Проект закона о любительской рыбалке: этап второй
Также сообщалось, что в период с 15 апреля по 18 мая состоялось несколько заседаний рабочей группы, которая подготовила свой текст законопроекта (далее - Проект 2). Его текст автору помог достать депутат ГД РФ Олег Шеин.
В последнее время прошел слух и о том, что проект рабочей группы будет использован в качестве поправок к проекту Росрыболовства.
Начинаю сравнивает оба проекта, считая их самостоятельными. Первое же сравнение текстов показывает, что хотя они во многом схожи, но имеют принципиальные различия. В целом Проект 2 автору показался более совершеннее.
Оба законопроекта вводят вместо РПУ понятие "рыболовный участок для любительского и спортивного лова рыбы", его теперь планируется представлять в аренду сроком 25 лет.
Введено понятие "потребительского лова", "участка потребительского лова", "карта рыболова для добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении любительского и спортивного рыболовства", "рекреационное рыболовное хозяйство", "подводная охота". Предлагается новый подход к организации охраны объектов любительского и спортивного рыболовства, показаны пути вовлечения граждан к общественному контролю в регулируемой сфере, по-другому предлагается формировать участки для любительского лова рыбы и т.п..
В рамках небольшой публикации трудно охватить многие вопросы, поэтому остановлюсь лишь на некоторых.
Как и писал в последней публикации, похоже, может сбыться пессимистический прогноз, что и "на объектах общего пользования, в том числе на рыбопромысловых участках", все же придется платить за саму возможность рыбалки. Хотя в обоих законопроектах нас уверяют о бесплатной и свободной рыбалке здесь.
Но в то же время в проектах нет ничего о том, а надо ли исполнять требования Налогового кодекса РФ, в котором расписан порядок взимания госпошлин, сборов за изъятие не только охотничьих ресурсов, но и водных биологических объектов из среды обитания.
Пунктом 97 статьи 333.33 НК РФ установлено, что за получение разрешения на вылов-изъятие из среды обитания водных биологических объектов должна быть оплачена государственная пошлина, которая для физических лиц установлена в 200 рублей.
Кроме этого пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ установлено, что физические лица являются плательщиками сбора за пользование водными биологическими объектами при получении в установленном порядке разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом море и в районе архипелага Шпицберген. Ставки этого сбора указаны в пункте 4 статьи 333.3 НК РФ. К примеру, в нем сказано, что в Каспийском бассейне (та же Астраханская область) за тонну судака установлен сбор в 1000 рублей.
Значит, рыбалка на судака и на объектах общего пользования Вам выльется в сумму, которую можно посчитать. Госпошлина - 200 рублей. За 10 кг выловленного судака сбор рассчитывается по формуле: 1000 кг : 1000 р. Х 10 кг = 10 рублей. Вы должны будете за 10 кг добытого судака заплатить 210 р. Очень хочу, чтобы так не было. Но для этого необходимо будет внести изменения в Налоговый кодекс РФ.
Для тех, кто будет добывать рыбу на рыболовных участках или в рекреационных рыболовных хозяйствах нужно будет приобретать карту рыболова.
"Картой рыболова для добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении любительского и спортивного рыболовства является документ, удостоверяющий право рыболова любителя и рыболова-спортсмена на добычу (вылов) водных биоресурсов, указанных в законе. Карта рыболова является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер".
В карте рыболова, которая является бланком строгой отчетности, как сказано в Проектах, планируют указывать:
- сведения о рыболове-любителе или рыболове-спортсмене (ФИО, дата рождения, данные основного документа, удостоверяющего личность);
- сведения о добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсах (видовой состав водных биоресурсов, их количественные и весовые показатели);
- срок действия карты рыболова и место добычи (вылова) водных биоресурсов.
Сказано здесь и о том, что выдает такую карту рыболова уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти, он же в случае установления платы за карту рыболова определяет ее размер, исходя из ставки сбора за соответствующий объект водных биологических ресурсов, установленный статьей 333.3 Главы 25.1 НК РФ.
