в них, отправились в недельный поход по Усте. Почему по Усте? Ну, во-первых, по иным рекам области мы уже к тому времени сплавлялись, а жизнь слишком коротка, чтобы входить в одну и ту же реку два раза. Из оставшихся нескольких тысяч маршрутов Уста выделялась, на наш взгляд, рядом неоспоримых преимуществ. Незаселенностью берегов, например. Не для того, согласитесь, человек уезжает за тридевять земель от города, чтобы и в походе видеть людей. Хотелось уединенности, тишины, покоя. Кстати, поход вдвоем не очень мешает уединенности, как это ни странно звучит. Вот три путешественника - это уже явный перебор, то и дело возникает необходимость согласования действий, их координация: распределение обязанностей и прочее. Во время наших походов с Владом я таких "совещаний" не припомню. Все решается как-то само собой. Короче, два человека - это еще не компания.  Уже не одиночество и еще не компания, надеюсь, вы понимаете, о чем я говорю...

Первый эпизод путешествия был смешным. Погрузившись в лодки, мы дружно замахали веслами совсем не в ту сторону - так обманул нас широкий, почти без течения, плес реки. Широкий, конечно, для Усты, ибо 50 метров для такой реки в ее верхнем течении - уже приличная ширина, способная, как оказалось, сбить с толку даже таких опытных путешественников, как мы с Владом. Уверен, годы пройдут, многое сотрется из нашей памяти, но вот этот "фальстарт" останется. Почувствовав себя совершеннейшими лопухами, мы развернулись на 180 градусов и продолжили путь. В первые часы пути мы жадно вглядывались в окружающую нас действительность. Планируя маршрут, мы представляли себе Усту как поистине таежную реку, берега которой заросли непроходимой чашей, а в этой самой чаще живут всякие-разные дикие звери. Мы обманулись. На всем протяжении (порядка ста километров) маршрута нам то попадались деревни, то люди с удочками и без них, то слышался гул автомобильной трассы. В этом смысле - никакой романтики. "Чувства затерянности", о котором писал Паустовский, не было. Лишь однажды по береговым зарослям ломился какой-то крупный зверь, да так, что можно было подумать и на медведя, и на корову, - лучше не теряться в догадках. В первой половине пути присутствие человека выдавалось и грандиозными браконьерскими сооружениями?- заколами, перегораживающими всю реку от берега до берега. Суть закола предельно проста: не дать рыбе гулять, где ей хочется, а идти в центр закола, где растянута браконьерская сеть. Таких вот "заборов" за пару дней пути мы насчитали не то 24, не то 26, так что скоро это занятие нам очень быстро прискучило. Один раз мы увидели и хозяина закола. Паренек сообщил нам, что закол называется "сижей", ибо ловец сидит по ночам на своем заборе и время от времени проверяет спущенную в воду сеть. Ловится таким образом вся крупная рыба Усты: сомы, язи, лещи и щуки. Ячейка у сети широкая, так что мелочь в сеть не попадается. Браконьерство по-крупному, в общем. Надеюсь, что подробное описание снасти не заставит читателя, отложив все спешные и неспешные дела, устроить на Усте свою "сижу" и промышлять рыбу этим отнюдь не спортивным способом.

Не знаю, как насчет браконьерских снастей, а добыть рыбу спортивной снастью оказалось на Усте сложной задачей. Долгое время мы вообще не могли ничего, кроме мелочи, поймать. А вот местные рыболовы при нас выловили на примитивные спиннинги несколько хороших щук. Здесь очередной раз подтвердилась простая истина: чтобы уметь ловить рыбу на какой-нибудь реке, надо на этой самой реке жить. Ни больше ни меньше. Опыт и знание повадок местной рыбы я на сегодня считаю для себя главным и определяющим фактором успешной рыбалки. Ну не бывает так: приехал в первый раз на реку и наловил столько, сколько душа пожелает, не бы-ва-ет! Надо тридцать раз приехать "пустым", чтобы выработать для себя какие-то рецепты ловли именно на этой реке. Ну, наблюдательному человеку (каким я отродясь не бывал) возможно понадобится и меньше холостых попыток?- не знаю. Но с первого раза - нет, не бывает. Это легенды. Байки. Сказки Андерсена и других, не менее уважаемых сказочников. 

