Принцип шестеренки
Сначала несколько слов о теории якоря. У него две основные характеристики: собственно вес и держащая сила. Вес можно измерить обычным рыболовным безменом. Держащая сила, упрощенно говоря, определяется отношением полного веса плавсредства к весу якоря в условиях, когда якорь еще держит. Якорь имеет стержень - веретено, к которому внизу крепятся "рога", заканчивающиеся "лапами".
А теперь о типах якорей, которыми мне приходилось пользоваться в разных условиях и которым я пользуюсь сейчас. Об их вышеназванных технических характеристиках, а также о других важных качествах, об их достоинствах и недостатках.
Было, ездили мы с другом на мотоцикле рыбачить на Проран шириной метров пятьдесят на несильное течение, и мою двухместную "Славянку" легко удерживал якорь в виде мешка на 6 литров, наполненный песком. Он очень удобен в походе: пустой мешок легок, а грунт или камни можно найти на любом берегу. И зацепов практически не бывает. К тому же не рвет дно лодки. Но нужно время на наполнение мешка. И воды с него натечет будь здоров, если сразу после подъема в ведро не положишь. Изготовить же можно за пять минут сразу два таких якоря. Стоит только отрезать штанины от старых джинсов.
Кстати, при рыбалке на озере, на водоеме без течения как раз и нужны два якоря. Дело в том, что из-за непостоянства скорости и направления ветра лодку, установленную на одном якоре, начинает "крутить", а это очень мешает рыбной ловле.
Когда вес якоря не тяготил (при поездке на те же места на авто), я брал с собой якорь, изготовленный из стальной квадратной пластины толщиной 2,5 см и размерами 20 на 20 см с просверленными в центре друг рядом с другом двумя отверстиями. За них и привязывал веревку. Якорь был плоский, малогабаритный. В лодке клал такой якорь на разостланную на днище толстую ткань, чтобы ненароком не прорвать его. Занимает данный якорь мало места и удобен для малых рек.
Кто-то скажет: "С таким же успехом можно возить с собой и кирпич". И будет прав. Было дело, я возил. И в лодке также клал на подстилку.
На Волгу, на серьезную рыбалку на сильном течении, я брал "четырехрогий" якорь. "Рога" его из 16-миллиметровых прутков были приварены к веретену - стальному цилиндру диаметром 4 см и длиной 35 см. Держал он отлично на любом грунте - и илистом, и песчаном, и каменисто-глинистом. "Лапы" впивались в дно, да и вес штока делал свое дело. Ставил я этот якорь в лодке в квадратное ведро, благо, на "Славянке" места было предостаточно.
Отвлекаясь от темы, скажу: отличная это была лодка для рыбалки и походов. Пожалуй, первая в стране с двумя деревянными банками, настоящими уключинами, вместительная и ходкая. Под передним и задним тентами размещалось по рюкзаку, и для двух человек во время ловли места было предостаточно.
Так вот, служил мне "четырехрогий" якорь верой и правдой до тех пор, пока по окончании одной из рыбалок я не смог оторвать его от грунта. Проезжали мимо знакомые ребята на "Прогрессе", так и им вытянуть якорь не удалось. Пришлось подтянуться против течения и обрезать веревку.
Вот тут подошла очередь изготовить новый якорь, которым я пользуюсь до сих пор. Обжегшись на "рогатом" якоре, я задумался о другой конструкции. Вспомнил, что одно время продавались якоря в виде тарелки с веретеном. Только легковаты они были.
Я взял шестерню от заднего колеса мотоцикла диаметром 17,5 см. Для увеличения веса приварил к ней снизу цилиндр диаметром 6,5 см и толщиной 1,5 см, сверху - цилиндр диаметром 7,5 см и толщиной 3 см. К верхнему цилиндру приварил большую гайку. К ней болтом М8 с двумя гайками привернул "веретено", изготовленное из стальной полосы шириной 3 см, толщиной 0,5 см и длиной 40 см. В верхней части "веретена" просверлил отверстие диаметром 1 см под веревку. Общая длина якоря получилась 47 см. После изготовления я покрасил якорь грунтом ГФ-021 коричневого цвета в два слоя.
