Про наше море
Зимняя рыбалка! Как много манящего и обещающего в этом простом словосочетании для каждого рыбака, поглощенного ожиданием первого и последнего льда, да и в глухую зиму нередко стремящегося выйти на лед испытать удачу.И во все эти времена поиск и только поиск рыбьих стай. Сотни и сотни лунок в поисках рыбы, только бы ножи бура не подвели. А само ожидание рыбалки! Снова проверяешь снасти, меняешь мормышки, точишь ножи и все прочее, прочее, прочее...
Было, есть и будет ...
По прибытии на водоем аж сердце рвется из груди, а ноги сами несут туда, где когда-то отлично брала плотва и окунь. А что же будет в этот раз, на что будет ловиться, и будет ли клев вообще? Кому в этот раз больше повезет? С рыбалкой я дружен уже тридцать лет, и все равно каждую рыбалку ощущаю трепетное волнение.
А начинал я с марта 1976 года. К тому времени я уже был женат, а так как у жены есть братья, то у меня появились шурины. Вот среди них и оказался опытный профессионал-рыбак с многолетним рыболовным стажем,объездивший Горьковское море вдоль и поперек.
Николай, так зовут его, пригласил меня и еще одного родственника - Саню - на рыбалку. До сих пор я ездил только летом, да и то с удочкой или донкой, и это скорее было похоже на туристический отдых.
Про зимнюю рыбалку я только краем уха слышал рассказы и всерьез их не воспринимал. Но согласие наше Николай получил и собрал нас по полной программе. Только ввиду теплой мартовской погоды, посоветовал нам вместо валенок с бахилами обуть резиновые сапоги, что впоследствии оказалось очень разумным.
Итак, ранним мартовским утром мы двинулись на станцию "Дубравная",предварительно проверив содержимое наших рыбацких ящиков. Пришли на перрон, а там уже полно рыбаков, со многими из которых Николай был знаком. С ними он перекинулся последними рыбацкими новостями, а где еще, как не на станции? Мобильных телефонов, Интернета не было, да и обычные телефоны были далеко не у всех. Здесь же, на перроне, происходило вторичное "координирование места". Мы с Саней только молча слушали старожилов, не представляя:где Раменки, где Зеленый мыс, где Губцево или Обжериха.
А вот и электричка, а в ней уже полно народу, в основном - рыбаки.В поисках свободных мест нам пришлось идти чуть не до последнего вагона. Николай пошел добывать мотыля и вскоре вернулся - проблем с мотылем не было, продавцы ходили по вагонам, что было в общем-то удобно. "Нучто, ребята, поедем доГоры, там вчера брало", сказал Николай, с чем мы, естественно, согласились. Нам-то откуда было знать, где берет, где клюет, а где нет?
В вагоне каждый занят своим делом: кто перевязывает мормышки, кто с азартом играет в карты, а кто просто дремлет, вкушая во сне крупных окуней и "пивной" плотвы. Но вот зашевелился рыбацкий люд. Стали готовиться к остановке на станции "Заволжье-товарный",вагон на одну треть освободился. Следующая конечная, а значит - наша. Через две минуты и мы приехали. Тамбур уже забит до отказа. Рыбаки приготовились к осаде автобусов и просто проезжавших мимо машин.
Автобусы набивались как бочки селедкой, но рыбаки на это не обижались: в тесноте, да не в обиде. Даже в путешествии до места проявлялся азарт рыбака. Вот и мы, не теряя друг друга, сели в автобус, уже набитый рыбаками, и через полчаса уже были у Горы. Спешились, огляделись, устроили небольшой перекур. По морю шли вереницы рыбаков. Пройдя полста метров от берега, расходились в разные стороны. Только когда я сам спустился на лед, то понял, что надежная тропа одна, да и то под водой, под которой был еще крепкий лед. А дальше от берега (метров за 50) лед был уже чистый, по которому легче передвигаться на коньках, чем на своих двоих. Снега на льду совсем не было.
Шли мы около сорока минут. Но вот Николай остановился, давая понять, что пора буром поработать, так как тут должен быть коряжник. Коряги нам, конечно,не нужны, зачем оставлять мормышки и блесны, с другой стороны, вокруг коряг должна крутиться рыбка.
