Праздник открытия пруда
Потом, по программе тотальной "прихватизации", пруд попал в аренду, причем стал не "платником", куда б еще можно было бы наведаться, а просто питомником по выращиванию рыбы. Весной запускался малек, а глубокой осенью воду сливали и пожинали плоды своей заботы. Естественно, при таком раскладе пруд предался забвению. И, лишь проезжая случаем мимо, глянешь, бывало, мельком из окна автомобиля на сияющее вдалеке зеркало воды, скажешь в сердцах: "Эх!", плюнешь да и помчишь дальше.
А прошлым летом что-то случилось. Аренда приказала долго жить, а инициативные люди решили водоем зарыбить. В газете напечатали объявление для желающих поучаствовать в этом мероприятии. Сумма взноса была небольшой - всего 250 рублей, но доверившихся "пайщиков" оказалось множество. Вопреки мрачным прогнозам скептиков: мол, деньги хапнут - и до свиданья, рыбу успешно запустили и попросили еще по "сотне" на бензин для охраны. Хорошо, сдали. И наконец в этом году сообщили: 1 июня - открытие. Ну, братья-славяне, дождались!
Подъем - в половине четвертого. Спалось за разными мыслями плохо. Для освежения головы, впопыхах обжигаясь, пью крепкий чай. Все заранее подготовлено и уложено еще с вечера, поэтому всего несколько минут на сборы - и я выруливаю из двора в прохладную темноту раннего утра.
Из примыкающих улиц прямо передо мной выскакивают автомобили, и все - в одну сторону. Туда! На выезде из поселка у железнодорожного переезда образовалась немалая очередь.
Попеременно мигает красными глазами строгий семафор. Вообще-то именно здесь на него не очень-то обращают внимание. Зачастую детишки, балуясь, проволоку на рельсы положат, а, случается, само закоротит. Бывало, целыми неделями без передышки проезд запрещало. Транзитные стояли, а местные привыкли. И смотрели, лишь бы за кустами "гайцы" рук не потирали в предвкушении.
Но в этот раз, как назло, все по-настоящему. Прямо на переезде темнеет силуэт вагона. А сколько он там простоит? Может, до самого обеда?!
Пока сзади никто не "подпер", решаю схитрить. Разворачиваюсь и еду на соседний переезд, за которым огибаю поворот "железки" по корявой полевой дороге. Весь маневр - в неполные два километра, а какая фора! Все, думаю, буду первым.
Ага, как же! Подъезжаю к пруду, а из темноты целые шеренги машин в свете фар отсвечивают стеклами - видимо, еще с ночи места занимали. За такими не поспеешь!
У будки радушные мужики с фонарем проверяют квитанции об оплате.
- Какие условия, хоть скажите? - задаю самый главный вопрос.
- Две удочки и десять килограммов. Лови на здоровье!
Вдоль дамбы сидят плотно, по берегам тоже, с интервалом метров в пять, не более. Но, проехав вдоль пруда и внимательно присмотревшись, нахожу свободное пространство.
В садках у соседей уже что-то плескается. Значит, рыба все-таки есть. Ставлю рогульки и раскладываю удочки. Насадок припасено более чем предостаточно: консервированные кукуруза и горох, запаренные с мелиссой пшеница и перловка, плюс еще черви и опарыш. Для завлечения праздно плавающих сварена рассыпчатая каша из пшеничной крупы и "Геркулеса".
Промеряю глубину. Этот участок пруда мелковат. На расстоянии двадцати метров от берега - чуть более полуметра, и через каждый следующий десяток метров добавляется всего сантиметров по двадцать. Решаю начать ловлю с ближней дистанции. Голодная непуганая рыба должна клевать активно, не проявляя боязливости "запрессингованных" водоемов. Она и клюет.
Первый карпик заглотал сладкую кукурузину буквально через пару секунд после заброса. Только положил удилище на подставку - как тут же завизжал тормоз катушки. Тащу. Приятно упирается. Бедолагу - в садок, удочку - на "боевое дежурство".
И пошла веселуха! Люди ловят, и я ловлю, только волны идут по мелководью. Клюет решительно и жадно, не раздумывая и не церемонясь.
