Про рыбку маленькую, да удаленькую
Честно говоря, я наивно полагал, что уж про ручьевую-то форель большинство рыболовов начиталось вдосталь, а многие из них даже наловились и насмотрелись хотя бы по ТВ. А, поди ж ты, оказывается, не все так просто и однозначно в суждениях об этой лососевой рыбешке, и требуется еще более подробный, научный "разбор полетов". Возьмем, к примеру, видовую принадлежность.
Ручьевая форель - это совершенно специфическая экоморфа (экоформа) кумжи Salmo trutta Linnaeus. В бассейнах Балтийского, Баренцева и Белого морей обитает подвид Salmo trutta trutta Linnaeus - кумжа (проходная форма) или обыкновенная форель (пресноводная форма), а в бассейнах Черного и Азовского морей - Salmo trutta labrax Pallas - черноморская кумжа (проходная форма), которая тоже образует пресноводные формы - форели, в том числе ручьевые.
Большинство ученых считает, что формирование жизненного статуса кумжи зависит в основном от условий обитания и кормности водоема, хотя биологический механизм образования различных экоморф пока в подробностях не изучен. Даже среди ручьевых форелей можно встретить рыб с очень разными фенотипами, т.е. с внешними признаками. Например, с одной стороны - большеголовых и большеротых с тощим телом цвета темного хаки с частыми черными точками и зеленовато-хрустальным плотным мясом, а с другой - серебристых с аккуратной головкой и ротиком, с редкими крупными черными и красными точками, и нежным желтовато-красноватым мясом. И те, и другие обитают в ручьях, и те, и другие достигают половой зрелости в возрасте 4-5 лет при весе 50-150 г, и крупнее 150-250 г в большинстве водоемов не встречаются.
Таким образом, ручьевая экоморфа отличается от большинства других пресноводных форм кумжи тем, что весь ее жизненный цикл проходит при минимальных размерах рыб. На Кольском полуострове, где встречаются все перечисленные формы кумжи, рыболовы к этому понятию подходят рационально и по житейски вполне разумно: форель - это то, что с зеленовато-желтоватым мясом и умещается в ладонь, а кумжа - все остальное.
Если еще больше конкретизировать это разграничение, то следует заметить, что ручьевая экоморфа встречается также и во многих малых озерах Кольского полуострова, в основном на побережье Восточного Мурмана. Например, как-то в начале октября я наблюдал несколько нерестящихся темно-бурых и черно-пятнистых форелек весом около пятидесяти граммов в коротком ручье, низвергающемся сквозь моренную гряду прямо в море через сотню метров от Чернокумжевого озерка, расположенного на Поморских горах в районе устья реки Воронья. А на Золотой речке попадал в ситуации, когда с одного места мне удавалось поймать на спиннинг во время прилива полный набор экоморф кумжи. Причем умом понимая, что ручьевая форель величиной с ладошку - это взрослые рыбы, которых с чистой совестью можно отправлять в уху, чаще всего такую мелочь я все же отпускаю и предпочитаю ориентироваться на лов более крупных особей с солидным названием кумжа.
Так все-таки форель или кумжа? Этот вопрос зачастую ставит в тупик даже специалистов вместе с органами рыбоохраны. В соответствии с действующими Правилами любительского и спортивного рыболовства во внутренних водоемах Мурманской области, в Статье 27 заявлено, что штрафная санкция за кумжу составляет 580 рублей, а за форель всех видов - 250 рублей. И это при том, что при равенстве размеров и одинаковой красномясости достоверно отличить краснокнижную проходную экоморфу, называемую в Правилах кумжей, от эстуарной или озерно-речной, приравненных к форелям, без специальных биохимических исследований хлоридных жаберных клеток вряд ли кому-нибудь удастся.