Мы по очереди сделали по лунке, Николай же сразу три пробурил. Так как с игрой мормышки мы еще не были знакомы,Николай к нам подходил, показывал, что и как, но поклевок не было. Мы прошли вперед метров на 30, пробурили лунок по пять: у нас получилась довольно большая площадь для ловли.
А вот и первая рыбка! Окунь! Конечно же, выловил его Николай. Вроде бы и обмыть это дело надо, но пока мы готовили закуску, он еще три "хвоста" поймал, одного довольно крупного - граммов на 200. Обмыли такое дело, конечно. А потом снова ходили, ходили, бурили, бурили.Но, вот, наконец-то, и у моей удочки кивок согнулся, этого я не ожидал, так как смотрел по сторонам и, можно сказать, прозевал момент подсечки.Проверил удочку - пусто, насадил нового мотыля, снова забросил, стравливаю леску, опустил ее метра на два, (а глубина была около трех метров) - леска перестала стравливаться, потянул ее на себя и почувствовал, что на крючок что-то попалось. Быстро стал выбирать леску - и вот он мой первый окунь!В этот момент он мне показался очень крупным и очень красивым.
После этого вытащил еще шесть окуней от 100 до 200 граммов. Они весело прыгали около меня, а я не мог на них налюбоваться, меня всего распирало от радости. Но тут подошел Николай и урезонил меня, дескать, быстро убирай рыбу в ящик, иначе ловить тебе не дадут, обурят и распугают окуня.
Уговаривать меня не пришлось. Спрятал я в ящик окуней, снова принялся за ловлю, но видно время упустил - окунь отошел от удачливой лунки. Пришлось опять браться за бур. Через какое-то время снова поклевка, и красавец окунь поселился в ящике со своими братьями. Потом еще и еще, время бежало незаметно, весеннее солнце хорошо пригревало, так что пришлось даже раздеться, а некоторые из рыбаков разделись по пояс и принимали солнечные ванны.
Отличный улов и прекрасная погода создавали какое-то особое, праздничное настроение. У моих спутников тоже дела шли неплохо. Конечно, всех больше наловил Николай. Он поймал 26 окуней, 6 сорог, да с десяток ершей. У меня был только 21 окунь. У Саши скромнее: 12 окуней, 4 ерша и 1 сорога.
Но вот пора и домой, ведь электричка ждать не будет. Мы собрали снасти и той же тропой пошли назад, только воды стало еще больше. Но мы в резиновых сапогах чувствовали себя как короли. На попутном автобусе за полчаса доехали до Заволжья, спокойно сели в электричку и поехали домой. В вагоне было много рыбаков. Настроение у всех было приподнятое: у кого от удачной рыбалки, у кого от хорошей погоды. В электричке поиграли в карты и незаметно доехали до нашей станции.
Дома, увидев наш с Саней улов, все были приятно удивлены. Конечно же, в успехе Николая никто не сомневался, но чтобы мы с Саней поймали таких крупных окуней - это стало для всех неожиданностью.
С этой первой рыбалки таки пошло, и поехало, "заболел" я ей крепко. Вот уже тридцать лет как занимаюсь рыбной ловлей. Сейчас меня не пугают ни трескучие морозы, ни ветер, ни снегопад. Настоящий рыбак всегда в пути!
Хочу сказать начинающим рыболовам, что осваивать зимнюю рыбалку лучше с верным, надежным, опытным рыбаком, который всегда даст мудрый совет, поможет в трудную минуту.
А еще я советую завести рыбакам дневник. Чтобы записывать в него все, что было в день рыбалки: и насадки, и поклевки, да и просто все интересное, касающееся рыбалки. Все это пригодится как самому себе, так и подрастающему поколению.
Вот такие окуни
Начало 80-х, как-то под конец декабря, единогласно поехали на последнюю рыбалку в уходящем году на Горьковское море, а точнее на "Зеленый мыс". И вот мы уже в пути. Машина полная, все 20 человек.
Через час первая запланированная остановка в Заволжье. Покупка мотыля и опарыша, перекур, просто разминка ног. 15 минут и снова в путь. Дорога, слава богу, хорошая, наледи нет, хотя снега на обочине много и мороз стоит 15 градусов. Небо звездное - и тихо. Вот и Мошкино, поворот,вот указатель "Березово", поворот, одна деревня, другая, далее через поле к лесу, а оттуда до берега совсем чуть-чуть.
