Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Притяжение Камчатки

Притяжение Камчатки

Евгений Константинов


Десять лет назад я практически собрался в путешествие на Камчатку – пригласил порыбачить местный рыболов и автор статей про рыбалку Николай Москаленко. Но на работе навалились дела, а потом, что называется, закрутился. Прошли годы, и вот мой хороший друг, Президент Всемирной федерации спортивного рыболовства Юн Тхэ Гын (организатор Кубков мира по рыбной ловле), узнав, что на Камчатке в начале сентября традиционно проводятся рыболовные фестивали, очень захотел вместе со мной это мероприятие посетить…

камчатка1.jpg

В аэропорт Елизово я прибыл из Москвы на три часа раньше, чем корейские друзья, которые летели из Сеула через Владивосток. Время зря не потерял – наш будущий сопровождающий Сергей ознакомил с достопримечательностями Петропавловска-Камчатского – один вид со смотровой площадки на Авачинскую бухту чего стоит! Да и вообще город и люди оставили очень благоприятное впечатление. Уверен, те же чувства одолели и президента Юна, и еще двух членов южно-корейской команды рыболовов, которые оказались однофамильцами – Чой.

Очень понравились гостям еще и вкуснейшие пирожки, расстегаи, беляши и другая выпечка, которую мы закупили по дороге в Усть-Большерецк – поселок, раскинувшийся на берегах реки Большая, где должен был пройти третий по счету фестиваль «Сохраним лосося ВМЕСТЕ!» А вот за другой «сюрприз» мне и Сергею перед гостями стало немного стыдно – асфальт закончился и дальше – сто километров грунтовки, которые для россиянина вполне привычны, но для иностранцев как-то не очень.

Но рыбалка все компенсировала. Накануне открытия фестиваля нам удалось провести тренировку. Буквально на днях на реке Большая, которая по праву считается одной из самых рыбных на Камчатке, начался ход кижуча на нерест. Чтобы законно ловить этого представителя тихоокеанских лососей, требуется приобрести именную лицензию, которая стоит 200 рублей в сутки и дает право на изъятие четырех рыб. Путевки мы взяли в доме рыбака «Амто», в котором и поселились. «Амто» в переводе с ительменского означает «Привет» и, кстати, так называлась и команда, за которую мне довелось выступать.

камчатка2.jpg

Поймать кижуча не стало большой проблемой, главное – использовать грамотную снасть: спиннинг – с тестом 30–40 г, довольно мощную безынерционную катушку (размером 3000–4000), надежную плетенку и вертушки № 4–5 (у местных рыбаков особенно популярны вертушки Blue Fox с ярко-красным сердечником-колоколом и серебряным лепестком).

Признаюсь, в плане снасти я немного сплоховал. Точнее – не до конца прислушался к советам местных рыбаков, у которых узнавал обстоятельства рыбалки, переписываясь по Интернету. Понадеялся на более тонкую плетенку, которая очень быстро подвела – не выдержала сопротивления двух моих первых потенциальных трофеев. Лишившись двух самых крупных «голубых лисов», я решил больше не выделываться и поставил более надежную плетенку, вот только пятого номера Blue Fox у меня с собой больше не было.

Что ж, сгодились и «четверки», причем с лепестками самого разного цвета: лимонный, медный, розоватый с синими поперечными полосками… Позарился кижуч и на совершенно допотопный Myran (с рифленым сердечником оранжевого цвета, золотисто-потускневшим лепестком и с розовой опушкой на тройнике). Как всегда во время тренировки я старался как можно больше экспериментировать с приманками. Колебалки не работали совсем, а вот на минноу от Straik Pro одного кижуча я все-таки поймал.

камчатка3.jpg
Надо сказать, что кижуч – рыба очень бойкая и сильная, сопротивляется до последнего, делает свечки, чуть не вырывает удилище из рук. Течение Большой тоже добавляет немало проблем при вываживании 5–6-килограммового трофея. В общем, восторг полнейший! Тем более что ни я, ни мои корейские друзья раньше кижуча не ловили. Но это была тренировка, во время которой на галечной косе, где мы расположились, ловили еще всего пять местных рыболовов. Когда же дело дошло до соревнований, ситуация с клевом изменилась.

