Престижная рыба Саянских рек
Вадим Назаров, Ивановская обл.
Вы, наверное, подумаете, что престиж Саян – это пудовый таймень с алым хвостом или пятнистый красавец ленок с серебряными с чернью боками в розовых пятнах? Нет, ошибаетесь! Ни тот, ни другой! Это “чёрный” хариус. Да, да! Тот самый, которого сначала, пока он ещё малыш, “белячок” называют. Подросшего – “ровный”, а достигшего солидного веса граммов 700 и более, а они и до двух килограммов бывают, – уже с уважением “чёрным”, хотя броня его на спинке совсем не чёрная, а тёмно-тёмно сиреневая, бока воронёного цвета с той же сиреневостью, а спинной плавник его – парус, разве что с бабочкиным крылом сравнить можно. Очень красив “чёрный” хариус! И вкус его отменный, хоть в пироге-“рыбнике”, хоть жареного, хоть в ухе.
Хозяйки у рыбаков “черныша” первой рыбой считают, и потому ездят за ним рыболовы порой и за сотню километров, хотя большая рыбная река совсем под боком. Как-то в гостях у Василия Хирсантьевича Кузнецова услышал я жалобу на то, что на некоторых левобережных притоках КааХема куда-то исчез “черныш”. Да и другой рыбки убавилось заметно, в чём он обвинял браконьеров и работавших в тех местах изыскателей, сгоняющих рыбу в малых речках химикатами.
– Ведь того они не понимают, что сгонют рыбу с верховий, сами же речку пустой на пару лет сделают! Всем напортят – и людям, и зверью таёжному, которое возле речек тех живет! – с горечью говорил он. – Ладно, что у нас в самом-то Каа-Хеме так безобразничать не могут, паразиты! Течение мешает, а то бы и здесь напакостничали!
Но вот о хариусах-то речь зашла, ты бы мне посоветовал, где хороших чернышейто половить.
– Тебе? – усмехнулся он, – да на что тебе? Бочку рыбы на зиму ты запасать не станешь, А так ты и без меня хорошо ловишь. А чем тебе ленок хуже “черныша”?
Ну ладно, коли уж шило в задницу закололо, подскажу. Но как ловить будешь, сам думай. Тебе, поди, насчет Подхребтинной, да Швея в уши-то надули? А ты и слушай! Да на кой тебе Подхребтинная за сотню верст? Али тот же Швей за три порога?
Глупство все это. Ты с сыном Олегом прямо от Эржея на надувашке своей и плыви до Сарыг-Сепа. Вот по дороге-то и гляди – глаза есть. В уловах близ “бань” да “бойцов” и поглядай. Есть он там, правда, ловить несручно, но черныши там добрые бывают, до полутора-двух кило. Ну, я-то там не ловлю, с моей лодьей там неудобно. И не встанешь как надо, и распугаешь всю рыбу. А он, черныш-то, куда как осторожный! После того разговора мы с Олегом подготовили удочки-донки, хороших червей накопали, и в погожий денёк залетели к Эржею и, накачав нашу резиновую лодку“надувашку”, отправились вниз по Каа-Хему в сторону Сарыг-Сепа.
Хорошо в солнечный денёк плыть по реке, едва подгребая веслами в помощь течению. А оно на Каа-Хеме в этих местах славное. Не слишком быстрое, как бегун на длинную дистанцию. Плывешь, веслами немножко движение лодки направляешь, да глядишь, как мимо тебя берега движутся. И только толчки тугих струй водяных в баллоны бортов, да в днище напоминают о движении лодки. Красота кругом! Справа – буро-розовые скалы притора в синеву неба поднялись, слева – тайга, то к воде подступится, то полянки в разноцветье трав. А вода под лодкой прозрачная, голубая, и на дне разноцветная галька сквозь её толщу видна. А глубина – метров пять!
И небо над скалами чистое-чистое, только коршуны кружат.