Исходя из установлений Налогового кодекса РФ, о которых говорилось ранее, стоимость карты рыболова будет складываться из нескольких показателей: сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, а так же с установленного организатором спортивного и любительского рыболовства сбора за пользование соответствующим объектом водных биоресурсов, установленный статьей 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 этой статьи 333.3 НК РФ, установлены конкретные ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов. К примеру, организатор любительского рыболовства на Волге за тонну белого амура, жереха, толстолобика, сома должен будет уплатить сбор в 150 рублей. За тонну каспийской воблы 200 рублей, за судака - 1000 рублей и т.п.
Пока нет ясности, а на какой срок надо будет приобретать карту рыболова? Похоже, от сезонных карт пока разработчики отказались. Лишь в Проекте 1 Росрыболовства упоминается о льготах определенным категориям любителей. Пункт 3 статьи 8 Проекта 1 устанавливает, что любительское рыболовство на рыболовных участках осуществляется с соблюдением норм Гражданского законодательства, а также Правил любительского и спортивного рыболовства бесплатно следующим категориям граждан: а) пенсионеры; б) ветераны Великой Отечественной войны и труда; в) инвалиды; г) несовершеннолетние лица; д) жители муниципальных образований, в границах которых расположены рыболовные участки.
В обоих проектах появились специальные статьи, посвященные участию граждан и юридических лиц в общественном контроле в области любительского и спортивного рыболовства (статья 19 - Проект 1; статья 18 - Проект 2).
В статье 19 используются отсылочные нормы к законодательству об общественных и некоммерческих организациях (п. 1). Результаты этого контроля соответствующие органы должны обязательно рассмотреть в порядке, установленном законодательством РФ (п. 2).
Статья 18 вместо этого предлагает установить следующий порядок общественного контроля в области любительского и спортивного рыболовства. Возродить общественных инспекторов. Они будут следить за соблюдением правил законодательства о любительском и спортивном рыболовстве. Общественных инспекторов предлагается формировать из представителей общественных объединений, юридических лиц и объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), а также граждан. Организацию и порядок их действий должен определить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Пункт 2 статьи 18 Проекта 2 определяет некоторые права этих общественных инспекторов.
В охотничье-рыболовных СМИ уже не раз говорилось о планах властей привлечь к охране ресурсов, бизнесменов арендаторов и владельцев рыболовных участков, а также их штатных работников.
Проект 2, подготовленный рабочей группой, в пункте 2 статьи 16 предлагает это так сделать: "Организаторы любительского и спортивного рыболовства в целях и для обеспечения охраны объектов любительского и спортивного рыболовства наделяются правами проверки состава и количества уловов, наличия разрешительных документов для осуществления любительского и спортивного рыболовства, а также иными правами в соответствии с Положением об инспекторах рыболовного участка, утверждаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".
При всей схожести проекты Росрыболовства (далее - Проект 1) и рабочей группы (Проект 2) разнятся между собою. Может, это и хорошо, ведь если взять все лучшее, что наработано в них, то может получиться совсем неплохой закон.
И еще о внесении проекта ФЗ о любительской и спортивной рыбалке в ГД РФ. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы в России принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ и законодательным (представительным) органам субъектов РФ.
Еще есть время для того, что в ГД РФ были внесены не только проект Росрыболовства, каким бы хорошим он ни был, но и альтернативные проекты. Для этого надо действовать через депутатов ГД РФ и представительные органы власти субъектов России.
В проектах еще много чего надо совершенствовать и править. Вызывает прямо умиление, что в проекте рабочей группы к объектам любительского и спортивного рыболовства, к примеру, отнесли "водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения" (пункт 5 статьи 2 Проекта 2). Действительно, благодаря деятельности бизнесменов от электроэнергетики, к примеру, на нижней Волге, уже скоро можно будет проводить соревнования по добыче водорослей. Рыбы здесь все меньше и меньше.
Не придает оптимизма и то, что доработка и принятие Закона о любительской и спортивной рыбалке приходится на лето и начало осени.
Многим любителям, как они считают, некогда заниматься вопросами участия в создании нашего закона. Если эта позиция победит, то мы получим закон, который придется постоянно подправлять. Поэтому, уважаемые соратники и любители рыбалки, предлагайте свои предложения по проектам. Требуйте их учета. Не будьте равнодушными.
Вячеслав Михайлов, юрист. г. Калуга