Поводковые производные
Александр Андреев
Едва ли кто-то из нижегородских рыболовов не знаком с «народной» оснасткой под названием «отводной поводок». Наверняка почти все о ней слышали, а некоторые еще и активно применяют. Лично я отводной практикую нечасто. В силу некой неуклюжести конструкции отводного поводка предпочтение чаще отдаю классическому джигу либо воблерам. Однако были в моей практике ситуации, когда «народная» оснастка не просто помогала уйти от нуля, а в буквальном смысле делала всю рыбалку.
Для начала давайте вспомним, что же из себя представляет эта оснастка. В классическом понимании отводной поводок – это отрезок лески длиной около метра или немного больше, на конце которого привязана приманка. Причем совершенно необязательно, чтобы это был твистер, виброхвост или какой-то другой силикон. В роли приманки с таким же успехом может выступать небольшая блесна или воблер. Сам поводок крепится к боковой петельке тройного вертлюжка, а к другой петле вяжется отрезок флюорокарбона или лески длиной 20–25 см и груз – «банан» с впаянным вертлюжком. К слову, тройной вертлюжок не является чем-то обязательным, а иногда бывает и вовсе нежелательным элементом оснастки. Конечно, его применение значительно упрощает монтаж и уменьшает количество перехлестов, но, на мой взгляд, использование дополнительных промежуточных звеньев лишь огрубляет снасть. Тут, наверное, все зависит от личных предпочтений и привычки, кроме указанного способа крепления поводка и груза есть и другие варианты, например «скользящий монтаж», когда поводок свободно скользит между двумя ограничителями.
Так в чем же секрет популярности отводного поводка? Можно выделить следующие преимущества: возможность забросить небольшую приманку на значительное расстояние, провести ее в тех условиях, где любой другой монтаж просто неприменим. Кроме того, во время проводки груз, касаясь дна, поднимает привлекательные для рыбы облачка мути, а идущая следом за грузом приманка становится объектом атаки хищника.
Но есть и ряд недостатков, главный из которых, на мой взгляд, – громоздкость. Этот недостаток проявляется во время заброса. Применение длинного (от 2,5 м) удилища существенно упрощает данную задачу. Еще один недостаток, который проявляется часто на каменистом дне или в местах с большим количеством донного мусора, – это застревание груза. То под коряжкой застрянет, то между камней заклинит… Расход грузов при ловле в хламных местах бывает довольно существенным.
Кроме привычных «банана» и обычного каплевидного груза неплохо подходит для данного вида ловли и груз «тирольская палочка» с впаянным вертлюгом – некоторые наши рыболовы делают такие груза самостоятельно, уменьшая финансовые потери. Я ловлю на отводной не так уж часто, поэтому приучил себя мириться с неизбежными потерями. Мне лично больше нравится груз «банан».
Важным условием успешной рыбалки будет правильная анимация приманки. Можно неспешно волочить груз по дну, выполнять длинные плавные потяжки или делать короткие частые подбросы. Эксперименты в данном случае только приветствуются, а рыба подскажет, что ей больше «по душе».
Приведу пример, когда применение поводковой оснастки спасло рыбалку. В конце сентября я выехал с джигом на Суру. Предполагалась ловля вдоль берегового свала с обилием упавших в воду деревьев и коряг. К моменту моего прибытия точка уже тщательно обстреливалась рыболовами, приехавшими раньше меня. Как выяснилось позднее, хорошего результата никому достичь не удалось. Мне же, дабы не создавать «толпу» и не мешать коллегам по увлечению, пришлось подняться чуть выше желаемого места и встать на пятиметровой глубине – у входа в яму. Двадцатиминутное выволакивание приманки с глубины на более мелководный участок кроме нескольких “мертвых” зацепов результата не принесло, и мне вновь пришлось сместиться. Буквально в паре десятков метров выше меня оказался еще один резкий свал с полутораметровой глубины до 3–4 м. Он начинался сразу после протяженного мелководного переката вдоль левого берега, где река завершает очередной поворот. Переставив лодку поближе к этому свалу, я начал обстреливать мелководный участок.
