Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Прикладная ихтиология

Прикладная ихтиология

Дмитрий Соколов 

Пытаться понять мир подводных обитателей невероятно сложно, но – интересно. Что делает та или иная рыба в тот или иной момент своей жизни? Почему иногда идет на глубину, а иногда – на откровенную мель? Чем питается? Как себя чувствует при смене погоды? Ответы на эти и многие другие вопросы дает нам наука ихтиология.  

Прикладная ихтиология

К сожалению, ученые-ихтиологи довольно неохотно делятся своими научными знаниями. У нас в Нижнем Новгороде есть лаборатория ГосНИОРХ с замечательными специалистами Дмитрием Постновым, Александром Мининым, Алексеем Клевакиным и другими – но все они довольно редко выступают в качестве авторов нашего журнала несмотря на постоянные просьбы редакции. Видимо, уровень занятости ученых оказывается слишком высоким, ничего здесь не поделаешь. Приходится лишь завидовать черной завистью коллегам из “Рыбачьте с нами”, много лет подряд на регулярной основе публиковавшим научно-популярные статьи ихтиолога Екатерины Николаевой – на мой, субъективный взгляд – это был самый сильный козырь национального журнала о рыбалке – многие сложные вопросы освещены Екатериной просто и доступно. РсН, как вы уже знаете, закрылся, мне лично журнал запомнится в первую очередь не переводными статьями иностранных авторов и не экспертными статьями, заточенными под ассортимент большой московской фирмы, а именно этими ихтиологическими статьями. 

Читать неадаптированные статьи по ихтиологии довольно сложно. Да и не так много удается найти в интернете – в открытом доступе такой информации откровенно мало. А покупать за деньги – так еще неизвестно, полезной тебе окажется научная статьи или нет. И сколько надо потратить, чтобы собрать свою библиотечку научных трудов? Сам на этот вопрос и отвечу – много. Один номер журнала “Вопросы ихтиологии” стоит 1600 рублей – на эти деньги наш НР можно покупать в течение двух с половиной лет. 

В итоге какие-то знания по ихтиологии добываются из рыболовных журналов, но главным образом – зарабатываются собственным опытом. С годами становится понятно: где какая рыба в данный момент стоит и каких пищевых предпочтений придерживается. В первом приближении достаточно знать всего семь пунктов прикладной ихтиологии, чтобы существенно увеличить шансы на успех. Перейдем к перечислению этих пунктов. 


Сезонные миграции 

Миграция рыбы, пожалуй, основной момент. Преднерестовый ход, например, – самый важный фактор весеннего клева, остальные уходят на второй план. Однажды в Астрахани мы попали на ход воблы. Рыба шла так плотно и была такой голодной, что хватала все подряд, не обнаруживая никаких пищевых пристрастий, – ее можно было в прямом смысле слова поймать на пустой крючок. Но вобла – рыба мелкая и, возможно, не слишком умная. Однако точно так же бездумно во время весеннего хода ведет себя и “осторожный” жерех – несколько взрослых рыбин были во время спонтанного эксперимента пойманы на пустой двойник. Т.е. чебурашка, двойник, а твистер просто сняли – и жерех все равно брал. Особого удовольствия, кстати, такая рыбалка не приносит – все же лучше, когда результат приходит через труд и поиск. 

Нерестовый ход плотвы

Осенняя миграция – тоже важное дело. Судак, например, скатывается на глубину и сопровождает стада “бели”. Не весь судак, кстати, – даже в октябре часть его остается в заливах, на относительно небольших глубинах. Но, в общем и целом, чем холоднее вода, тем глубже судак. Зная эту особенность, раньше неплохо ловили его “из-под леща”. Но последние несколько лет успешной такая рыбалка бывает крайне редко. Думаю, что главным образом из-за багрильщиков, “надрессировавших” стаи леща рассыпаться на мелкие стайки с началом джиговой бомбардировки. Нашел стаю по эхолоту, выставился, первые забросы леска явно скользит по лещовым спинам – но уже через 10-15 минут контакты прерываются, снимаешься с якоря, смотришь место эхолотом – пусто! 

