Последняя зимняя
Природу не обманешь. Как не ярилась зима, как она не продолжает морозами цепляться за остатки своего холодного величия, но солнышко, ласково упираясь своими лучами в снежную белизну, превращает колючие снежинки в талую воду.
Вот уже и снег набухает, становится бурым, грязным, из-под него вырываются на свободу ручейки - мутные, слабые. Скатываясь по неровностям почвы, они сплетаются, становятся более крепкими, мощными, набирают силу и звук. И добираются до ближайшей речки. Речка подо льдом - весенним, толстым льдом, но уже и под ним ток воды становится бурным, кое-где прорывается вода из-подо льда, идет поверху.
Само по себе это зрелище красиво. С детства люблю, да, наверное, и не только я, помогать весенним ручьям выбраться из снежного плена. Еще бы не помогать - иначе весь двор затопит, а будущий летний газон превратится в непролазную грязь.
Мне помогает сын. Лопатами мы пробиваем в снегу канавки от образовавшихся во дворе луж, по ним тут же устремляется вода. Соорудив несколько ручейков, мы сводим их в один большой, а дальше... дальше вода уходит вниз, под сугробы вдоль дороги. Нам не видно, но я знаю, что под снегом вода уже пробила себе ледяное русло до самой речки, нашей деревенской речки, название которой в аккурат соответствует весенней теме. Речка называется Шуга. Я точно не знаю, как правильно ставить ударение в этом названии. Местные старожилы по-разному произносят слово, но знаю точно, что если ударение ставить на последнем слоге, то это означает смесь обломков льда и обледеневшего снега, которую несет речка при ледоходе.
Так что весна во всем, даже в названии речки, на которой стоит наше село. И весна наступает, а это означает только одно - пора на последний лед. Осталось только определить, куда стоит поехать в этом году. На самые любимые места в Астраханскую пойму еще рано, так что, подумав, решили осчастливить ближайшую местность. Есть тут у нас неподалеку город Кольчугино, мне иногда приходится по работе там бывать. Протекает там приток Клязьмы, Пекша, а на въезде в город устроена плотина и, соответственно, водохранилище. Последние две недели, как никогда много народу на водохранилище собирается. Плотно так сидит народ, упорно. Вот и решили мы с дружищем Романом навестить Пекшу, поскольку, хоть и рядом проживаем, но не довелось ни разу здесь побывать.
Сказано - сделано. Нам на рыбалку собраться - только подпоясаться. Ну, если только еще бур да ящик рыбацкий. И вот мы на льду.
Народу масса, сидят кучками на всей территории водохранилища. Водоем незнакомый, потому сразу определиться трудно. Роман подошел к вопросу как всегда основательно, поговорив с местными, определился сидеть на подлещика. Он прикормил лунки, приготовил снасти.
Традиционно принято считать, что подлещика зимой ловить необходимо на поплавок. Схема этой несложной конструкции известна всем, так что описывать ее нет смысла. Но Рома ловил подлещика на обыкновенный удильник с кивком. Разве что вместо мормышки вязал пару крючков на поводках, обеспечивая погружаемость снасти дробинкой груза, небольшой, поскольку течения на водоеме не наблюдалось. Поводки обычно вязались и сверху, над грузиком, и снизу, после грузила, с таким расчетом, чтобы лежал крючок на дне, а кивок регулировался таким образом, чтобы обеспечить максимальную чувствительность.
Я же спешить не стал и минут десять просто посидел рядом с Романом, внимательно приглядываясь к окружающему нас рыбацкому базару. Увы, но особой оживленности не наблюдалось. Решив для себя, что выводы пока делать рано, поскольку рыбалка на подлещика спешки не выносит, я решил с подлещиком все же подождать и отправился поближе к берегу, к редким зарослям камыша. Там, по моему глубокому убеждению, должен был ловиться мой любимый окунь.
Толщина льда поразила. Благо, что у меня бур раздвигается, а то бы не хватило длины, ручка уже упиралась в снег. Одна лунку, вторая, пятая - нет поклевок! То есть совсем нет, даже намека. Однако!
Мое самолюбие было уязвлено. Уж очень обидно было уезжать с водоема не солоно хлебавши. Прошелся по рыбакам, поспрашивал.
Практически все сидели не у дел. Впрочем, нет, у очередной группы рыбаков, которые уже "грелись" сорокоградусной, несмотря на теплую погоду, улов присутствовал в виде двух двадцатиграммовых плотвичек. Да, негусто, но хоть что-то. И это еще больше раззадорило меня.
Я перешел на противоположный берег, присмотрелся к береговой линии. Понравилось одно местечко неподалеку от зарослей камыша. Засверлил сразу три лунки, тщательно очистил их от снега и льда, затем занялся удочкой. Благо, есть привычка брать с собой запасные шпули с леской, достал леску заветную, купленную по случае в Германии, два ноля восемь. Леска, не в пример китайским, размеру соответствовала, была тончайшей и крепкой. Подобрал мормышку, миниатюрную "капельку" из вольфрама, матово-белую. День был пасмурный, что и определило цвет мормышки. На крючке так же матово поблескивала перламутровая бусинка, к ней подсадил рубинового мотылька. И стал пробовать подразнить рыбу.
Проводку пробовал разную: плавную, размеренную, рваную, резкую. Менял амплитуду движений. В общем, пробовал весь свой арсенал.
Первая, еще неуверенная, поклевка последовала совершенно неожиданно: не при проводке, а, напротив, при опускании мормышки на дно. Она была настолько неожиданной, что я поклевку прозевал. Да и как тут было не прозевать, когда при планировании мормышки кивок замер, затем слегка дрогнул. Когда я собрался подсечь, было поздно: рыба сорвала мотыля, и только. Не вопрос, подсадим свеженького.
Теперь поклевка не застала врасплох, более того, я ее спровоцировал, сознательно плавно опуская мормышку. Поклевка была слабой, рыба явно была вялой, несмотря на сезон совершенно нетипичной для последнего льда. Сильно затрудняюсь определить, чем вызвано подобное нежелание активности, поскольку, как известно, клев - дело непредсказуемое. Можно, конечно, сослаться на погодные условия, тем более что и впрямь погода преподносит сюрприз за сюрпризом, но это слишком банально. Так что меньше буду задумываться над этими проблемами. Тем более что от нуля все же ушел.
Пойманный окунь был небольшим, чуть поболе ладошки, но был дорог тем, что я своего добился и в честной борьбе одержал победу над рыбьим племенем. К тому же он был не одинок. К тому времени, когда Роман от бесклевья озверел окончательно и ушел с водоема, предварительно отзвонившись мне, я поймал еще с десяток окунишек, а на одной из лунок даже плотвичка с мизинчик соблазнилась на наживку из мотыля и опарыша. В общем, "пропуск" домой для любимой кошки Машки и ее котенка Григория я заработал.
Владимир Сорокин, Владимирская обл.
Фото автора