Ну и коль затронул такую склизкую тему, то не могу не съехидничать по поводу того, что в Статье 18 разрешается вылов за один выезд независимо от времени пребывания на водоеме ценных видов рыб - не более 2 кг для безбилетников и 5 кг для членов ООиР. Вроде бы все нормально, и такой пункт есть в большинстве аналогичных Правил по России, но весь казус состоит в том, что ловить разрешается с ограничением по весу, а штрафуют поштучно, независимо и от веса, и от размеров рыб. Этот рыбоохранный прикол вполне вписывается в понятие "от забора до обеда". Неужели не разумнее ограничить вылов ценных видов рыб поштучно, как при лицензионном лове семги по принципу "поймал-изъял", например, кумжа, голец, хариус, сиг и щука - всего не более 10, 15, 20 и т.д. экземпляров. Соответственно значительно проще будет контролировать вылов, да и мелюзгу никто тогда брать не будет. Пора бы этот вопрос толком продумать.
Я не являюсь умудренным спецом по ловле ручьевой форели, и она в основном попадалась мне на крючок попутно. Целенаправленно я пытался ловить лишь ручьевую форму черноморской кумжи в студеной речушке Коккоска в Большом Каньоне Крыма, и было это в моем глубоком детстве.
На Кольском полуострове, особенно в северной его тундровой части, на мелкую кумженку или форельку, это уж кому как нравиться, можно нарваться практически в любом ручейке и мало-мальски проточной луже или омутке. Если в тихую погоду издалека присмотреться к поверхности воды, то во многих местах можно увидеть рыбешек, безбоязненно собирающих с поверхности разных насекомых. А при приближении рыболова с гравийных перекатиков на глубину или под камни устремляются, разрезая "усами" гладь, спугнутые из насиженных засад живые конопатые "торпедки".
Среди моих знакомых рыболовов тоже есть любители подергать форелек. Снаряжение у них простенькое: небольшой изящный телескоп, проводочная катушка, леска 0,15-0,25 мм, пузатый или круглый двухсантиметровый прозрачный поплавок, можно с грузилом, но можно и без. На крючок обычно насаживают стандартных червей и опарышей, но на побережье есть "закусь" и получше. Чаще всего - капшаки. Так на местном жаргоне называют мормышей-гаммарусов, которых отлавливают под камнями на морской литорали и обдают кипятком, чтобы те не разбегались и аппетитно краснели.
Если же наловить гольянчиков или колюшек, которых в тундре пруд-пруди, то ловля на поплавочную удочку с живцом может оказаться самой эффективной - это тоже проверено и подтверждено отличными результатами.
Во время рыбалки обычно идут вдоль берега вниз по ручью, сплавляя насадку впереди себя по течению и стараясь не маячить над водой. С прибрежными укрытиями в гольной тундре весьма проблематично, поэтому здесь наиболее действенный фактор маскировки - это соответствующая фону камуфляжная одежда, желательно также не подходить близко к воде и рыбачить с низкого берега. Исключение составляют ручьи, прорезающие мощные торфяники. При ширине в десятки сантиметров, когда их можно перешагивать или перепрыгивать туда-сюда, глубина таких ручьев составляет до двух метров, а вода хоть и прозрачная, но имеет коричневатую, гумусовую цветность. И тут основной фактор маскировки - не топать, а ходить скользящим шагом.
Ради интереса и для ухи я по-быстрому ловил форелек в тундровых ручьях на спиннинг. Основное искусство на такой рыбалке - точный заброс, иначе береговой "сенокос" в низкорослом чапыжнике из голубики, карликовой березки и ивняка обеспечен. А поскольку уложиться в извилистый створ порядка 0,5-1,5 м, особенно при боковом ветре, довольно проблематично, то частенько приходится мириться с зацепами в сопровождении ненормативной лексики.
С учетом того, что и в скромном ручейке изредка случалось нарываться на килограммовых "леопардов", с которыми утонченные шутки ой как плохи, перебор с тонкостью снасти чреват мгновенным обрывом, тем более когда ловишь накоротке. Из блесен предпочтение отдаю вертяшкам-лопушкам № 2-3 весом 4-6 г. Что касается других обманок, то могу порекомендовать красноватые и коричневатые полупрозрачные с блестками твистерки на двойниках № 4-8 без всякого груза. Особенно они уловисты на каменистых быстринах, где и вертяшку-то провести не всегда удается без зацепов, а также в глубоких ручьях, прорезающих торфяники, где можно ловить ими даже в отвес.
Буду рад, если моя информация окажется не только познавательной, но и практически полезной кому-нибудь на реальной рыбалке.
Евгений Берестовский, г. Мурманск
Фото автора