Шутка ли – в третьем Камчатском краевом фестивале «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» приняли участие 46 команд – 138 спортсменов! Организаторами фестиваля выступили Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства, ФГБУ «Севвострыбвод», Министерство спорта и молодежной политики, Агентство по туризму и внешним связям, Федерация по спортивному рыболовству Камчатского края, Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» Усть-Большерецкого муниципального района.

Чтобы соревнования прошли как можно более спортивно, под руководством главного судьи Андрея Пятко на берегу реки были выделены три зоны, разбитые на 46 секторов каждая. Согласно жребию, спортсмены в каждой из зон были распределены на две равные группы (по 23 человека): после сигнала «старт» к ловле приступала первая группа, спустя 30 минут на их место оперативно заступала вторая группа, еще через полчаса ловили «первые» и еще через полчаса – «вторые». Затем группы оперативно менялись зонами. Еще через два часа ловли – вновь перемена зон. Таким образом, каждый спиннингист ловил по часу в каждой зоне, а в итоге – три часа практической рыбалки.

камчатка4.jpg

Столь серьезный прессинг со стороны рыболовов, конечно же, настораживал кижуча. Казалось бы, в фаворитах должны были оказаться спортсмены, стартовавшие самыми первыми. Но стаи кижуча не стояли на месте и постоянно поднимались вверх по течению, а по пути охотно реагировали на предлагаемые приманки, если те были привлекательны в плане размера, расцветки и подачи.

Необходимо отметить, что после поимки каждую рыбу спортсмен самостоятельно бережно снимал с крючка и после взвешивания и фиксации результата, не мешкая, отпускал в родную стихию.

В итоге кто-то так и остался без улова, ну а повезло, как обычно, сильнейшим. Победу в личном зачете завоевал С. Осадчий, стабильно отловивший во всех трех турах и принесший на взвешивание 8 кижучей. Второе место в личном зачете занял Р. Бакулин, третье – А. Петруш.

В моем личном активе оказалось всего два кижуча, пойманных в первом и втором турах. По иронии судьбы один из них оказался самым мелким трофеем фестиваля, всего 1300 г. Впрочем, и эта рыбка повлияла на командный успех, к тому же за нее я получил поощрительный приз. Кстати, самый весомый трофей – 6 килограммов – оказался у А. Калюжного. Призов (и довольно внушительных) было много, главные – моторные лодки от салона «Мотоцентр» – получили победители в командном и личном зачетах.

камчатка5.jpg

Чемпионом фестиваля стала команда «Амто» в составе С. Осадчего, А. Гакалова и Е. Константинова. Второе место заняла команда «Бригада «Ух!», за которую выступали А. Калюжный, Ю. Кокорин и И. Золотов. На третьем месте оказалась команда «На троих» в составе: А. Касымов, В. Салдыга, В. Сорокин.

Рыболовные соревнования были главным мероприятием фестиваля, но для гостей была организована еще и обширная концертная программа. В ней приняли участие творческие коллективы Камчатки, прошло множество конкурсов, в том числе конкурс рыбной кулинарии, детский фестиваль «Хранители лососей», а в завершение организаторы фестиваля устроили огненное шоу и фейерверк…



В свободном плаванье

Фестиваль закончился, но мое путешествие по Камчатке продолжалось. Так уж повезло, что нашлось одно свободное место в «игрушечном» четырехместном вертолете, в который мы загрузили кое-что из провизии и отправились в 40-минутный перелет до еще одной рыболовной базы «Амто», расположенной на берегу реки Островная.

камчатка6.jpg

Если Большая впадает в Охотское море, то Островная заканчивает свое течение в водах Тихого океана прямо напротив острова Крашенинникова. Островная на своем большем протяжении – река неширокая, при желании перебрасывается от берега до берега не очень тяжелой блесной. В трех минутах ходьбы от базы есть участок, на котором можно вполне комфортно спиннинговать с берега, но лучший вариант, конечно же, ловля на лодке под мотором в сопровождении опытного местного егеря.

Тем более что при пеших переходах необходимо учитывать так называемый «медвежий фактор». Косолапые хозяева территории водятся в округе в немалом количестве, и хотя во время хода лосося на нерест этот насытившийся зверь для человека практически не опасен, но мало ли…   

На моторке можно уходить либо вверх, либо вниз по течению, задерживаясь на наиболее привлекательных перекатах-плесах-поворотах, а если хочется размять ноги, останавливаться на галечных косах, чтобы без суеты насладиться ловлей тихоокеанских лососей.

В этих местах ситуация в плане нереста лососей такова. В конце мая–начале июня первой заходит в камчатские реки чавыча – самая крупная из лососевых – заветная мечта спиннингиста. Рядовой ее вес – порядка 5–7 кг, но известны случаи и поимки чавычей весом более 20 кг. Вместе с чавычей нерестится сравнительно некрупная нерка (до 4 кг). Прошла основная масса чавычи, за ней стремится продолжить свое потомство горбуша (июнь–июль), после нее – кета (конец июля–август). Вместе с кетой нерестится и семга, но ее очень мало, буквально считанные экземпляры.

камчатка7.jpg

В начале сентября традиционно на нерест идет кижуч, самые крупные экземпляры которого достигают 10 кг весом. Замечено, что после чавычи кижуч по праву считается на Камчатке самым «спортивным» спиннинговым трофеем. Защищая свое будущее потомство – икру, он старается отогнать ее потенциальных поедателей – гольца и кунджу, и считает приманки рыболовов такими же врагами – вот и попадается на крючок.

Кстати, голец и кунджа в плане рыбалки тоже очень спортивные рыбки, разве что размером поменьше. Они охотно клюют на те же самые крупные вертушки, но еще и колебалочки. К слову, первую свою кунджу я поймал на любимую колебалку «Луга». После чего убрал заветную (последнюю) блесну в особую коробочку и продолжил ловлю на обычный «ивовый лепесток», который оказался у местных рыб не менее популярен.

Случился на Островной и еще один интересный эпизод. Камчатка изобилует вулканами, и некоторые из них действующие. В дни нашей рыбалки активизировался вулкан Жупановский, что не замедлило сказаться на прозрачности воды в Островной, другими словами – она сильно помутнела. В такой воде вертушки работать перестали, не заинтересовали рыбу и воблеры с колебалками. И тогда я вспомнил про девон – приманку, которая прилагалась в качестве подарка к сентябрьскому номеру журнала «Рыбалка на Руси». Давненько я не ловил на девоны, но тут, можно сказать, в безвыходной ситуации решил сделать проводку-другую – вдруг сработает пропеллер? И ведь привлек гольца, причем в количестве. Только что было полтора десятка холостых проводок, а с девоном – буквально ни одной холостой. Хотя и сходы были, и порой подбагривался голец, но главное – рыбалка состоялась и в мутной воде.

камчатка8.jpg

На следующий день очень даже неплохо отловились мы с Андреем и егерем Антоном во время сплава по реке на весельной лодке. Вода просветлела, и вновь заработали вертушки и колебалки. Антон же во время остановок на галечных косах с успехом ловил впроводку на поплавочную снасть с крючком и свободно гуляющими по леске выше него двумя бусинками – красной и белой. Правда, кижуч на «икру» не брал, но голец и кунджа хватали довольно-таки азартно.

Обратно до базы на весельной лодке, конечно же, не подняться, поэтому под вечер к так называемой нижней базе за нами пришла моторка. Если сплавлялись мы почти целый день, то вернулись на базу меньше чем за час. Как раз смеркалось, и по поверхности реки вовсю начала плескаться рыба, а я очень пожалел, что оделся «не по-взрослому» – подзамерз. Зато на базе – горячая уха, жареная рыба, икра с блинами… и, конечно же, баня.

Возвращались в Петропавловск-Камчатский на корабле, который поджидал нас напротив все того же острова Крашенинникова. Шли до столицы Камчатки шесть часов, а перед заходом в Авачинскую бухту еще два часа стояли на рейде – как раз в это время проходили учения. Пока стояли, попробовали половить в море – вдруг попадется палтус. С морским гигантом не повезло, зато на пилькер попался бычок довольно экзотичного вида…

Кстати, морская рыбалка в отвес довольно распространена, но ограничена навигационным периодом, когда в море разрешен выход маломерным судам, в зависимости от погодных условий – с мая по октябрь. Помимо палтуса, можно поймать камбалу, терпуга, морского окуня и других обитателей морских глубин.

камчатка9.jpg

Обратный перелет в Москву длился 9 часов, но я бы не сказал, что утомился – сервис «Аэрофлота» оказался на довольно высоком уровне. Наверное, я еще очень долго буду «отходить» от Камчатки... Как и многие другие уголки нашей страны, территория Камчатки впредь будет притягивать меня своей неповторимостью…