На меляке ступенька не получается, веду приманку волочением. Четко ощущаю стук грузика о ракушечник, затем происходит затяжная пауза, свидетельствующая о том, что свал все-таки найден. Во время очередной проводки ощущаю поклевку. Вынимаю окуня граммов на 250 на «мясистый» твистер Chunk tail от от Lucky John. Поклевки продолжаются, но реализация оставляет желать лучшего. Сомнений нет, на заросшем ракушкой меляке стоит окунь, но моя приманка ему не по зубам. Полосатому явно нужна приманка поменьше. Однако двухдюймовый твистер с соответствующим крючком на головке в 16 граммов будет выглядеть неуклюже, а груз поменьше – не справится с течением. Тут-то и пришла идея соорудить некое подобие отводного поводка. Подобие – поскольку ни тройного вертлюжка, ни соответствующих грузиков с собой у меня не оказалось, поэтому пришлось импровизировать.
В двадцати сантиметрах выше своей приманки я сделал петлю из шнура. К этой петле прикрепил метровый отрезок лески сечением 0,14 мм с небольшим офсетным крючком и твистером Curly Grab 2” от Bait Breathe. К забросу долго приспосабливаться не пришлось. Благодаря длине удилища 2, 5 метра мне удавалось отправлять приманку точно в назначенное место. Будь удилище немного короче, выполнить заброс было бы не так-то просто. Джиг коснулся дна, я, слегка подергивая удилищем, повел приманку. Груз, волочась по дну, стучит о ракушки – и тут же следует поклевка! Очередной упитанный окунь сел на небольшой твистерок. С этого момента стало интереснее. Буквально на каждом втором забросе на крючок садился окунь от 150 до 350 граммов. В какой-то момент, когда приманка, пройдя заветную бровку, начала падать, получаю приятный удар и тяжесть сопротивляющейся рыбы. Спустя несколько секунд выматываю обрывок плетни – скорее всего, схулиганила щука, покусившись на более объемную приманку из двух.
Вяжу новый монтаж и продолжаю ловлю. Окунь продолжает исправно радовать поклевками. Очередная проводка, когда приманка нетронутой минует свал – и вновь уверенный удар и приятное сопротивление. На сей раз небольшая, но приятная щучка соблазнилась красным червеобразным твистером Ballist от Lucky John на офсетнике с чебурашкой. В голове возникает мысль, что на меляке у входа на яму обосновался окунь, а под свалом несет свое дежурство щука. После поимки еще нескольких полосатиков на меляке моя теория обретает подтверждение в виде очередной щучки. Правда, на этот раз пятнистая соблазнилась приманкой на отводном. Затем, спустя некоторое время, с этого же места поднимаю небольшого судачка – тоже клюнул на отводной. А спустя еще несколько минут кто-то очень хорошо придавил приманку, но речной монстр предпочел остаться неизвестным.
Тем временем несколько рыболовов потихоньку начали «обуривать» меня, выставляя свои лодки рядом с моей. Кульминацией рыбалки и одновременно точкой ее завершения стало абсолютно бесстыдное катание троллингом именно по тому месту, куда я делал заброс. Совершенно непонятно, что незадачливые троллингисты пытались поймать на глубине в полтора метра диповыми воблерами. К счастью, я уже успел «отвести душу».
По дороге домой я осмысливал прошедшую рыбалку. Конечно, моя оснастка имела ряд недостатков: как технических, так и эстетических. С технической точки зрения, основные недостатки крылись в регулярном перекручивании поводка, что легко могло бы исправиться обычным качественным вертлюгом либо применением скользящего монтажа. Кроме того, немного напрягали частые перехлесты поводка и джига. Ну, с этим, пожалуй, придется просто смириться, либо заменить джиг хотя бы на груз «банан». В результате мы получим оснастку отводной поводок в классическом ее варианте.
Теперь об эстетике. Лично мне не очень симпатична идея применения сразу двух и более приманок. Зато в сложной ситуации такая оснастка не только помогла уйти от нуля, но и понять: где именно и какая рыба держится. Ну, а после такой разведки всегда можно перестроиться либо чисто на отводной, либо на классический джиг. В общем, с того дня дежурные десяток вертлюжков и несколько грузил надежно прописались в моей джиговой коробке.
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 4(57), 2016 г.