Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Про хищника, который пока не попался...

Про хищника, который пока не попался...

Алексей Трембицкий, г. Климовск 
Фото автора 

Ока за Серпуховом всегда была тем местом, до которого вроде бы и не очень далеко, но и не ближний свет. Так что прежде рыбачил я здесь нечасто. Но в этом сезоне мне посчастливилось совершить чуть ли не целую серию вылазок в эти места. И каждый раз – это свой интересный и поучительный случай. Рискну поделиться своими наблюдениями с читателями, ценящими не только достойные уловы, но и загадки, стимулирующие нас к новым открытиям. 

Про хищника, который пока не попался... 

Первая осенняя поездка сложилась вместе с Андреем Савельевым. Мы спустили на воду “надувнушку” из ПВХ и под мерное жужжание моторчика двинулись выше по течению в один из заливов, который, скорее всего, появился в результате добычи песка и щебня. С виду это место можно назвать прибрежным карьером. В отличие от самой реки, здесь почти не чувствуется течения и характерного ветерка, а глубины вдоль берега составляют от 3 до 5 метров. Казалось бы, весьма перспективный участок для ловли спиннингом, что нам и требовалось. 

Перемещаясь вдоль береговой линии, мы последовательно “обстреливали” места вблизи с водной растительностью, но, несмотря на соблазнительные всплески хищника, кроме стандартных полосатиков, ничего не вытаскивали. Причем, на классический джиг поклевок не было вовсе. И ладно бы только у меня, еще не опытного спиннингиста, у Андрея, на счету которого целый список достойных трофеев, полноразмерный формат также не садился на крючок. Кстати, и мелочевку мы стали поднимать, только вооружившись отводными поводками. Другие варианты оснасток по непонятным причинам не срабатывали. Интересно, что окунь, хватая приманки практически у водной растительности, не жаловал серией поклевок. Хотя известно, что рыбка эта стайная. Освободив полосатика от крючка и возвратив на волю, мы скорее закидывали приманки практически в прежние точки, но безуспешно. Стоило нам сменить направление заброса, сместившись на 30-35 градусов, как происходила поклевка. 

В какой-то момент вышли на сушу: хотелось сравнить активность рыбы при движении приманки к берегу. Результат не утешил – все те же полосатики, хватавшие мягкую дюймовую резину с длинного поводка в травяных щелях. 

Пока мы ходили по земле, мимо проплыли другие лодки с рыбаками, также завернувшие в привлекательный заливчик в поисках достойной рыбы. Оказалось, что и у них сегодня, кроме недомерков, – ничего интересного. До обеда мы с Андреем пытались, как могли, разловиться, но, увы... Ни силикон, ни проводки с воблерами (их мы тоже использовали) не принесли чего-либо весомого. Но, мы понимали, что крупная рыба-то здесь есть! Вот только как ее приманить? В тот день мы не смогли ответить на этот вопрос... И главное, было просто непонятно, с каким вооружением приезжать сюда в следующий раз. Интересное предложение поступило спустя неделю от Владимира Абарбанеля, который приспособился ловить щуку на живца поплавочной снастью. Вообще-то я писал об этом (см. “РКГ” No19 за 2017 год). 

Поэтому кратко скажу только, что живцовая удочка срабатывала: поплавок уходил под воду. При этом насаженного мною живца хищник не заглатывал, а лишь резал ему бока... Я решил, что виной тому жесткий металлический поводок, рассчитанный на щучьи зубы. Такой поводок мог настораживать осторожную крупную рыбу, выплевывавшую живца в последний момент. 

С точкой лова я вряд ли мог ошибиться, здесь на моих глазах вытаскивали щук спиннингисты, да и у Владимира попался достойный экземпляр... Еще одним фактором неудачи мог стать способ выставки живца. Я делал так: вопервых, определил, что буду ловить на глубине 1,5-2 метра, как раз у края водной растительности. Во-вторых, сначала забрасывал снасть без наживки, причем умышленно дальше намеченной точки, то есть в более глубокую зону, и не спеша подтягивал леску, пока не показывался поплавок. 

Первый раз поплавок показался слишком далеко от края кувшинок (мне это не понравилось), и я уменьшил глубину. Выставив нужную глубину, насадил живца. В-третьих, вновь закинул снасть чуть дальше и подтащил оснастку в нужное место: теперь поплавок слегка торчал из воды, натягивая вертикально леску от грузила. Я рассчитывал, что живец в такой ситуации не уйдет сразу в траву и будет привлекать хищника в зоне его привычных атак. Может быть, в таком исполнении заброса и кроется ошибка?.. 

Сейчас я думаю, что хорошо бы было просмотреть участок дна в этом месте с помощью подводной камеры (с лодки) и, может быть, опустить живца рядом со свалом или подводным бугорком, после чего перевезти удилище к берегу. Такой способ походил бы на ловлю “кружком”, только привязанным к удилищу, которое ожидает на берегу. Конечно, данный способ крайне хлопотный. Все-таки лодка – это дополнительный груз! Но с помощью камеры я бы мог исключить невыгодные места, на которые, может быть, попадала оснастка при забросах с берега. 

Следующие поездки я совершил в гордом одиночестве спустя недели две. Наловить живца оказалось сложнее, чем в прошлый раз. С осенним похолоданием мелочевка отходит от берега все глубже, откуда ее достать не так-то просто. По этой причине ловить на подъемник-малявочник бесполезно. Возле берега, где его можно поставить, рыбки уже не собираются. Больше часа я трудился, чтобы выудить двух претенденток, первой из которых оказалась упитанная плотвичка, которая тут же отправилась заманивать хищника. Кстати, теперь я использовал поводки из флюорокарбона. 