Случается, вздрогнет пару раз поплавок, предупреждая: "Не зевай!", а то и просто пойдет, ускоряясь, в сторону и мигом пропадет под водой. Согнется после подсечки удилище, зазвенит леска, а упрямая рыбина, испытывая нервы соседей, не сдаваясь, пойдет зигзагами, будто нарочно пытаясь перепутать лески чужих удочек. И, вытащенная на берег волоком, зачмокает удивленно усатым ртом: "Что это было? Какое коварство!"
Ради интереса перепробовал весь ассортимент насадок и наживок, а вернулся все к той же кукурузе. В принципе, клюет на все одинаково, но червя и опарыша с легкостью заглатывала совсем распоясавшаяся мелюзга: то карпенок меньше ладошки, то амурчик с палец. Понятно, что отпускать, но зачем травмировать детскую психику? Побросал им комки каши - наедайте мясо!
Карпята круглы и жирны, но мелковаты - от 350 до 500 граммов, редко крупнее. Оно и понятно, на кормежку тоже деньги надобны, а вот амуры, которым достаточно и самостоятельно растущей на дне травы, уже попадаются и больше килограмма. Ничего, ажиотаж "халявной" рыбы пройдет, стадо изрядно проредят, а оставшиеся особи, наученные горьким опытом, с оторванными крючками в толстых губах, отъедятся на щедро бросаемой прикормке. Вот тогда и начнется настоящая, трудовая рыбалка.
Светает. Поднялся небольшой ветерок. Заметно потеплело - и полетели с плеч свитерки и курточки. С восходом солнца рыба несколько отошла от берега, но клюет, хотя и не с ходу, но по-прежнему весьма бойко.
Запоздавшие рыбачки, пропустившие из-за любви к здоровому сну самые ранние часы, отчаянно пытаются найти себе хоть какую-нибудь щель, вклиниваясь между уже сплотившейся шеренгой. Удивительно, но упреков почти не слышно, только скажет кто негромко: "Перепутаемся же...". Но, освобождая полоску воды, перезакинет удочки, сужая свой сектор ловли, да и только. Просто все - вроде как свои, "одним прудом мазаны".
А некоторые другим недовольны. Поначалу сосредоточены были, а по мере наполнения садков пошли шуточки, комментарии и разговоры.
- Не, так неинтересно, когда одно за другим ловится! Хоть бы посидеть спокойно, посмотреть-полюбоваться на природу.
- Ну езжай в Еремовку, там и посиди! Может, что и высидишь.
- А я уже "норму" в 10 кг наловил, кажись. И домой не хочется. Что теперь - отпускать?
- Мне давай!..
А сидевший рядом со мной дедушка, отправляя очередного карпа в сетчатый мешок, вполголоса, будто самому себе, сказал:
- Не обманул Чехов, не обманул. Сказал - сделал!
Я попытался сосчитать рыболовов на противоположном берегу. Из-за расстояния несколько раз сбивался - плюнул и решил, что шестьдесят с небольшим. Плюс человек пятнадцать вдоль дамбы и, как минимум, семьдесят на этой стороне. Впечатляет!
Ловили все: и настоящие "спецы" своего любимого дела, и откровенные неумехи. Просто - кто чуть чаще, кто немного реже. Честно говоря, трудно назвать это рыбалкой в моем понимании сути тихого интимного таинства, но и примитивной заготовкой рыбы - тоже язык не поворачивается. Привыкшие, что и чиновники, и торгаши лукавят, стараясь обобрать до последней нитки, люди, понимая свою несомненную причастность, "отрывались" по полной программе, как бы собирая законные дивиденды.
И это, несомненно, был праздник! Да, самый настоящий праздник открытия пруда - как интересная альтернатива дорогущим "платникам" и выбитым до последнего лягушонка "ничейным" водоемам.
Душу я насытил сполна часам к восьми утра. Солнце припекло, да и рекомендованный лимит превышать не хотелось. Все-таки в какой-то степени получается, что у себя же и крадешь. И саму рыбу, и надежду на будущую трофейную рыбалку.
Вышел по высокой траве к машине. Смотрю - а на пригорке и полицейский стоит. Все, как положено на массовых мероприятиях. Скучно ему, бедолаге. Вытянул шею и только наблюдает за беспрестанно мелькающими удочками. Кому - отдых, а кому - служба. Ничего не поделаешь!
А мне домой - чистить рыбу и отсыпаться...
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора.