Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Приполярный Урал

Приполярный Урал

По рекам Волья и Северная Сосьва

Дмитрий Тютин

Эта экспедиция состоялась в 2010 году, когда мы втроем отправились на внедорожнике Toyota LC на Урал с целью сделать репортаж о мансийских поселениях и людях, которые живут за уральским хребтом. Наш маршрут был следующим: Нижний Новгород – Киров – Сыктывкар – Ухта – Вуктыл, далее через перевал Пеленер в поселок Приполярный. Затем из Приполярного мы отправились к Северной Сосьве, где продолжили наше путешествие на лодке.

Автомобильный маршрут запомнился переправой через реку Печера, где в рубке буксира, тянувшего паром, я увидел под стеклом пару фоток с щуками-крокодилами. Это были щуки просто фантастического размера! Одна фотка была «зимней», другая – «летней». На вопрос, где они таких ловят, механик лаконично ответил, что в реке…


Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин


Сразу захотелось пару деньков провести на Печере со спиннингом в руках в ежесекундном ожидании поклевки местного крокодила. Паром перевез нас на другой берег, и скоро по пыльной отсыпной дороге, ведущей через огромное болото, уходящее за горизонт, мы попали на компрессорную газпромовскую станцию Вуктыл. У нас заранее были оформлены пропуски, и процесс регистрации много времени не отнял. За станцией перед нами легла лента грунтовой дороги, уходящая в зеленое море тайги, тянущаяся среди сопок и поднимающаяся на хребет – перевал Пеленер.

Перевал встретил плотной облачностью и очень крутыми подъемами с осыпями камней на дороге. Сорваться вниз – плевое дело, особенно на перегруженной машине – такой, как у нас. Ведь мы ехали на трехдверном семидесятом крузере, а сверху лодка, ящики с продуктами и спальники, в багажнике – тоже пожитки… вид, скорее, не путешественников, а кочевых цыган. Машина, натужно урча двигателем, взбиралась выше и выше, пока мы не оказались в облаках. Видимость резко ухудшилась, туман покрывал все вокруг. Но вот дорога пошла вниз, и нам удалось увидеть простирающиеся внизу просторы, синие нитки рек и все то же бесконечное зеленое море тайги. А позади, словно зацепившись за каменистые гривы вершин Пеленера, висела вата серо-синего облака…

Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин


Спускаясь по восточному склону хребта, мы пересекли множество речек и ручъев, холодных и прозрачных, в которых всюду нам мерещились юркие хариусы.

Я упущу подробности экспедиции, касающиеся ее этнографической части, об этом вы сможете прочитать на нашем сайте
www.extreme-nn.ru, но подробно остановлюсь о рыбалке на двух реках, на которых нам удалось побывать.

Первая наша рыбалка состоялась с Андреем – нашей «встречающей стороной». Встретили нас очень тепло, угостили олениной, рассказали много интересного о поселке и окружающей природе, о людях, а когда мы поинтересовались рыбалкой на хариуса, то с радостью согласились сопроводить в то место, где небольшие ручейки набирают силы и бегут вниз, впадая в прекрасный Щугор.


Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин


На внедорожнике мы пробились через каменистые русла ручьев и тальник так далеко, как это только было возможно. И здесь в звонких ледяных ручейках под нависающими над водой тальниками прятались харюза, спасаясь от дневного зноя.
Едва расставив палатку и отметив приезд, я схватил в руки спиннинг и побежал искать своего хариуса. Продравшись сквозь заросли, я увидел небольшое расширение русла ручья, метров на пять. Глубина в таких местах всегда очень небольшая, редко где найдешь и полметра. Но этого уже достаточно для хариуса. Расходившиеся по воде круги говорили о том, что хариус здесь есть, и кормится падающими на воду насекомыми.

Заброс сделать очень сложно, правда, и швырять блесну далеко нет необходимости. Главное – сделать прицельный заброс за какой-нибудь валун или схождение струй. Блесны – это классические меппсы второго номера. Когда хариус активно кормится, он нападает и на крупные приманки.


Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин


Заброс накоротке, три оборота катушкой – и на другом конце живая тяжесть, всплески, и вот уже серебристый красавец хариус оказывается на берегу. Еще заброс – и все повторяется! Поймав пять рыбин за считанные минуты, решаю, что на ужин на четверых вполне достаточно и возвращаюсь обратно в лагерь. Там уже горит костерок, накрыт столик, слышен веселый смех моей супруги, которая решила остаться у очага, и аплодисменты ребят – Лешки и Андрея.

