Главная > Статьи > Путешествие по реке Шарью

Путешествие по реке Шарью

Александр Андрианов, г. Ставрополь

Чем отличаются походы с ГенВалом, так это верностью намеченному плану. Уже при обсуждении плана на следующий, 2005 год, на лето была намечена поездка на Шарью. Это приток Усы. Как я понял позднее, ГенВал всегда совмещал все походы с возможностью там то ли наловить рыбы, как на Нижнем Кумозере, то ли насобирать ягод, как на Поньгоме, то ли заготовить грибов, как на Шарью. Поскольку поездка намечалась в августе месяце, то параллельно с походом реализовывалась цель сбора и заготовки грибов. Объявив о планах похода заранее, ГенВал как бы давал всем информацию – когда планировать свои отпуска для похода.

Брать напрокат байдарку ГенВала желания не было, и я заказал у него каяк – одноместную байдарку. Конечно, можно было найти какой-то приемлемый бюджетный вариант и в магазине, но если представилась возможность сделать плавсредство у мастеров этого профиля, а ГенВал, несомненно, был и слыл таковым, то я пошёл по этому, наименее затратному пути. Как раз в это время он экспериментировал – из двухместных байдарок «Таймень» делал полуторные, полуоткрытые, т.е. даже без кожуха, используемые не для экстремальных водных походов, а для развлекательных поездок. Собственно, тогда я прислушивался к его мнению, поскольку в этих вопросах он съел не одну собаку. К сожалению, двигается такая байдарка проблематично, постоянно рыская вправо-влево из-за отсутствия киля, но ко всему можно приспособиться.

Желая улучшить свою экипировку, я купил спальный мешок у Жени Капустина. Он работал в небольшом магазинчике, реализующем товары для рыбаков и туристов, и, собственно, сам порекомендовал мне этот спальный мешок, относительно лёгкий, наполненный холлофайбером, который согревал чуть ли не лучше пуха. Правда, пределы комфортного его использования были невысоки – до + 5 градусов. Поскольку походы в основном проходили летом, я посчитал этот показатель вполне достаточным. Приобретать палатку не торопился, поскольку «домики» ГенВала меня тогда ещё устраивали и прежде всего своим небольшим весом. Заодно я купил у ГенВала укладку и мешки для герметичной упаковки вещей, а в магазине – байдарочное весло. Потихоньку набирался собственный набор походных принадлежностей, который можно было использовать и отдельно, для личных, не связанных с походами, нужд.

Параллельно шла плановая подготовка к поездке и остальных участников. Ближе мы познакомились у ГенВала в подвале. Сергея Ивановича Агафонова я уже встречал – мы вместе ездили на зимнюю рыбалку. С ним в паре матросом шёл Слава, студент и сосед ГенВала по даче. Сергей Иванович, кроме рыбалки, планировал поохотиться и брал с собой ружьё. В паре с ГенВалом шёл тоже Слава, друг Славы и тоже студент. На каяке, как я, собирался идти Володя Улин, мой новый знакомый.

Билеты на поезд приобретал ГенВал за 45 суток, и, по воле случая, мне досталась верхняя полка прямо в последнем купе, у выхода в тамбур и туалет. Что называется, нарочно не придумаешь… Но это наступило позже.

ГенВал успел сделать мне каяк до отъезда, но испытать его на своём карьере не удалось. Всё предстояло сделать там, в походе.

Отъезжали мы вечером 12 августа 2005 года с Ярославского вокзала на поезде «Москва

– Воркута». Нас провожали знакомые и малознакомые туристы, как обычно желая нам счастливой дороги и наливая понемногу в кружки. ГенВал категорически отказывался от выпивки, что было противоестественно, и как будет в дальнейшем, нам было не понятно. Брать с собою спиртное было нормой, а, сколько брать, решал каждый из участников похода самостоятельно исходя из потребностей и своего здоровья. Больше всего недоумения высказал Сергей Иванович, уж он-то знал ГенВала по прежним поездкам гораздо больше многих из нас. И в поездке ГенВал воздерживался от выпивки, считая, что и нам нужно последовать его примеру. Уже впоследствие я узнал, что такие ситуации возникали у ГенВала и раньше, и связаны они с обострением каких-то заболеваний. Выполняя рекомендации лечащего врача, ГенВал и вёл себя соответствующим образом.