Но несмотря на то, что погода была исключительно щучья (моросящий дождик, эпизодические порывы ветра), заброшенная снасть с пойманной плотвой более часа не подавала каких-либо любопытных признаков. Я уже думал, что несмотря на все старания в этот раз не увижу даже поклевки. Но ошибся, поклевка произошла! Поплавок затанцевал, то уходя под воду, то всплывая. Так продолжалось несколько минут. При этом отпущенная леска не дернулась. Подсекать было бессмысленно, высока вероятность вырвать наживку у хищника изо рта. И я ждал, пока хищник не потянет заблаговременно спущенный кусок лески. Но этого так и не произошло. Устав от длительного ожидания, я вытащил приманку, обнаружив на ней очередные порезы от зубов хищника. Ну, что же это значит? Почему хищник выплевывает наживку? Что не так? Видимо дело не во флюорокарбоне... Я вновь возвращался домой без ответа. 

Через несколько дней я приехал с заблаговременно приобретенным живцом. Это был мелкий карасик. Насаживал я его, просунув поводок через жаберную крышку, таким образом, чтобы одинарный крючок не торчал жалом наружу, а, наоборот, уходил острием под нижнюю губу. Таким образом, и с этой стороны я предпринял меры, которые не должны отпугнуть хищника. Забросив живцовую удочку в уже знакомое место, я решил размяться и отошел ближе к береговому кустарнику. И только переключил внимание на местные красоты, предавшись наслаждению мирного созерцателя, как услышал звон бубенчика. 

На берегу, кроме меня, никого не было, значит, это моя “сигналка” сработала. Я заторопился к удилищу. А оно уже не просто позванивало, а хорошенько дернулось на подставке. Я весь обратился во внимание и еле сдерживал желание подсечь; преждевременная подсечка могла все испортить. Но... Опять воцарилось затишье, и минут через десять я вытащил насмерть перепутанную оснастку, при этом живец не был поврежден хищником. 

С трудом распутав леску, я задал себе риторический вопрос: ну, что на этот раз? Насадив нового живца, забросил в тоже место. Однако до наступления сумерек поклевок больше не последовало. Утешил я себя лишь пойманным на спиннинг крупным окунем. Окуней такого размера на спиннинг я еще не вылавливал. Это было приятным. Но загадка с поведением местных хищников опять осталась неразгаданной. 

Кстати, в тот день, имея возможность быстро “зарядить” снасти покупным живцом, я имел время, чтобы попробовать приманить бычка-подкаменщика. И это у меня получилось (так что часть карасиков я потом заменил на местное лакомство). И вот каким образом. Выбрал участок, где возле берега нет растительности и нет сильного течения. При этом до этого я определил (при помощи спиннинговых забросов) поверхность дна: песчаное, с ракушечником (кстати, выуживал ракушек я спиннингом довольно часто, вынимал даже целые колонии). 

Я прикормил небольшую точку недалеко от берега (здесь глубина не более 1-1,5 м) смесью из рубленых червей (ушла покупная баночка), небольшого количества придавленных опарышей и такого же количества мотыля с землей из кротовых норок, которую кроты оставляют на поверхности. Эта земля крайне рыхлая и прекрасно перемешивается. К этому я добавил остатки сухой зимней непахучей смеси (можно обычных панировочных сухарей), чтобы посильнее склеить полученную смесь. Вообще, я знаю, что достаточно одних нарубленных червей и этой земли. 

Особенно не ждал, расчехлил уже собранную поплавочную удочку длиной 5 м (она может быть оснащенной кольцами и катушкой, а может быть маховой – это не важно) и забросил в точку прикорма. Поплавок был грузоподъемностью не более 1,5 г, а крючок No12 по международной классификации. Расстояние от грузила до крючка изначально сделал 12 см, потом сократил до 10 см (благодаря грузилу из мягкого свинца). Смысл в том, чтобы оснастка медленно проплывала по прикормленному участку и насадка волочилась по дну за грузилом. 

Не знаю, как в теплую погоду, а осенью после прикорма я выудил только двух рыбок... Затем пришлось прикормить точку повторно, поймалась еще одна рыбка... В общем, нужно иметь прикормочную смесь в запасе. После третьего прикорма я оставил удочку и отошел. Придя минут через 10, обнаружил на ней бычка, который так глубоко заглотил крючок, что на живца уже не годился. Поэтому очень важно вовремя подсечь рыбку. 

Но вернусь к охоте на хищника. Еще одна поездка состоялась с первым заметным похолоданием. И вновь мы приехали с Владимиром Абарбанелем. Схема ловли осталась той же. Первоначально мы думали половить в другом месте, но позже перешли к насиженному месту. С собой у нас были и живцы, и бычки, наловленные умельцем-Владимиром, и донки на мотовилах... Вот только поклевок на хищника не было. Владимир развлекал себя поплавочной ловлей, а я забрасыванием спиннинга, что приносило мне периодически окуньков, среди которых попался еще один приятный экземпляр граммов на 250. 

Владимиру повезло больше, на свою живцовую удочку он выудил окуня граммов на 300. И это была единственная поклевка (хорошо, что реализованная) на все наши заряженные живцовые снасти. 

А между тем, мимо проходили спиннингисты, ловившие кто на джиг с кислотными приманками, кто – на воблер, а кто и на вертушку. И у каждого из них были щуки. Это было сродни осмотра кулинарных деликатесов на голодный желудок. 

Как дальше ловить здесь хищника на живца, я пока не решил. Этот вопрос мучает меня до сих пор. Да... Но раз мучает, значит, поиски ответа на него продолжаются, и даже если не в этом сезоне, то в следующем, я непременно продолжу охоту на местного хитреца. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 21(371), 2017 г.