Путешествие из зимы в весну и обратно
Выехали в пятницу после обеда. Распогодилось, первый день после затяжного ненастья и пониженной температуры, светило солнышко и грело через лобовое стекло. Между Калугой и Брянском на полях появились темные проталины, на солнцепеке обнажились бугры, а под откосом трассы появились лужи. Переезжаем первую крупную в Калужской области реку Угра. Она еще во льду, только у левого берега тянется огромная промоина.
В Брянской области мелкие реки уже вскрылись, даже Десна освободилась ото льда, а вот озера еще в ледяном панцире. К родителям приехали уже затемно.
На следующий день отправились в райцентр. Рядом с колхозным рынком находится городской пруд. Пока мать с братом ходили по рынку, я отправился к нему. На метр от берега стоит вода, а дальше начинается ноздристый лед. Ближе к середине озера сидят несколько рыболовов. Мне очень захотелось туда попасть.
Пройдясь вдоль берега, нахожу импровизированную переправу и отправляюсь на лед. Тут же нога неглубоко проваливается, и я чувствую, как вода заливается в полусапог. Выдергиваю ее и ставлю в другое место, картина та же самая. "Раз уж набрал воды, то грех отступать", - думаю я и двигаюсь вперед. Только отойдя от берега метров на 6-8, попадаю на относительно твердый, но мокрый лед.
Вот и первый рыболов. Здороваюсь. Интересуюсь обстановкой и клевом.
- Лед плохой, осталось не больше 10 см твердого льда, - делится со мной мужичок лет сорока отроду. - Боюсь, что сегодня я закрою сезон. Завтра уже будет поздно. Клюет не очень: пробиваешь лунку, пару поклевок - и бей дальше. А улов, так вон, в пакете лежит, можете посмотреть.
Я заглянул в пакет. Десятка два разноколиберных мелких рыбешек: плотвичек и окушков.
У рыболова кроме той, что в руках, еще стоит пара удочек "на стоячку". Набираюсь наглости и прошу дать удочку половить хоть несколько минут.
- Да без проблем, - отвечает он, - выбирайте любую и ловите.
Я взял близстоящую. Вытащил мормышку из воды. Глубина, судя по леске, чуть больше двух метров. Леска на удочке где-то 0,1 мм, для местной рыбы можно было бы и потоньше поставить, но, может быть, она рассчитана на более крупную рыбу, чем лежат в пакете. Мормышка - обыкновенная "уралочка" с черной спинкой и насаженным мотылем товарного вида.
Опускаю в лунку мормышку и начинаю ею шевелить: медленно двигать от края до другого края лунки насадку по дну пруда. Слегка приподнимать и снова ронять на дно. Буквально через пару таких проходок кивок резко кланяется воде, и я подсекаю. Чувствую легкий трепет на леске. Из воды появляется мелкий "матросик". Мотыля нет. Иду к мужику и прошу наживку, кидая ему в пакет пойманную рыбу.
Снова мормышка нащупывает дно и начинает медленное движение. И снова поклевка. Но подсечь не удается. Хорошо и мотыль остается на месте. Повторяю проводку. Только минут через пять я ловлю очередного мелкого "матросика".
Да, быстро время пролетело. Плотвичку я не поймал, но, похоже, зимний сезон я вот таким образом закрыл.
У родителей давно "прописался" один спиннинг с простенькими приманками: вертушками и колебалками. Это на случай вот такого внезапного приезда. Обычно в сезон все везу с собой, но случаются внезапные, незапланированные приезды, и тогда он меня спасает.
Как только приехали домой, я попросил брата отвезти меня на реку Снов. Быстро переоделся, и мы отправились в путь. До реки не доехали километр. В пойме уперлись в непроходимую мокрую топь. Дальше я отправился один, наказав брату, чтобы приехал часа через 4.
Вот и река, а точнее - место, где впадает в Снов небольшая речушка Ирпа. Ледоход давно прошел, и о нем ничего не напоминает, река вошла в свои берега и даже успела очиститься. Вода уже прозрачная, но пока холодная и безжизненная. Еще не видно снующих мальков, да и уклейка не резвится на поверхности. Берега в основном темные, серые, с пожухлой прошлогодней травой, но уже кое-где начинает пробиваться зеленая трава.
Я достал из чехла спиннинг, собрал его, повесил 12-граммовую колебалку серебристого цвета в виде ивового листка. И начал постепенно облавливать данное место.