Кстати, "веретено" к верхнему цилиндру можно и просто приварить и сделать его не из полосы, а из прутка. Или даже обойтись без сварки, нанизав все детали на круглый пруток-веретено, как колесики на детскую пирамидку, и стянув между двумя гайками. Это зависит от имеющихся материалов.
Зубья такой шестерни отлично вгрызаются в любое дно, большой вес (3,6 кг) способствует хорошему удержанию лодки (у меня сейчас "Пиранья") на сильном течении. Поскольку плоскость шестерни перпендикулярна штоку, зацепы маловероятны. Во всяком случае, за более чем пятнадцать лет использования этого якоря зацепов не было ни разу.
Чтобы не рвать дно лодки зубьями шестерни, я изготовил из пятилитровой канистры из-под масла своеобразный чехол. Якорь кладется в него и прочно крепится скобкой из толстого одножильного алюминиевого провода в изоляции. Переноску этого "комплекта" осуществляю за шток, при этом чехол не слетает. А в лодке якорь удобно стоит (именно стоит), не занимая много места.
Тут в самый раз следует вспомнить, что у якорной системы, состоящей из рыма (кольца на лодке) или двух, самой якорной веревки и якоря, должно быть одно очень важное свойство. При забросе или опускании якоря веревка не должна путаться. Если петля с узлом возникнет сразу, когда якорь еще не коснулся дна, он своим весом может с "мясом" вырвать из лодки кольцо со всеми вытекающими отсюда последствиями. А если петля возникнет после касания якорем грунта, то длины веревки может не хватить для создания удерживающей способности якоря (веревка будет почти перпендикулярна дну).
Я исключил эту проблему следующим образом. Взял полиэтиленовую бутылку от шампуня в форме гитары - широкую в "плечиках" и "бедрах" и узкую в "талии" (чтобы витки намотанной на нее веревки не соскальзывали произвольно), в верхней ее части у горлышка нагретым на газовой плите торцом напильника прожег сквозное отверстие. Пропустил сквозь него капроновую веревку диаметром 3,6 мм и привязал наглухо, оставив конец длиной 40 см. Всю веревку длиной 25 метров намотал на бутылку, а конец ее привязал к якорю.
К концу, что оставлен у верхней части бутылки, привязал две веревки длиной по 2,5 метра. На берегу после накачивания лодки одна веревка привязывается к носовому, а другая - к кормовому кольцам, при этом получается равнобедренный треугольник. Таким образом, для рыбалки лодка ставится поперек течения.
Отвлекаясь, отмечу, что, по моему многолетнему опыту, на Волге на сильном течении постановка на один якорь ничем не хуже, чем на два. Уловы нисколько не меньше, зато маневр с перестановкой можно сделать намного легче и быстрее.
Перед отчаливанием я снимаю с пластмассового чехла якоря проволочную скобу-"чеку", заплываю чуть выше выбранного места с учетом течения и ветра и опускаю якорь, держа бутылку вертикально над водой. Веревка легко, не путаясь, разматывается на всю длину. Если глубина небольшая, подтягиваясь против течения, выбираю несколько метров веревки, наматывая ее на бутылку и привязывая к верхнему концу. Это делаю для того, чтобы веревка по отношению ко дну была под углом около 35- 40 градусов. При остром угле, а значит, при более длинной веревке, лодку начинает "водить" из-за неравномерного (турбулентного) течения. Или сносить в сторону при усилении бокового ветра.
По окончании рыбалки выбираю якорь, наматывая веревку на бутылку. Веревку на бутылке стопорю от произвольного разматывания двумя резиновыми кольцами. При транспортировке бутылка убирается в тот же чехол, что и якорь. Вес всего комплекта составляет ровно 4 кг.
Заканчивая свое повествование, предвижу резонный вопрос. Мол, не каждый сможет сделать такой якорь - где, например, взять шестерню. Но ведь всегда можно соорудить что-то подобное, главное - предложенный принцип действия якоря: "принцип шестеренки". А он, по-моему, неплох.
Николай Денисов, г. Кстово
Фото автора