Путешествие на реку Островную
Вадим Сыромятников
В начале октября 2008 года наша команда в составе Сергея Лобаса, Вадима Сыромятникова и Елены Букановой вновь отправилась в экспедицию на Камчатку.
На этот раз мы приехали туда по приглашению Андрея Пятко, владельца новой уютной рыболовно-охотничьей базы, расположенной на реке Островная, в 40 минутах полета на вертолете от Петропавловска, на восточном побережье Камчатки.
Без особых приключений за 9 часов полета были преодолены 9 часовых поясов нашей необъятной Родины. В аэропорту мы пожали руки нашим камчатским друзьям, купили продуктов, "огненной воды" и свеже-вяленой камбалы для Елены (по ее заявлению, она ждала этой рыбы целый год, и поэтому без нее просто отказывалась садиться в вертолет).
Несмотря на рыбацкие законы (типа: не будет клева) мужская часть команды вынуждена была уступить нашей спутнице. Мы решили, что на женщину (пусть даже на такую опытную спиннингистку, как Лена) этот закон не распространяется, одновременно вспомнив и про то, что желание женщины - это все-таки желание бога. Лена же немедленно после взлета вертолета приступила к очень завидному поеданию свежатинки, а мы остались верными приметам (нельзя было испортить предстоящую рыбалку!), поэтому, давясь слюной, ограничились вдыханием аромата вкуснющей камбалы...
Длина реки Островная - примерно 80 км, ширина не превышает 30-40 метров, глубина - не более 2,5 метров. Река очень рыбная, богата кижучем, кунжей, и, конечно, гольцом (который на Камчатке является аналогом нашего окуня по количеству и повадкам).
В отличие от горной реки Вахиль, на которой мы рыбачили в 2007 году (репортаж об этой поездке был опубликован в "НР" № 4 за 2008 год), река Островная свои воды берет из многочисленных болот, расположенных в предгорьях, поэтому вода в ней более мутная, дно и берега очень илистые, и только местами выступают песчаные косы. Берега реки густо поросли непролазным кустарником и деревьями.
До мест рыбалки (как раз до этих песчаных кос) гости базы добираются по воде. Для этого на базе имеются несколько современных японских катеров и грамотные егеря, которые без труда преодолевают пороги, перекаты и мели этой бурной реки.
К сожалению, по воле обстоятельств егеря в момент нашего приезда отсутствовали. Однако нас это не смутило. Сергей, вспомнив все свои навыки вождения катера, полученные на базе "Васильсурская слобода", смело объявил, что он сам будет вести лодку. Надо отметить, что через несколько часов мучительного привыкания и тренировок в реальных условиях (результатом которых были поломка весла, потеря якоря и несколько неудачных попыток перевернуться) он освоил довольно непростой стиль езды по быстрой мелкой речке.
Сама база оказалась на редкость уютной, все продумано до мелочей (вплоть до туалета и умывальника внутри помещения). В главном доме три уютные отдельные комнаты для 6 рыбаков, столовая, отдельный дом для егерей, отличная кухня, возглавляемая искусной поварихой...
В общем, условиям проживания мы поставили твердую "пятерку". Видно было, с какой любовью строил свою базу Андрей. И это при том, что все стройматериалы, мебель, оборудование и пр. доставлялись им сюда на вертолете (вокруг базы непролазные болота, которые Андрей может пройти только на "Ниве" с огромными надувными колесами!)
На базе нас встретил сторож Сергей, который, судя по его покрытому шрамами лицу, в жизни повидал очень многое. В отличие от Альбертыча (профессорского вида сторожа базы на таймырском озере Кета), Серега конкретно производил впечатление отставного пирата...
Его инструктаж по условиям рыбалки и режиму пребывания был предельно краток. Ему уже сообщили, что мы опытные рыбаки, не раз ловили на Камчатке рыбу, поэтому, как говорится, сами все знаем. Главное в камчатской рыбалке, по его мнению, - это ее немедленное прекращение при наступлении сумерек и быстрое возвращение домой, так как на базу постоянно приходят "озорничать" медведи.
Причем в прошлом месяце один из мишек пришел на базу средь белого дня, по этой причине один из егерей 3 часа просидел на крыше и наблюдал, как Потапыч нагло поедает съестные припасы и заготовленную рыбку. Только после появления лайки он смог добраться до ружья и прогнать нахала.