Въезжаем в лес и, стоп машина, пробка! Впереди нас уазик, а перед ним застрявший в снегу львовский автобус, который уже облепили со всех сторон рыбаки. Все пыжатся, кряхтят, автобус на месте. Пришлось и нам выйти из машины. Общими силами вытащили мы автобус, и он медленно, но верно поехал дальше, и через полчаса мы были на берегу моря.
На стоянке было уже 7 машин, а сквозь стволы сосен еще приближались фары... Как же много рыбаков, и где столько рыбы набраться?
Мы быстро перекусили, наладили ледобуры и вышли на лед. Мы -это я и мой друг Санек. По льду уже вышагивала вереница рыбаков. По пути они расходились в разные стороны: кто-то шел на свои знакомые места, а кто-то на новые, еще не изведанные.
Три недели назад, здесь же, мы начинали ловить с дальних грив, где пробурили около 50 лунок, не видели ничего хорошего, а в итоге нашли метров в 300 от берега место, где ловился действительно крупный окунь (граммов по 200-300).
В этот раз мы пошли сразу на то место, без труда его нашли, так как сфотографировали в памяти в прошлый раз (приблизительно метров 300 от берега, напротив березняк, слева и справа от которого стояли сосны). Глубина здесь была 2,5-3 метра. Пробурив квадрат из 4 лунок, я уселся у одной из них. Санек в 10 метрах от меня сделал то же самое. И началось нетерпеливое ожидание поклевки. Я ловил на небольшую белую блесну, а Саня - на мормышку.
Обработав все свои лунки и ничего не поймав, я переместился метров на 10 в сторону берега, просверлив еще 4 лунки. Санек же успел обрыбиться, вытащил двух окуней граммов по 100, плотву 150 граммов и двух ершей с икрой.
Что ж, окунь есть! Но брать мою железку не хочет. Надо что-то менять! Мормышку забрасывать почему-то не хотелось. Подошел к другу, взял его окуня и насадил окуневую "бусинку" (глаз) на блесну. "Хищнику - хищниково".
Пробую, проверяю, одна лунка пустая, вторая пустая, третья пустая. Стал сматывать леску на руки, но тут что-то дернуло. Тогда я быстро вытащил остатки лески, и вот уже у лунки барахтался окунь на 200 граммов. Сняв его с крючка, тут же опускаю блесну в лунку, но до конца не успел стравить, как она ослабла. Я опять потащил ее на себя и вынул такого же хорошего окуня. На крючке окуневого глаза уже не было, пришлось снова насаживать.
За 15 минут я поймал на этой лунке 7 окуней, после чего клев прекратился. На следующей лунке ловля оказалась не хуже (ухватил даже одного трофейного экземпляра, граммов на 400). И из других лунок я вытащил десятка полтора окуней от 100 до 300 граммов.
Санек так и сидел у своих лунок, изредка переходя от одной к другой, давая передохнуть предыдущим рабочим лункам. Потому как он махал руками, клев у него был хороший, иначе бы он давно ушел с этого места.
К обеду общая интенсивность клева стала снижаться. Свой "план-минимум" мы выполнили, самое время перекусить. На дальних гривах были значительные скопления рыбаков, видно и там гонят окуня ближе к берегу.
После обеда мы снова принялись за дело, окунь ловился, но не так интенсивно, а к часу дня совсем перестал клевать. Мы пробурили еще по нескольку лунок. У Санька на мормышку стал брать ерш, а у меня на "глазастую" блесну совсем клевать перестало.
Через некоторое время я вернулся на свои старые лунки. Тему "окуневого глаза" решил не менять, только опустил блесну, как почувствовал удар - окунь, да какой хороший! Потом еще и еще. Санек тоже вернулся на свое прежнее место и опять стал махать руками, вытаскивая из своих лунок рыбу на мормышку
Клев у нас возобновился, видимо, рыба в ранее разогнанных подсечками стайках успокоилась, и к трем часам мы наловили по 7-8 кг рыбы. Но экземпляры моего улова были посолидней, чем у товарища.
Вот уже потянулись к берегу рыбаки, мы тоже стали собираться и пошли к машине, удовлетворенные своим уловом.
Рыбы наловили все, но по-разному. Мой улов неплохо выделялся на общем фоне и количеством и качеством, и это при том, что мы не были на "самых клевых" дальних гривах.
С тех пор нередко бывает, при плохом клеве подсаживаю рыбий глаз на блесну.
Откровенно говоря, спасает не всегда, но...