Когда стал водить блесну вдоль берега против течения, в одном месте почувствовал легкий тычок по блесне. Делаю еще заброс и веду приманку по той же траектории. Вот теперь уже явный "тычок". Но опять такой же безрезультатный, подсечь я не успел. Значит, что-то стоит в глубине, и если еще раз проводка будет идентичной предыдущим, рыба или проигнорирует приманку или уйдет совсем. Нужно менять проводку.
После заброса блесна пошла вдоль берега с остановками. Пара оборотов катушки и пауза, блесна, планируя на течении, медленно тонет, но через пару-тройку секунд резко устремляется вперед, останавливается и опять начинает, трепыхаясь, тонуть. На очередной потяжке я почувствовал рывок, рука автоматически сделала подсечку.
Первое впечатление - зацеп. Но почему же зацеп? Я же рукоятку катушки кручу. А все из-за того, что на другом конце лески повисла неподвижная тяжесть. Через несколько секунд тяжесть зашевелилась, и леска, режа воду, пошла к противоположному берегу. Уж это я позволить не мог. Через минуту на берегу билась килограммовая щука.
Не торопясь, бреду вдоль реки дальше. Тем более что торопиться было некуда. Здесь нашего российского берега не более 1,5 км, и то по берегу реки, а если напрямую, то всего лишь около 700 м. Все остальное - территория Украины.
В одном месте поперек реки лежит дерево, его давно подмыло течением, крона рухнула в воду, а корневище осталось на берегу. Мелкие ветки со временем в воде перегнили и отломились, остался ствол с крупными ветвями, которые вода отбелила и отполировала до блеска.
В данных ветвях мог прятаться хищник, и я сделал заброс таким образом, чтобы блесну завести под ствол. Но, видимо, не рассчитал - блесна мертво впилась в дерево. Как я ни старался, достать не смог. Река забрала трофей себе. Счет стал у нас с ней равный.
Подобной колебалки у меня больше не было. Привязываю похожую блесну, только потяжелее - 20 г. Пройдя еще по берегу метров 200, на очередной коряге отрываю и эту приманку. Вот уже река в неофициальном счете повела.
Вешаю вертушку с лепестком №2 - 8 г. Легковата. Долго опускается на глубину и быстро поднимается на поверхность. Приходится менять тактику проводки.
Предпринимаю ступенчатую проводку. Опускаю блесну на дно, движением спиннинга в сторону завожу лепесток, блесна, играя, проходит пару метров, поднимаясь кверху, в это время спиннинг возвращаю в исходное положение. Приманка начинает опускаться ко дну, а я катушкой сматываю освободившуюся леску, дальше процесс повторяется.
Таким образом я взял пару окушков с ладонь, которых благополучно отпускаю обратно. Похоже, были самки с полными животами икры, еще не нерестились.
Постепенно двигаюсь дальше. На сопредельной стороне над водой склонила свои густые косы-ветви огромная ракита. Я делаю заброс, жду, пока течение снесет приманку под крону, и начинаю подматывать леску.
Только закрутился лепесток, как по блесне ударило, подсечка - и упругие рывки рыбы отдались в руке. Видимо, плохо подсек: через пару метров при очередном рывке рыба сходит, даже не показавшись. Опять предпринимаю подобные забросы. Но не всегда получается правильно завести блесну под крону дерева.
Как только в очередной раз приманка прошла под деревом, случилась поклевка, и небольшой щуренок отправляется в родную стихию. Теперь уже я повел в счете.
Похоже, от шума шлепков блесны, а может быть, по какой-то другой причине, но рыба перестала клевать даже под кроной ракиты. Видимо, ушла от греха подальше.
Иду дальше, больше поклевок нет. Как-то внезапно добрел до канавы. Вот она, граница, дальше нельзя.
Стою на российском берегу и нагло бросаю блесну уже в украинскую реку. Правда, хохляцкая рыба москальскую приманку игнорирует.
И вот при очередном забросе порыв ветра сносит мою блесну на ту сторону и вешает на прибрежный тростник. Начинаю дергать спиннингом, чтобы сорвать ее, но ничего не получается. Приходится тянуть, уповая на леску. И все же она не выдерживает - раздается хлопок, леска, "затухая", летит в мою сторону, а блесна, поблескивая на солнце, осталась висеть на тростнике. Непреднамеренный подарок друзьям с украинской стороны.
Заканчивалось отведенное мной время рыбалки, поэтому очередную блесну ставить не стал, а разобрал снасть и, не торопясь, отправился к месту встречи с братом.
За всю мою рыболовную судьбу ни разу не довелось в один день закрыть один сезон и тут же открыть следующий. Все когда-то бывает в первый раз. И это у меня сегодня получилось.
Геннадий Побожий, г. Краснознаменск Московской обл.
Фото автора