Свой инструктаж Серега закончил рассказом о том, что только три дня назад рыболовы из Тюмени очень весело отпраздновали свой предстоящий отъезд, и один из них ночью захотел подышать свежим воздухом. Он уселся на бережке (50 метров от дома) и от всей этой красоты и, наверное, от избытка чувств "впал в нирвану".
Очнулся он только после того, как почувствовал, что... кто-то лижет его лицо. Эротические фантазии его посетить не успели: открыв глаза, он увидел, что его лижет мишка кил так на 400! Мгновенно с диким криком он сиганул в речку, а мишка, видимо от огорчения, что все так быстро закончилось (фактически и не начавшись), с ревом убежал в болота. В общем, все остались живы.
На наш осторожный вопрос о наличии на базе ружья мы получили, увы, уже привычный ответ, что, конечно же, нет. Но оно (ружье) есть на другой базе, которая находится в 15 км ниже по реке, у самого океана, поэтому можно не волноваться. Для успокоения (и чтобы немного изменить выражение наших лиц) Серега вручил каждому по фальшфейеру, объяснив, что они (мишки) не любят резкого яркого факела, поэтому при встрече с ними надо просто дернуть за веревочку...
Первый день мы в основном изучали перспективные места для рыбалки и приспосабливались к местным условиям. Причем мы вначале поднялись на лодке вверх по течению километров на 5, до того места, где практически уже было невозможно плыть: вода по всей ширине реки была там по щиколотку.
Оттуда мы медленно сплавлялись вниз, выискивая перспективные косы и не очень заросшие участки берегов, с которых была возможность бросить спиннингом. Один такой сплав до базы занимал у нас несколько часов.
Ловили мы в основном на вращающиеся и колеблющиеся блесны, однако, в отличие от прошлого года, рыба была очень привередлива и отзывалась в основном только на вращалки MEPPS Aglia long 2 и 3 номеров (еще одно доказательство "любви" лососевых к этой фирме).
Мы сразу поняли, что бесперспективно бросать блесну поперек быстрой реки при условии, что рабочая глубина имеется только на части русла (шириной не более 5-8 метров). Приманку течением мгновенно стягивает на меляк, и фактически блесна работает только несколько секунд. Поэтому мы находили изгибы реки, и, максимально глубоко заходя в воду (слава "вейдерсам"!), бросали вращалку вниз по течению, при этом наиболее удачными были дальние броски, когда снасть ложилась максимально близко к нависшим над водой деревьям или крутому берегу (яру). При такой проводке блесна долго шла против течения, в непосредственной близости от укрытий хищника - коряг, и по самому руслу, что позволяло рыбе успеть обнаружить приманку и атаковать ее.
И в другие дни мы отрабатывали ту же самую технику, и она приносила нам обильные уловы (конечно, мы следовали принципу "поймал - отпусти"). Рыбалку мы начинали около 8 часов утра и после небольшого перерыва на обед продолжали ее до захода солнца.
Кстати, автору этих строк, используя вышеуказанную вращалку с отягощенным сердечником, однажды удалось войти в Контакт с кунжей (про это явление см. статью Алексея Соколова "Контакт" в журнале "Нижегородский рыболов" № 6 за 2008 год). Забрасывая блесну метров на 60 в одном из таких перспективных мест, я вдруг почувствовал, что буду вытаскивать рыбину после каждого броска. Спокойно сообщив это своим спутникам (которые сели отдыхать около меня), я сделал 6 бросков и вытащил 6 неплохих кунж до 2 кг весом. Учитывая, что до этого для поимки одной рыбины каждый из нас делал не менее 5-8 бросков, такой результат удивил моих товарищей, да и меня самого. Откуда была у меня такая уверенность, и как она передалась рыбе?..
За эти три с половиной дня рыбалки мы вдоволь поохотились на кунжу, максимальный вес которой достигал 4 кг. Кстати, по нашему мнению, кунжа - более сильная и интересная рыба для спортивной ловли по сравнению с камчатским гольцом (вес которого достигает не более 2 кг) и даже кижучем соизмеримых размеров (4-5 кг). При вываживании кунжа постоянно делает очень сильные и частые боковые рывки да и борется до самого берега. Кижуч же просто тяжело давит, лишь иногда выполняя рывки, чем-то напоминая нашего крупного судака.