Из харюзов решили сделать «пятнадцатиминутку». Делается она очень просто. Только что пойманная рыба потрошится и режется на куски. Укладывается в глубокое подходящее блюдо. Немного присаливается и перемешивается. Выжидаем 15 минут. Мясо этой прекрасной рыбы настолько нежное, что этого времени вполне достаточно. Не обязательно эти 15 минут сидеть у тарелки и исходить сладкой слюной – можно походить по берегу и набрать дикого лука, который растет в изобилии. Дикий лук укладываем на тарелку, можно на широкий камень или на стол. По истечении 15 минут выкладываем на лук кусочки малосольного хариуса. Выполнить посол за неимением подходящей посуды можно и в пакете. А кусочки выложить на кусок хлеба, так же положив на него лучок. Затем достать из ручья охлажденные напитки… Дальнейшую картину вы можете представить сами, уважаемые читатели…



Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин


На следующий день мы с Алексеем бродили вдоль ручья, высматривали хариусов и предлагали им блесны. Если хариус активен, можно выловить из бочажка всю рыбу. Но мы не жадничали, ловили столько, сколько требовалось для еды, а дальше просто любовались красивой рыбой-парусником, стоящем в серебряных струях ручья…

Далее наш маршрут пролегал к поселку Хулимсунт – старинному мансийскому поселению с богатой историей на реке Северная Сосьва. Грунтовая дорога обрывалась на берегу этой реки, и до Хулимсунта нам было необходимо подняться на лодке. В качестве плавсредства мы везли с собой ПВХ-лодку «Кайман 330» с 4-тактным мотором Suzuky 5 л.с. – и по нашим задумкам должны были загрузить в лодку все свои пожитки и убраться втроем сами. Так и получилось – разместились с известной долей комфорта. До поселения предстояло пройти порядка 20 километров. Северная Сосьва в этом месте очень похожа на нашу Ветлугу. Обрывистые берега, яры с нависающими елями и березами, масса коряжников, впадающих речушек и пойменных озер… Песчаные косы, перекаты и плесы... Легкий ветерок позволял наслаждаться отсутствием гнуса, а малый ход лодки – разглядывать красоту реки.


Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин
Периодически мы останавливались, чтобы побросать спиннинг. Те же вертушки снова были востребованы местной рыбой. Особенно запомнилось одно место. Залитая водой трава с глубиной меньше полуметра, а в этой траве – множество щук! Когда я брел по этой траве, то в какой-то момент буквально наступил на щуку, которая, словно ракета, рванула из травы в глубину. Практически каждый заброс по кромке травы и по свалу в русло приносил поклевку и щуку. Размеры были от 500 граммов до 1,5 кг, всех щук мы выпускали обратно, так как в закромах оставались еще копченые хариусы, и обилие рыбы показывало, что голод нам не грозит.

В Хулимсунте нас очень тепло и доброжелательно встретила глава поселения Ольга Васильевна. Живая, позитивная, активная, интересная женщина. Она показала нам музей и рассказала массу интересного об этом богатом крае.

Для дальнейшего путешествия по реке в проводники нам вызвался мансиец Николай со своим сыном – тоже Николаем. А познакомились мы с ними на реке, вечером, когда в своем небольшом лагере наслаждались закатом и ужинали ухой, блинами, жареной картошкой и рыбой в самых разных видах готовки, которые нам стряпала наша хозяйка. Несмотря на то, что она отвлекалась на кухню, ее зоркий взгляд постоянно контролировал частоту нашего с Лешкой «причащения», и в один прекрасный момент мы чуть не получили импровизированной скалкой по лбу и перешли на чай из листьев дикой смородины.


Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин

И вот, сидим мы и видим, как к противоположному берегу причалила лодка, из нее выскочили два человека и собака, а третий человек остался в лодке и начал заводить невод. Затем снова подошел к берегу, и все стали выбирать сеть. Издалека было плохо видно, что там у них попадается, и мы решили подъехать, познакомиться и понаблюдать. Эти рыбаки и были нашими будущими провожатыми. Практически каждый вечер они выходили на лодке неводить.

Подъехали, познакомились, оказалось, что Николай с сыном и дочерью ловят селедку, но она, по их словам, ловится плохо. Селедку они собирались передать с вертолетом на продажу – это один из важнейших источников дохода мансийской семьи. Рыба эта очень жирная, невероятно вкусная, литр малосольной уже в недалеком Югорске стоит 1000 рублей.

Мы договорились, что Николаи отправятся с нами на рыбалку, покажут таежные реки и расскажут о манси.

