Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Повторяя пройденное. Подледный дуэт

Повторяя пройденное. Подледный дуэт

258-4-9-2.jpgДуэт - исполнение... двумя инструментами музыкального произведения.
Словарь иностранных слов. СПб: ООО "Полиграфуслуги", 2005 г.


Февраль заканчивает "пасьянсы" с морозами и снегами, отметился Днем защитников Отечества, и неделей позже, как положено, "сдаст пост" марту, который, по примеру предшественника, не прочь был продлить упражнения со снегом в дни мартовской свободы - около "женского" 8 марта, одного из прошлых лет. Рыболову-подледнику, не забывшему загодя преподнести любимой женщине ветку "мимозы кавказской" и первые тюльпаны, разве что-нибудь может заменить родной лед на Чудском озере, имеется в виду северо-запад Петровской России. Разумеется, нет.

Лед на Чудском за Козловым берегом сообразно времени хранил свою первозданность, присыпанный снегом, и надежную толщину 50 см. Хотя до "последнего" льда перед апрельским распалением, когда плотва, полная изнутри, чуть не выпрыгивает из лунки, еще было ждать и ждать, рыбацкое нетерпение гнало на первую мартовскую рыбалку одну компанию за другой. За Козловым берегом кромка Чудского берега с плохо расчищенной дорогой была забита пазиками (изделиями Павловского автобусного завода) с рыбаками из Гатчины и других славных мест юго-западной округи северо-запада РФ.

Вместительные и по-своему комфортные, львовские автобусы с рыбацким десантом остались в незабываемом прошлом. Вместительные-то вместительные, но проталкивать их по забитой снегом дороге, добираясь до Чудского у истока р. Нарвы, в былые времена хватало жаркой мороки всем в автобусе. Воленс-ноленс рыбакам пришлось осваивать пазики. Конечно, добираться в них до известных мест на Чудском было проще, с меньшим расходом сил. Но и десантников пазик вмещал вдвое меньше, чем ЛАЗ.

Останавливаемся на оставшемся не занятом месте на обочине дороги. Наш координатор - его ник - неформальная кличка Григ (не путать с известным скандинавом Эдвардом из прошлых времен). Если ник "раскодировать", то он предстает как Григорий Васильевич, прокаленный отставник, "знавший, что такое риск при испытании специзделий". Услышав такое выражение, не следует вздрагивать. Оно читается достаточно спокойно, если под "специзделием" понимать ни нечто с тротиловым эквивалентом, а всего лишь тару с водкой, по определению "паленой".

Григ дает вводную: "Для всех! Автобус остается на берегу. В 16.00 всем сидеть в нем. Едем на базу. Завтра выезжаем затемно на это же место. Вопросы есть? Вопросов нет! Все свободны!"

"Десант" вываливается на Чудской лед, на уже намятую тропу, уводящую в просторы озера в юго-западном направлении. Происходит "расслоение" компании: на "стайеров" - их задача (алгоритм действия) охватить ("оббежать") даже едва видимые, на максимальном удалении от берега, группы рыбаков, сидящих над лунками, обловить их, свершив цезарское: veni, vidi, vici (пришел, увидел, победил); на невозмутимых флегматиков, которые сосредоточенно, без "беготни" стайеров, "осваивают" ареал доступных групп рыбаков, в часовой ходьбе от берега и, наконец, "отстой", среди которого рыбаки разной душевной конституции. Например, такие, как вольные художники, трудно предсказуемые. Им за милую душу, оказавшись на льду, ближе к полудню запустить "реактор" - котелок на сухом горючем, чтобы сварить горячий суп или "оживить" в кипятке для горяченького, которого так хочется на ветру и холоду, вареную картошку, взятую из дома.

Мой масштаб скромнее, чем у продвинутых. Наверное, если бы "отстой" как таковой воспринимался менее уничижительно, мое место было в нем. Получаса "живого" времени, чтобы размяться ходьбой, попутно делая тестовые лунки с шагом в 5 м и опробуя их мормышкой, мне было достаточно. Место мне было знакомое по прежним выездам. Ждать рыбацких откровений в эту весеннюю премьеру не приходилось. Донный рельеф подо льдом был довольно однообразный. Песок. Профили глубин не имели точек перегиба, демонстрировали лишь плавное нарастание глубины.

Если вспомнить о К.С. Станиславском, то в этой весенней премьере была у меня сверхзадача. Мне хотелось опробовать "конверт", сотворенный перед поездкой.

Отрезается 120 см рукава двухметровой ширины из полиэтиленовой пленки толстой, не тоньше 150 микрон. Срез сшивается, и вы получаете легкое убежище для рыболова-зимника. Для того чтобы им воспользоваться, "конверт" одним концом набрасывается на ледобур, воткнутый за лункой (двумя лунками), а второй, прикрывающий спину, прижимается пятой точкой к крышке рыбацкого ящика, на котором сидят. Но это только часть того, что мне хотелось опробовать.

В моем рыбацком ящике лежало коротенькое удилище с серебряной блесенкой, с леской 0,2 мм на проводочной катушке. Провоцирующие (подманивающие) свойства блесенки мне хотелось проверить в дуэте с мормышкой. Мне казалось, что тандем, работающий в старт-стопном режиме, уменьшит паузы бесклевья на мормышку. Особенно, когда рыба равномерно, неплотно распределена в придонье водоема. На это я и употребил свои силы и этот выход на лед. Итог: "конверт" надежно защитил (прикрыл) меня от ветра, а блесенка, подманивающая любопытствующих окуней - полосатых подростков (по-местному - "матросов"), обеспечила в смежной лунке эффективную работу мормышки с мотылем.

День кончался. Под вечер авторитет Грига возрастает неимоверно. С задержкой всего лишь на полчаса компания вся в сборе, в автобусе. Не так, как в позапрошлый год, когда двое "десантников", расставляя донки с ершами на налимов, увлеклись настолько, что им пришлось собственными ногами измерить немалое количество километров до базы, допоздна маршируя под луной и размышляя (по предположению), что точность хороша не только для королей.

Итог итогов: с дополнением от укороченной сессии на льду следующего дня (до двух часов пополудни) в моем ящике набралось больше 3 кг некрупных окуней, которые чуть подсоленные и запеченные в чешуе на противне, в Гатчине заслужили добрую оценку друзей, ценителей рыбы под пиво.

Юрий Миронов, г. Гатчина Ленинградской обл.
Рис. автора