Голец в дни нашего приезда ловился хуже, чем в прошлом году: чаще он просто трогал блесну, не заглатывая ее. Очевидно, что он был поглощен предстоящим вечерним поеданием мелкой моли, так как перед заходом солнца река просто закипала от гольцовых атак на нее. В этот момент рыба полностью прекращала брать любые искусственные приманки. А в последний день пребывания, когда Сергей Лобас неожиданно для всех объявил о своем желании сварить нам уху из гольца, эта рыба вообще почти отказалась от поклевок (на каждые 10 пойманных кунж мы имели только 1-2 гольца). Видимо, у Сергея также случился Контакт с гольцом, только на этот раз отрицательный...
Кижуч ловился не часто (до 10 экземпляров, весом до 5 кг каждый, в день) - видимо, его ход из океана еще не начался после затяжных штормов, поэтому каждая его поимка приносила нам большую радость. Кстати, его большой ход прекратился за 3 дня до нашего прилета на Камчатку и начался вновь через пару дней после отлета (права истина: "клюет всегда хорошо вчера и завтра...").
Снасти мы применяли традиционно легкие: я ловил любимым спиннингом DAIWA Morethan 3-21 с катушкой DAIWA Airity 2500, а Лена выбрала проверенный St.Crouix Avid 10-21 c катушкой Shimano Stella 2500. Кстати, универсальность этой модели, St.Crouix, приобретенной мною 5 лет назад, поражает: мы ловим этой "палкой" и на джиг (причем она спокойно работает с грузами до 40 г), и лососевых с помощью вращалок на Камчатке и Таймыре, она отлично пригодна и для заброса колебалок в наших васильсурских корягах. Очень жаль, что изготовитель снял ее с производства...
По вкусовым качествам мы, конечно, преимущество отдаем кунже, затем идет голец. Кижуч в кулинарном плане местным камчадалам не интересен - только его икра (слишком жесткое мясо). Хотя, наверное, они его просто не могут готовить: когда Елена на второй день нашего пребывания сделала котлеты из крупнонарубленного мяса кижуча, наш сторож Серега с таким удовольствием их поедал, что пришлось ему их всех и отдать вместе с рецептом.
Кстати, местные егеря мясо красной рыбы не едят вовсе ("просто глядеть на нее не можем"). За совместным ужином они с придыханием интересовались, какие же, наверное, вкусные эти щука и судак? Особенно нас позабавил рассказ о том, что где-то под Петропавловском в специальный пруд запустили карасей, так вот, туда постоянно приезжает много рыбаков чуть не со всей Камчатки ловить карасей размером с ладошку ("Ведь у них белое мясо!" - с восхищением говорил нам Серега).
Мы же, в свою очередь, так и не смогли привыкнуть к тому, как камчатские егеря выбрасывают в воду крупные тушки кунжи, гольца и кижуча после изъятия икры. Воистину: что имеет - не ценит человек...
Сходили мы и на медвежью охоту. Вернее, мы никуда не ходили, а сидели в доме и были для медведя приманкой (отдельное спасибо Андрею за туалет внутри!). В первую же ночь лайка отчаянно лаяла, отгоняя мишку, который пришел на базу, видимо, узнав о нашем приезде.
На следующий день по вызову с нижней базы приехал на катере второй егерь с ружьем. Увидев не внушающее доверие треснутое и перевязанное проволокой ружьишко, я с грустью вспомнил о дорогих ружьях, которые видел у знакомых охотников в Нижнем Новгороде, - вот бы их сюда!
Как оказалось, охота должна была состояться совсем уж просто: когда медведь придет ночью к нашему дому (для дополнительной привлекательности вокруг него разбросали рыбу с запашком), лайка должна залаять, один егерь должен осветить его фонарем, а другой, соответственно, выстрелить.
Однако косолапый, видимо, почувствовал подвох: в остальные дни лайка молчала, и охота не состоялась.
В день нашего отлета с сопок навалился сплошной туман, поэтому вертолет прилетел "с небольшим совсем" опозданием - где то не более 5 часов. И, конечно же, в тот момент, когда мы разлили по тарелкам вкуснейшую тройную уху Сергея Лобаса (сначала варится кижуч, потом - кунжа, и только потом - голец) и наполнили рюмки напитками. Но, ничего не поделаешь, это уж такая вертолетная традиция - прилетать неожиданно и в самый неподходящий момент...
Покидая эти красивые и гостеприимные места, мы пообещали друг другу обязательно вернуться на базу "Островная" в следующем году и обязательно поехать еще и на морскую рыбалку!
Кстати, желающие посетить эту базу в следующем году могут найти ее телефоны в редакции журнала или на сайте базы "Васильсурская слобода".