Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Поймал - отпустил. А что дальше? Не лови!

Поймал - отпустил. А что дальше? Не лови!

(личное мнение)

В последнее время пропагандируется ловля по принципу «поймал - отпустил». Мол, и страсть свою рыбацкую «утешил», и запасам обитателей водоемов не навредил. Но так ли это на самом деле?

Ни один хозяйствующий рыбопромышленник на своих прудах, предназначенных для товарного производства, не позволит даже за большие деньги ловить по этому принципу. Хочешь ловить – лови, плати, но рыбеху, пусть даже и сорную красноперку, попавшуюся на снасть, забирай с собой, а коль выпустишь – великий штраф тебе грозит, а как следствие - запрещение на посещение водоема…

А почему? Гуманный, казалось, метод рыбалки, несет за собой много негативных факторов, приводящих к тому, что выпущенная рыба просто погибает от пережитого стресса и израсходованной в борьбе с рыболовом энергией.

Как ни снимай аккуратно с крючка пойманного представителя ихтиофауны, но без травмирования его, ну никак, не обойдешься. Крючком ранятся губы и челюсть, руки рыболова касаются чешуи, лишая ее защитной слизи. И как следствие - болезни: грибковая сапролегния, разъедающая мышечные ткани и покрывающая рыбье тело «пушком», и заражение рачком-карпоедом, что неминуемо приводит к гибели. Ладно, несколько выпущенных экземпляров «окочурится», но они являются разносчиками инфекции и могут заразить целую акваторию. В замкнутых, небольших, водоемах это случается постоянно…

Только в кадрах кинохроники можно увидеть, как рыбинспекторы вынимают из несанкционированных сетей рыбную «бель» и отпускают ее обратно в родную стихию. Настоящие, грамотные спецы никогда так не поступают. Или утилизируют незаконный улов, или, что бывает чаще, отдают его в учреждения, подопечные Управлениям социальной защиты…

Что происходит с попавшейся на крючок немалой по размерам рыбиной? Она начинает сопротивляться. И если это происходит на течении, соответственно и сопротивление более упористое. Начинает расходоваться энергия – аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), ее источник и кладезь, расщепляется до аденозиндифосфорной кислоты (АДФ), а чтобы восстановить потерянный ресурс, нужно время. И не малое. Если перевести с терминов биологических на общедоступный уровень, проведу аналогию. Человек, далекий от спорта, но вынужденный проделать трудоемкую работу или пробежать, допустим, пять километров без передыха, спустя некоторый период, а то и на следующий день, начинает ощущать боль или ломоту в задействованных мышцах. Это и есть пример перехода АТФ в АДФ, и нужно поглотить немало килокалорий, чтобы привести организм к энергетическому балансу. Увы, рыбьему населению того не дано, и от перерасхода жизненных сил оно погибает, снесенное и прибитое к берегу волнами и течением.

…Включишь телевизор, найдешь передачу, посвященную рыбалке, а здесь, что ни заброс спиннинга, то вылов щуки иль судака. И… под менторское нравоучение ведущего, поимцы отпускаются. От этих, казалось бы, миротворческих жестов, на душе начинает свербеть. Ну, хочешь ты испытать поединок с хищником, так не сажай на блесну тройник. Успеешь почувствовать силу хватки, а рыбу-то не изнуришь. А коль оснастил приманку крючком, то будь любезен - оставь добычу себе. Не нуждаешься в ней, так поделись с местным населением, коему порой некогда в полевую страду заниматься рыбной ловлей. На худой случай, оставь на берегу, выдры, норки и пернатые хищники непременно ею поживятся.

Один мой знакомый, заядлый турист и путешественник, во время сплавов по сибирским рекам на катамаранах ловит тайменей и крупных ленков на бескрючкового «мыша». Хватает ему впечатлений и охлаждения азарта от «бескровных» хваток властителей северных рек. А для разнообразия пропитания отлавливает нахлыстом на искусственную мушку хариусов…

Представьте себе охотника, выследившего зайца, но неточно выстрелив и подранив, он забирает ушастого домой. Там подлечивает и отпускает обратно в лес. Идиотизм, скажет даже непосвященный. Тот, кто хочет охотиться, но не убивать, выбирает не ружье, а фотокамеру. И трофей при тебе, да и живое существо не пострадает…

Любой рыбак знает, что пойманная на утренней зорьке рыба, за исключением карася, мелкого карпа и сазана, редко остается в садке живой до полудня. Окуни и судаки «снут» почти сразу. Помнится рыбалка на Нижней Волге в районе Сокрутовки. Глубины приличные, до тридцати метров. Подсечешь леща-трехкилограммовика, вначале ощущаешь сильное сопротивление, а поднимешь его ото дна на десяток метров, как рыбина перестает «кочевряжиться». У поверхности лещ уж совсем вялый - резкое понижение давления разрушает плавательный пузырь. И как, скажите, выпустить его такого на свободу и верную погибель? А поклевки, одна за одной, и здесь уж на совести рыболова, сколь он наметил выудить, блещущих зеркальной чешуей, лещей.

Забывается, порой, само предназначение рыбалки и охоты. С древних времен теми промыслами человек обеспечивал себе пропитание. Сейчас же все сводится к удовлетворению не житейской необходимости, а каких-то лжеспортивных амбиций. Думается мне, что принцип «поймал - отпустил», не что иное, как издевательство, то бишь, садизм по отношению к несчастной рыбехе. Может, в чем и не прав я, так поделись и ты своими мыслями по этому поводу, досужий читатель.

И… напоследок. Недавно ознакомился с фолиантом под названием «Большая энциклопедия рыбалки», изданным на Западе. На одной из фотографий - огромный зеркальный карп необычной двухцветной окраски, проявившейся из-за травмы нервов, отвечающих за цветовой контроль. Произошло же это из-за того, что тридцатикилограммовый исполин неоднократно оказывался на крючке и возвращался на свободу. Вот и еще один негатив в насаждаемой догме «поймал - отпустил»…

Подведя неутешительные итоги, еще раз подчеркну: изловленная рыба, особенно на течении, теряет большую часть накопленной жизненной энергии и впадает в коллапс, а нанесенные крючком повреждения, чешуя и слизь, содранные руками, приводят к целому комплексу заболеваний. Так стоит ли выпускать улов, заранее обрекая его на мученическую гибель?

Юрий Демин, г. Воронеж