Большинство местных рыболовов утверждало, что щука хорошо брала "на днях". Это мы и без них знали. Рыба всегда хорошо клюет вчера, послезавтра и на другом берегу. Как удается рыбе пронюхать о планах городского рыболова приехать на реку - по сей день остается для меня загадкой. Впрочем, выходные дни, видимо, рыба вычислила уже давно. У меня сложилось впечатление, что рыба "знает" о том, что в субботу и воскресенье ее жизни угрожает смертельная опасность, и выработала такой режим питания, который подразумевает раз в неделю короткий пост: с утра субботы до вечера воскресенья. В нашем случае, впрочем, клева не было не только в выходные, но и в понедельник, вторник и остальные дни недели.

33-34-4.jpgХотя на уху рыбы все же хватало, врать не буду. А один раз мы даже сделали потрясающий шашлык из щуки, на наш невзыскательный вкус, ничуть не уступавший знаменитому шашлыку из осетрины.

В общем, встречи с местной рыбой были редки, а потому особенно желанны. К счастью, рыба была не единственным представителем фауны Усты. Потрясающая встреча, например, случилась на третий (кажется) день пути. Прямо на наших глазах с дерева слетела огромная бабочка, перелетела через реку и приземлилась на листьях кубышек. При ближайшем рассмотрении это оказалась вовсе никакая не бабочка, а летучая мышка. Впервые я видел эту скрытную тварь так близко, а Влад даже рискнул: взял страхолюдину в руки. У меня летучая мышь симпатии не вызвала: слепая страшненькая мордочка, маленькие лапки с тонкими коготками, кожаные крылья, на которых пристроились какие-то паразиты вроде клещей, - чему там симпатизировать? Через минуты, сфотографировав диковинку на память, мы продолжили путь, но память об этом небольшом происшествии, как видите, осталась надолго.

Оставила память и неформальное соревнование с байдарочниками. Мы познакомились с компанией на трех быстроходных лодках в первый же день путешествия. Наши маршруты совпали, так что мы не раз за неделю обогнали друг друга. Нашим новым знакомым обгонять было легко: байдарка раза в три быстрее резиновой надувнушки. Мы могли обгонять байдарочников только тогда, когда они вставали на берегу очередным лагерем. При первой встрече водные туристы не поверили, что мы сможем одолеть более чем стокилометровый маршрут за шесть дней. Но мы по десять-двенадцать часов не выпускали из рук весел и доказали, что человек вполне в состоянии преодолеть трудности, которые сам себе создал.

33-34-5.jpgЕсли байдарка прилично выигрывает в скорости, то с "резинки" можно вполне комфортно ловить рыбу, чем мы и занимались время от времени. Супертрофеев не было, но были вполне съедобных размеров окуни и щуки, которых мы готовили на ужин каждый вечер. Кроме рыбных блюд, периодически на импровизированных столах появлялась картошка с тушенкой - одно из главных походных блюд всех времен и народов. Год выдался не грибным, так что и блюд из грибов мы в этот раз не готовили. Могли бы приготовить нечто из дичи, но никто из нас не взял с собой ружья и патронов к нему, а добыть дичь без огнестрельного оружия представлялось нам невыполнимой задачей.

Кроме Усты, удалось искупаться нам во время похода еще в двух реках. Первая - главный приток Усты - Ижма - запомнилась холоднющей чистейшей водой. Мать Усты - Ветлуга, на  которой мы остановились на последнюю ночевку, порадовала слух ночным боем какого-то крупного хищника, скорее всего - сома. Бил ранним утром на Ветлуге и жерех, но утомленные большим переходом накануне, мы не смогли заставить себя встать пораньше. Ветлуга, кстати, представляется нам уже непригодной для сплава на резиновых лодках - слишком велика. Если на просторах Ветлуги поднимется встречный течению ветер, гребля на "резинке" может превратиться из приятного времяпровождения в тяжелый изнурительный труд, а кто хочет трудиться в отпуске? Из малых рек области, пригодных для сплава на "резинках", смело могу назвать Узолу, Пьяну, Ургу, Керженец. На еще более малых реках ловить имеет смысл только с берега, а на реках больших, таких как Волга, Ока, Сура и Ветлуга становится незаменима лодка с мотором.

Вот такие мысли возникли по поводу недельного похода по малой реке Нижегородчины Усте. Когда нам еще удастся половить на этой реке - не знаю, ведь рек очень и очень много, а человеческая жизнь, увы, коротка.