У берегов то тут, то там бурые глыбы камней-“бойцов” торчат, а кое-где и целые каменные острова – “бани”, с синими воронками – уловами. Все эти камни“бойцы”, “разбои”, островки, “бани” названия свои от сплавщиков получили. Они сплавляли в Кызыл плоты той самой верховской лиственницы, в которую гвоздь вбить трудно, и которая в воде триста лет не гниёт.
Вот как раз эти самые “улова” нас с Олегом и привлекали. В них, по утверждению Василия Хирсантьевича, и водились “черныши”. Но какой обманчивой оказалась голубая гладь Каа-Хема! Едва я сбросил в реку камень на верёвке, который должен был стать нам якорем, как вода вздулась бугром и так нажала на баллон лодки, что она угрожающе накренилась и вот-вот готова была перевернуться, если бы я по веревке ножом не полоснул.
– Экая бешеная! А ведь улово-то подходящее было! – сказал Олег, когда мы откачали успевшую налиться воду. – Вроде бы и какие-то тени рыб там мелькали…
Плывём дальше. Вернее сказать, не мы плывем, а река нас несёт. А места чудесные!
Угрюмой красотой поднимаются в небо скальные “прижимы”. Волна чистейшая, прозрачная, как стекло, наваливается на неровные буро-розовые глыбы камней, и причалить на нашей “надувашке” нам негде. Тем более что местами торчат между камней острые сучья топляков. А вода несётся широко, гладко и неудержимо…
Наконец впереди остров. Довольно порядочный, каменный и поросший лиственницами. Но из камней острова торчит много обломанных острых лесин. Решаем не рисковать.
Но вот и ещё остров. Он довольно пологий и улово позади острова не такое уж бурное. Я выравниваю лодку и пытаюсь перескочить через “ус” (навальную волну) в улово. Удачно! Наконец-то можно отдохнуть от напряжения и порыбачить! Суводина за островом небольшая, но довольно спокойная и неглубокая – метра два от силы. Олег забрасывает донку и чуть “играет” насадкой. Почти тут же червяка хватает какая-то рыба, поклёвка резкая, уверенная.
Это “наш” хариус “черныш”! Он не очень большой – около килограмма, но очень красив в своей тёмно-сиреневой “броне”. Ну, здесь вроде бы и порыбачить можно! Вот и на мою донку уверенная хватка “черныша”. Этот даже покрупнее – на взгляд килограмма на полтора. И также красив и ярок! Но остальная рыба пока осторожничает. На мою донку попадается лишь большеротый енисейский бычок“широколобка”. Рот у него до ушей, а по углам рта кривые колючки. Отцепляю его и швыряю на камни острова, а он на прощанье в кровь царапает мне палец. Впрочем, бычок тут не причем, я сам проявил неосторожность, отцепляя крючок.
Но из камней вдруг вылетает с неприятным криком чёрный и тощий баклан и начинает кружить над камнями и суводью. Наверное, где-то рядом у него гнездо. Но нам от этого соседства одни неприятность – с берега прилетает ещё несколько этих беспокойных птиц, и они, как чайки, начинают кружить над нами, поливая нас и лодку помётом! Этакая дрянь! Приходится покидать приглянувшееся нам улово и остров…
Большой красивый остров почти на середине реки близ небольшого поселка Бельбей. Но улово за островом слишком сильное. Встать не удаётся. Я кое-как удерживаю лодку с краю суводи веслами, а Олег забрасывает донку. Рыба тут явно есть. И вскоре у него уверенная поклевкапотяжка. Он подсекает и не без труда подводит к лодке, а затем переваливает внутрь очень порядочного красавца ленка. Это великолепная енисейская форель, явно больше двух килограммов!
Где-то за скалами глухо и угрожающе ворчит гром. Но здесь пока в чистейшей голубизне неба лишь кружащие над скалами коршуны. Низко над рекой пролетела большая серая цапля. Значит где-то в тайге на левобережье или озерки, или глухие “кальники”. Но нам до этого нет дела. Пока Олег вытаскивал свою рыбину, нас уже отнесло от большого острова, а возвратиться, выгребая на веслах, просто не реально. Нас снова подхватило течение.
Порой быстрина просто проносит нас мимо очень привлекательных мест. Без якорей здесь не порыбачишь. Но и якоря проще простого тут же потерять в донных камнях. Пробуем остановиться у большого камня-“бойца”, за неровности его пытаемся накинуть петлю веревки. Но течением “болтает” лодку так, что удочки пляшут в руках. Опять попадается “широколобка”, заглотавшая крючок. Эта неприятная рыбешка кажется вездесущей! А “черныша” нет.
Наконец у расширения реки, у местечка “Кызык” (как это переводится, я не знаю), опять подходящее место и даже песчано-галечные отмели. Останавливаемся отдохнуть и пробуем ловить с отмели, забрасывая на спад в глубину. Поклевки начинаются довольно активные, но это лишь некрупный хариус и всё та же широколобка. Очевидно, что “черныши” предпочитают держаться в других местах. А вот изрядная рыбина, которую мы не разглядели, довольно шумно плещется у конца одной из отмелей. Вероятней всего это вышел поохотиться на рыбью мелочь таймень.
Отдохнув немного, плывем дальше. Порой из реки торчат обломанные стволы деревьев. От таких мест мы стараемся держаться подальше, наша надувашка слишком нежна. Стороной оплываем большие улова (водовороты) и прибрежные заломы, хотя у заломов всегда держится крупная рыба. Но мы предпочитаем держаться от них подальше. Мы ищем своих “чернышей”. И вот очередной каменный остров. Здесь кое-как удается накинуть петлю веревки на торчащую между камней корягу. С быстрины “перескочили” пенистый “ус” отбойной волны и закружились в медленной суводи. Она довольно глубокая, но хорошо видно и дно, и старые бревна когда-то разбившихся плотов. А возле бревен какието серые тени. Они медленно движутся, Да это они, наши искомые “черныши”!
Действительно, это хариусы. Только непонятна их вялая медлительность. Они словно бы и не видят червей на наших донках. Меняем червей на новых, подбрасываем под самую стайку. Нет, не берут! В чем же дело? И тут замечаем причину такого странного поведения рыбы. Одна из коряг вдруг начинает двигаться, и вся стайка мгновенно исчезает между камней и бревен. Это, конечно, таймень, и стайка хариусов очень хорошо видела и червей на донках, и тайменя. И стоило ему повернуться, как хариусы мгновенно скрылись в своих привычных убежищах. Стало все вполне понятно. Понятно и нам, что ожидать здесь клёва “чернышей” не приходится. Для них он как пастух, следящий за стайкой, а для нас слишком велик.
Точку в нашей тогдашней рыбалке поставила выбравшаяся из-за скал гроза. Она принялась полосовать молниями в скалы и лиственницы под ними, а мы поторопились свернуть лодку и укрыться от непогоды, зная теперь простые секреты “чернышей” Каа-Хема.
Здесь я специально подчеркиваю особенности этой, казалось бы, простой ловли. Каа-Хем красив. Он и рыбой богат, но она держится в местах, неудобных для рыболова. Поэтому многие новички часто возвращаются разочарованными в своих ожиданиях. На громыхающих моторках они проносятся мимо хороших рыбьих стоянок. И, чаще всего, просто не учитывают этих особенностей быстрых рек, вроде КааХема, с чистой, прозрачной водой. А вот проблемы остановок в нужных местах подсказывают и выход – надо самим мастерить простые “кошки” (якорьки) для остановок у островов, крупных камней и даже близь заломов, у которых всегда держится рыба.
Такой самодельный якорь при нужде и отрезать не жалко. И еще один совет – сплавляйтесь по реке без мотора. Крупная рыба просто не переносит его шум, да и запахи бензина и смазочных масел её надежно отпугивают.
И еще один совет новичкам на Каа-Хеме – не переоценивайте своих сил и возможностей. Избегайте купаться даже в самые жаркие дни. Утонуть в его стремительной и студеной воде слишком легко, а выплыть весьма трудно.
Но, если Вам выпадает возможность порыбачить на Каа-Хеме, – не упускайте её. Впечатления от неё остаются на всю жизнь.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 22(372), 2017 г.