Все вместе мы загрузились в 8-метровую прогонистую «деревяшку», оснащенную «лохматым» мотором «Вихрь-30». Коля постоянно переживал за мотор, набрал всяких запчастей к нему, вспоминал, ничего ли не забыл. Ведь ехать нам в общей сложности было необходимо около 230 км. Глядя на это, мы решили взять свой Suzuky и топливный бак – про запас.


Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин

За четыре часа мы преодолели порядка 70 км. Мимо нас проходили яры с коряжниками, поля водной травы, развевающейся на течении, всплески хищной рыбы кругом… В одном таком месте мотор наткнулся на валун, подпрыгнул, взревел и замолк, лодка потеряла ход... Воспользовавшись заминкой, я схватился за спиннинг и с первого же заброса поймал хорошего окуня.


Второй заброс вертушки – и щука на три килограмма становится моей добычей… которую, правда, я сразу отпускаю. Причалили к берегу, продолжили ловлю втроем – окуни от полукилограмма и до полутора клюют, как из пулемета!

В это время наши проводники быстро разобрали мотор и меняют лопнувший торсионный вал. Шпонка выдержала – не выдержал вал. А должно быть все наоборот... К счастью, вал был и запасной. Николай старший немного расстроился. Стареньким мотором он очень дорожит, и на тебе – такая поломка. Алексей решает в конце похода подарить ему свой 5-сильный Suzuky. Философия простая: больше отдавай, меньше жалей себя и больше получишь.


Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин

Берега окружены темным глухим лесом, то и дело встречаем на берегу зайцев, а в один момент лайка Николая, которая дремала возле Натальи, встала, навострила уши на берег, повела носом… и тут Николай громко закричал, чтоб привязали пса, и кинул Наталье веревку. Оказывается, Байкал почуял лося и готов был броситься на берег, ожидание начавшей охоту собаки отняло бы много времени. Через несколько десятков километров мы подошли к стрелке двух рек – Северной Сосьвы и Вольи. Здесь стали на ночлег. До темноты я успел поймать несколько хороших окуней и щук – рыбы и здесь было очень много.

Утром мы довольно долгое время провели в устье Вольи, никак не могли оторваться от азартной ловли. Я в своем рюкзаке нашел катушку с шнуром 0,3 мм и сомовьими огромными крючками, быстро сконструировал жерлицу из рогульки, огрузил свинцовым грузилом, поставил поводок, а в качестве живца насадил двухсотграммового окуня и забросил снасть в яму.
 
Через полчаса обе выставленные жерлицы бодро сработали – и колья, к которым были привязаны рогульки, изрядно напряглись. Наматывая леску на локоть, чтобы не поранить рук, мы с Лешкой начали выволакивать щук, в каждой из которой было около 6–7кг.


Приполярный Урал. По рекам Волья и Северная Сосьва. Дмитрий Тютин

После этого мы все же решили остановиться и отправиться выше по течению  в надежде поймать тайменя. Чем выше мы поднимались, тем прозрачнее становилась река и быстрее течение. Лодка проходила над закоряженными ямами, валунами, и видно было, как на дне стоят стаи горбатых окуней, как прячутся щуки, как выходят они за блесной из своих засад… Надев гидрокостюмы и взяв подводный фотоаппарат, мы с Лешкой отправились снимать подводный мир и его обитателей.

К сожалению, тайменя нам не попалось, но мы ничуть не расстроились от этого. Зато мы впервые увидели, как плавится жирующая стая крупного язя. Мощные всплески пожирающего все на своем пути язя заполнили всю реку. Это было похоже на окуневый «котел», только рыбы были очень большими. Мы ловили язя до двух килограммов весом на самые, казалось бы, «неязевые» блесны. Как выяснилось из разговора, 2 кг для местного язя – совсем не предел!



***


Так мы провели несколько дней, путешествуя по Северной Сосьве и Волье, ловя рыбу, общаясь и раскармливая многочисленных сосьвинских комаров за чаем у вечернего костра.

В момент расставания мы дарим нашему проводнику наш мотор и фотоаппарат. Мы заработаем на новые, а для него в один день сбылись две его давние мечты – и нам от этого тоже очень хорошо на душе.

Мы грузимся в машину, вяжем вещи на наш цыганский багажник, машина снова садится от большой загрузки – и под урчание дизеля мы отправляемся в обратный путь.

На душе легко и радостно. За спиной масса впечатлений, ярких воспоминаний и… все только начинается! Если вы решите отправиться в эти края, то вам понадобятся спиннинги с тестом 10–30 или 5–25, плетенка 0,13–0,18 мм, набор классических вращалок и колебалок. Большое количество рыбы не предполагает использование сверхдорогих снастей. Огромное удовольствие от рыбалки в тех благодатных местах просто гарантировано.