А нам с Сергеем Ивановичем эти рекомендации были ни к чему, и, следуя установившейся в предыдущих поездках традиции, мы «облегчали» свои укладки, поедая дорожные припасы и выпивая предназначенное для поездки спиртное. Каверзное место у выхода в туалет не позволяло мне толком расслабиться – и полка короткая, и всё время кого-то несло к выходу. Я выказывал своё недовольство ГенВалу, но было понятно, что это случайное совпадение вышло при оформлении билетов в кассе вокзала, так лежал мой паспорт.

Время шло, и утром 14 августа 2015 года мы приехали в Печору, где сошли с поезда. Дальше шёл другой поезд на Усинск, и разница между приездом и отъездом составляла менее полутора часов. Погода была тёплая, и даже на перроне мошка начала нас потихоньку доставать, а уже после приезда на берег Усы её было видимо-невидимо. На самом деле, такое нашествие кровососущих объяснила гроза, случившаяся спустя полтора часа после нашего приезда, уже во время стапеля – сбора своих плавательных средств.

Как и в сентябрьской поездке, я не смог обойтись без помощи ГенВала, собирая его произведение, – каяк. Но все мы, наконец, собрались, упаковали свои вещи в гермомешки и сошли на воду. В 26 километрах от моста, выше по течению Усы, было устье Шарью – цели нашей поездки.

Продвигаться против течения было для меня в новинку. Как оказалось, это не так сложно – нужно придерживаться берега, т.е. идти по мелководью, где струя течения ослаблена. Как правило, сильное течение идёт по руслу реки, идущему ближе к крутому берегу, а при пологих берегах – посредине реки. Идти на каяке поначалу было тяжело – нос его начинал рыскать в сторону сразу же при гребке. Поэтому, выправляя ход каяка, я стремился сделать гребок с другой стороны, стараясь выгребать не в стороны, а как бы вдоль по борту каяка. При этом и рыскание было значительно меньше. Со временем приноровившись, я не болтался в хвосте команды, а обходил то каяк Володи Улина, то байдарку Сергея Ивановича и Славы. За байдаркой ГенВала и второго Славы было не угнаться – его опыт в гребле был просто недосягаем, причём независимо от того, кто был его матросом. В этом я убедился и в этом походе, и в последующих поездках. Между тем, время шло быстро, но пройти мы смогли до привала всего 10 километров. А после перекуса и чая продолжили движение.

Сказать, что, двигаясь, мы не делали попыток поймать рыбу, значит, соврать. Но времени для таких попыток было больше у байдарочников, а нам с Володей Улиным удалось заняться рыбалкой только во время привала. Мои попытки ловить на блесну не увенчались успехом – ещё не обладая достаточным опытом бросков, я ухитрился забросить блесну в одиноко торчащий на течении пень, после чего ничего не оставалось, как оборвать леску и переоснащать спиннинг. В другой раз щука, уже дотянутая мною до берега, там и сорвалась. И, естественно, сбежала. Боясь не найти следы ГенВала, норовящего сорваться с места, я оставлял ловлю сразу по первым признакам его отхода. Володя Улин тоже старался не отставать.

В конце дня мы зашли в устье Шарью и остановились на ночлег у её левого высокого берега. Туда же затянули свои байдарки-каяки, а ночевали наверху возле небольшой рощи. Найденные там грибы, скорее всего, боровики, пошли на ужин. Первый неполный день движения ещё не дал достаточной нагрузки, а уже второй стал довольно тяжёлым, втянувшим в определённый режим, не позволявший особо расслабиться в последующие дни подъёма.

Продолжение следует.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 23(349), 2016 г.