Приобщая внука к рыбалке
Юрий Демин, г. Воронеж
Фото автора
Впервые мой младший внук Данька взял в руки удочку и поймал своего первого карася на дачном прудике в четыре с половиной годика. Но, вот спустя два года, решил приобщить его и к настоящей рыбалке, чтоб тот рыбацкий азарт, вселившийся в меня с малолетства, перешел и к нему. Не зря же в старину говаривали: “Дедка рыбак, туда же и внуки глядят”. Отец Даньки, мой сын Михаил, заядлый спиннингист, не всегда может посвятить свободное время приобщению сына к рыбалке. Потому часть рыбацкой науки поручил передать ему мне… Котофей, приносивший удачу.
Недалече от места моего летнего проживания на даче находится небольшой пруд, окруженный избами малой деревеньки. В том поселении находится и женская монашеская обитель, при коей нашли пристанище не только козы и три коровы, но и небольшенькая кошечка.
Невелик прудик, да и глубины его не более двух метров, но вот карась, пойманный в его водах, радует размерами, но самое главное, и сладковатым привкусом после жарки. Частенько мы туда вместе с младшим внучком Даниилом наведываемся, но не всегда сопутствует нам рыбацкая удача. Но… заприметили одну закономерность. Коль появится близ нас Котофей из обители монашеской, поутру, с первыми проблесками зари, то непременно ожидает нас и активный карасиный клев. И ни разу кошечка в свои приходы не подводила. И такой она была благородной, что никогда не интересовалась привезенной и оставленной на берегу провизией.
Как она, любительница разнообразить козье молоко из монашеского пристанища, рыбой, знала, что у рыболовов начнется клев, и поделятся они с ней добычей.
Но, как бы то ни было, ранний приход кошки предвещал активный карасиный клев, но иногда попадались и полосатые окушки. Их-то, как впоследствии узнали ее прозвище, серенькая Лада и любила особенно.
Известно, что перепады атмосферного давления влияют на клев рыбы. Коль оно стабильно, да и ветерок слабенький южный иль юго-восточный, то жди активного поведения чешуйчатой ихтиофауны. Чувствительны к перепадам давления и некоторые из человеческого племени, особенно склонные к гипертонии, но не настолько, как их животные собратья. Вот кисонька своим малым умишком и поняла, вернее, связала, погодные условия с клевом рыбы. И всегда при нашем приезде на облюбованное местечко появлялась только тогда, когда радовал нас с внуком процесс ловли. А вот при бесклевье никогда мы Ладу у берега не встречали.
Вот таким талисманом Котофей-кошечка оказалась, и при свидании с ней у пруда приносила удачу. Понятно, что и благодарность от нас в виде рыбьих подношений получала Лада сполна.
И ПЕРВАЯ ЗАВЕТНАЯ ЩУКА
Обхожу вдоль русла реки Хавки оставшиеся после разлива озерки. Знаю по предыдущим изысканиям, что должна там остаться щука, не успевшая скатиться после нереста в родную обитель. Богата кормовая база для хищницы: мелкая красноперка, плотва и уклея в водоемчиках изобилует. А вот к осени выедает щука там всю зашедшую с полой водой бель.
Тогда я и отправляюсь на разведку в поисках обитания зубастой, и в каждое малое озерцо каменюгу бросаю. Коль раздастся после броска булыжника последующий всплеск, знать, выдала себя щучара.
Но не ради добычи изучаю я припойменные озерца, а ради благой цели, чтоб мой внук Данька испытал счастье настоящей рыбалки. Несмотря на свой переход на седьмой годик жизни, он уже успешно ловит карасей, плотву и окуней на вырезанный в лесу и превращенный в удилище двухметровый тончайший и наилегчайший ореховый прут. И надо заметить, что основа снасти той прочной оказалась. Согнет ее в дугу трехсотграммовый карась, а внук удильник крепко держит, подведет рыбину к берегу, а здесь и я с подсаком поспешаю. А удильник, что ему: согнется от тяжести и тут же после работы и распрямится. С такого и я свою ловлю в том же возрасте начинал и изготовленного тоже моим дедом Петром.
Но так хочется закрепить начальные рыбацкие навыки у младшего внука! Нашел я все же озерцо, где попала в водную западню щука. Ударила она в прибрежье хвостом и до того напугала прудовых лягушек, что долго громкое кваканье раздавалось.
Поутру мы с Данькой у невеликого “водохранилища”. А в ведерке у нас тройка выловленных на дачном прудике карасиков. Удочка у внука та же, ореховая, мною сработанная, только крючок поболее привязали, да и поплавок поставил покрупнее, чтобы живец его не притапливал. Внук делает недалекий заброс, шустрый живец-карасик погнал его от берега. И… через какие-то минуты следует щучья хватка. Удильник – в дугу. Вслед восторженный вскрик внука: “Дедушка, попалась!”
Зная о надежности снасти, стоял в стороне и наблюдал за действиями малого человечка, превращающегося в настоящего рыболова. А внук, поводив добычу, подвел ее к берегу, бросил удильник и вывел, держась за леску, щучку на берег. На кило двести она потянула при последующем взвешивании.
– Дед, – этим же вечером спрашивает внук, – а когда мы на следующую рыбалку поедем?
Тогда и подумал: “Вот она, та заветная щука, породившая нового заядлого рыбака!”
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 20 (394), 2018 г