Все глубже скатывается осенью и щука. Опять же, не вся – часть остается у остатков водной растительности и в прибрежном коряжнике. Но чем дальше в осень, тем разумней пробивать все большие глубины. В начале октября в разнежско-каменских разливах щука держится глубин 2-3 метра, к середине месяца смещается на пару метров глубже, а к концу месяца – на самые глубокие места. Причем “самыми глубокими” может быть и ямка в заливе глубиной всего 6 метров, и приличная яма проток – в начале ноября я ловил щуку в Яриловской протоке и с 14-метровой глубины. 


Объекты питания 

Лет десять назад в одном из рыболовных журналов была опубликована статья Андрея Богатырева “Голавль и его пища”. За свою жизнь я прочитал тысячи статей, но такие – не забываются. Автор, видимо, тоже не надеялся на помощь ихтиологов и сам провел научное исследование, весь сезон изучая кишечник пойманных голавлей. Занятие, конечно, кровожадное, но не для балыка же он их в конце концов резал – в данном случае изъятие рыбы, как я считаю, вполне оправдано. Статья весьма любопытная, вы сможете легко найти ее в интернете. Один из выводов автора – голавль практически не питается мальком и лягушками – как учили нас классики (Л.П.Сабанеев и прочие). Почему же тогда голавль в иные периоды отлично ловится на имитации мальков – разговор отдельный. 

Бычок - уже типичная волжская рыба

Но, выходит, на кузнечика или шелковник поймать его все же проще, чем на воблер или блесну. Не гнушаются вскрывать первую пойманную рыбу и нахлыстовики – опять же чтобы понять: чем в данное время она кормится. Содержимое желудка – прямое руководство: какую именно мушку ставить в день рыбалки, чтобы добиться результата. 

Большую часть пойманной рыбы я лично отпускаю с богом. Но часть изымаю – и всегда с интересом исследую содержимое желудков хищника. Интересно, например, что часть взрослого судака летом питается молодью окуня, совершенно игнорируя (либо не умея схватить) другую многочисленную мелкую рыбу в той же зоне: уклейку, красноперку, плотву и мелкого жереха. 

Или щука поздней осенью. Нам долго внушали, что поздней осенью щука экономит силы и бросается только на крупные и очень крупные приманки. Но что если щука стоит под уклейкой? И в течение дня совершает набеги именно на эту некрупную рыбку? Тогда сам бог велел поставить что-то аналогичное по размеру – я так из года в год и делаю. Значит ли это, что в этот самый момент совершенно невозможно поймать щуку на резину 15 см или джерк? – нет, совершенно не значит. Но все же, если говорить о какой-то системе, то надо ориентироваться на объект охоты хищника. 

Красноперка бывает и хищной

И еще в ту же кассу. В тот же самый день, когда щука под уклейкой будет неплохо ловиться на светлую поролонку 7 см, щука на фарватерном волжском свале в трех километрах от залива будет реагировать на резину 15 см, поскольку стоит под лещом или густерой. А компактную поролонку, скорей всего, пропустит мимо. 


Суточная активность 

Еще раз вспомним классику: летом надо ловить на утренней и вечерней зорьке, а осенью – днем. Практика показывает, что даже в летние месяцы у щуки есть дневной выход – кратковременный период активности, когда поймать ее проще, чем ранним утром. И обратный пример. Поздняя осень, вода холодная, днем разогрело, а судак не берет. Вот уже и лодки все с ямы разъехались, и солнце врезается в горизонт – и тут вдруг резкая поклевка, и хороший клыкастый достается самому терпеливому рыболову. 

Если здоровья много, то на воде можно провести весь день, от зари до зари, максимально увеличив шанс на хороший результат. Я так уже не могу, так что пытаюсь привязать время рыбалки к какому-нибудь пику активности той или иной рыбы. Проще всего застать активность вечернюю – сумеречный выход хищника бывает куда более акцентированным, чем “размазанный” утренний, жаль только, что обрывается с наступлением темноты слишком резко. 

Карп и его "пылесос"

Я постоянно привожу примеры из своей спиннинговой практики, но у мирной рыбы, конечно, тоже есть свой дневной биоритм. Красноперке и голавлю, например, надо чтобы как следует “разогрело”, а подъязок, напротив, спешит покормиться на утренней зорьке – и т.д. Пики суточной активности есть и у любой другой рыбы – чтобы хорошо ловить, надо их хорошо знать; а чтобы хорошо знать – надо побольше времени проводить на водоеме. 


Уровень воды 

Неоднозначный фактор. На каких-то водоемах на прибыли воды рыба клюет хорошо, а где-то совсем пре-кращает ловиться. Важно понимать, что с повышением уровня и течение усиливается, так что на традиционных местах рыбы может просто не оказаться. Показательно нынешнее дождливое лето. Якорюсь на точке, а там вместо 28 граммов надо вещать все 50. Одно дело, что рыбалка из удовольствия на таком тёке превращается в тяжелую работу, так ведь еще и не клюет. А может ли клевать? Будет ли стоять тот же судак на такой течке? Ну, какой-то, возможно, и будет, но в массе своей – вряд ли. Найдет место потише, переждет “наводнение”… 

На Волге все больше щуки с такими вот язвами

С другой стороны, повышение уровня воды и усиление течения усиливает и дрифт кормовых организмов, так когда же рыбе не кормиться, как в паводок… Только стоять она будет не на самом теке, а где-то на его границе, чтобы и “конфетку съесть”, и не устать в борьбе с течением. В целом низкий уровень воды я лично считаю злом: вода теплая, цветет; рыба вялая, много больной – одни лигулезные лещи, бороздящие поверхность, чего стоят… Так что лучше уж приспособиться и ловить по высокому уровню, чем ждать, когда все застынет в алебастре. 


Погодные факторы 

О влиянии погоды на активность рыбы и, как следствие, на ее клев мы говорили неоднократно, подробно разбирать этот аспект сегодня не будем. Но лишний раз подчеркну: погода действительно влияет на интенсивность клева. В этом вопросе есть масса исключений, но все же щука любит дождь, окунь хорошо ловится при высоком давлении, жерех – во время волны, а вся рыба лучше в ветер западного и южного направлений, чем северного и восточного. 

Линь - одна из самых загадочных наших рыб

На память надеяться опрометчиво, так что лучше погодные условия и результаты рыбалок сохранять в виде дневниковых записей, через 10-15 лет “сама собой” создастся “научная база”, серьезно помогающая при выборе объекта охоты и тактики на конкретный рыбацкий день. 


Видовые особенности 

Как известно, щука во время нереста и некоторое время после него практически не берет. А судак – напротив, может клюнуть, защищая гнездо с икрой от “захватчика”, которого сымитирует спиннинговая приманка. Форель любит холод, при температуре воды ближе к 20 градусам перестает питаться, следовательно, и ловиться. Зато хорошо ловится не только в предзимье, но и со льда. Выбирая контрпример, остановился на лине – если карася на льду мне видеть доводилось, то линя – никогда. 

Судак может кормиться не только днем, но и ночью

Различаться, кстати, могут не только виды рыбы, но и популяции одного и того же вида. Окунь Чебоксарского и Горьковского водохранилищ отличается, например, очень сильно. С учетом этих отличий я буду ловить “чебоксарского бентосоеда” на балду, а “горьковского мясоеда” – на балансир. Извините за ненаучные определения, но суть, надеюсь, вполне понятна. 


Нерест 

Важнейший этап в жизни любой рыбы – нерест. Если нерест прошел хорошо, да затем лето было без катаклизмов – можно надеяться на хорошие уловы через пару лет. В середине “нулевых”, например, окунь Горьковского моря дважды хорошо отнерестился – и помните, наверное, – в конце десятилетки зимний улов в 15 кг подросшего полосатика никого особо не удивлял. 

И наоборот. Пару лет назад подъема воды на Чебоксарке не было совсем – и осенью нередко попадалась щука с разлагающимися остатками икры. В результате ни молодь новая не появилась, ни на следующий год такая щука не отнерестится, да и сама находится в плохом состоянии – питается (и клюет) плохо, болезням разным подвержена и т.д. 

Пескарики на отмели – показатель довольно чистой воды

Подводя итог сегодняшним размышлениям, еще раз призову внимательно наблюдать за живой природой, заносить наблюдения в дневник, обсуждать “вопросы ихтиологии” с единомышленниками, делиться (не будь я редактор!) своими наблюдениями с другими читателями нашего журнала. Буду рад продолжению важного разговора на страницах НР! 

Мнения можно отправлять на адрес sokol.yurjewich@yandex.ru  

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 6(65), 2017 г.