Последняя гастроль примы “балета на воде”
Впервые с Керженцем, впадающем в Волгу у знаменитого Макарьевского монастыря, я встретился летом 1969 г., отдыхая в деревне Бараниха Семеновского района. Красавица река, то стремительно несущаяся между крутыми берегами, заросшими дремучими лесами, то лениво и вальяжно разливающаяся на золотистых песчаных плесах, с первой же встречи крепко приворожила меня к себе. Уже в течение четырех десятков лет я, при возможности, возвращаюсь к ее берегам. Наше последнее краткосрочное свидание состоялось летом 2008 года.
До поездки на Креженец я рыбалкой практически не занимался, если не считать обычного для мальчишек увлечения во время учебы в младших классах школы.
Кажется, я приехал в деревню с простенькой удочкой - не помню. Запомнилось другое: река была богата рыбой. При небольшой глубине реки и песчаном дне рыба была хорошо видна с наплавного моста. Местные мальчишки, ныряя с обычными столовыми вилками, вытаскивали крупных язей из укрытий.
Однажды я ловил рыбу удочкой. Веселые полосатые окунишки выстраивались в очередь за червяком-кривлякой на крючке. Когда попалась небольшая “бель”, мне пришла мысль оставить ее на крючке удочки в надежде на подход окуня покрупнее.
Хищник не заставил себя долго ждать. Только это был не окунь. В двух-трех метрах от берега наживку схватила щука. Разворачиваясь на мелководье, пятнистая хищница блеснула своей красой! Ее длина составляла не менее полуметра…
Какое-то время я находился в шоке. Наверное, именно тогда у меня впервые появилось неодолимое желание хотя бы хорошенько разглядеть обидчицу и обязательно взвесить ее! А потом пусть уходит в свою стихию…
И спустя годы на разных водоемах это желание, дополненное запоздалым сожалением: “ведь хотел же поставить леску потолще!”, возникает всегда, когда рыба выходит победительницей в схватке со мной.
Когда “охи-ахи” улеглись, я пришел к мысли о необходимости освоения приемов ловли щук. Первым орудием в этом направлении я выбрал спиннинг. Купил одноручное стеклопластиковое удилище и катушку “Невская”.
Леску выбирать практически не приходилось: в магазинах была только отечественная леска диаметром 0,5 мм. Продавалась она в мотках по 100 метров.
Тогда же я серьезно взялся за теоретическую подготовку. Моей первой настольной книгой по рыболовству стало 1-е издание очень хорошей книги Волго-Вятского издательства - “Удачливый рыболов”. (Впоследствии я досконально изучил очень много литературы по рыбной ловле, включая известные труды Л.П. Сабанеева. Но я не смог найти в книгах ответы на некоторые вопросы, возникающие у начинающих рыболовов.)
Мое освоение спиннинга началось с того, что я намотал на катушку всю купленную леску - все сто метров! Теплым летним вечером я со спиннингом вышел на свое первое “боевое” дежурство. Ширина реки в месте моей первой охоты вряд ли достигала 30 метров. Выбранное мною тихое место позволяло укрыться от насмешливых взглядов случайных свидетелей моего “мастерства”: “Э-эх! Раззудись, плечо! Размахнись рука! Мы начинаем!”.
При первом забросе блесна шлепнулась в воду рядом с концом удилища. А еще после нескольких бросков я был награжден такой “бородой” из лески, какую мне больше не приходилось видеть за все годы увлечения спиннингом. Белоснежная “борода” из всех ста метров лески! Чудное зрелище!
На следующей день однообразный отдых жены и дочки на пляже я дополнил увлекательным аттракционом на пустыре посреди деревни под названием: “моно-леска из моно-“бороды”.
Оставив на катушке треть лески, я следующим вечером продолжил освоение нового для меня вида рыбалки. Мои усилия увенчались успехом: первый из пойманных мною на спиннинг щуренок-“карандаш” был только вдвое длиннее блесны и весил всего 90 граммов.
Вдохновленный успехом, я, придя в избу, всю короткую летнюю ночь штудировал книгу, изучая повадки щук и метод их ловли. Словно чья-то добрая воля направляла мое обучение… В ту ночь я впервые с удивлением узнал, что пойманная на спиннинг щука может “танцевать” на хвосте. Тогда же хорошо запомнил совет автора: резко ослабить леску! И его же печальное резюме: как правило, в момент “танца” щука сходит с крюка.
Теоретически подкованный, я с первыми лучами солнца был на реке. На сей раз я вышел к старому руслу Керженца - тихой заводи шириной всего-то метров пятнадцать.
Я ловил с низменного левого берега. Правый берег возвышался над водой метра на два. На нем напротив меня рос огромный куст, ветви которого склонялись до воды. Тень от куста лежала на воде большим темным пятном.
Первый заброс блесны я сделал в нескольких метрах от куста выше по течению реки. И как только блесна ударилась о воду, произошло что-то неожиданное, чего я не могу понять до сих пор. Под кустом в воде раздался громкий всплеск, словно в воду сбросили что-то очень объемное и тяжелое.
При небольшой ширине реки куст практически всегда находился в поле моего зрения. Ничего “выступающего” над поверхностью воды я не заметил. Но и всплеск не был иллюзией: из-под куста пошли высокие волны, докатившиеся до моих ног и распространявшиеся далеко вдоль реки.
Прежнее спокойствие на воде установилось только спустя некоторое время. Мое предположение о причине всплеска сводится к следующему. Возможно, ударом блесны о воду я “разбудил” и спугнул огромную рыбу, отдыхавшую в тени куста. (Замечу, что в те годы крупные - килограммов двадцать и более - сомы еще попадались в Керженце! Недалеко от деревни находилось место, прозванное местными жителями “Сомовьей ямой”.) Другой причиной громкого всплеска могла быть крупная выдра, находившаяся в воде под кустом.
Сразу после всплеска я сделал несколько забросов блесны, наивно надеясь на хватку возмутителя спокойствия. Увы…
Когда вода окончательно успокоилась, я стал облавливать места вблизи водорослей. Почувствовав при очередном забросе блесны хватки рыбы, сделал подсечку.
Из воды выпрыгнула щука. Бесконечно виляя их стороны в сторону, то выпрыгивая из воды, то погружаясь в глубину, хищница пыталась освободиться от крючка. И вдруг я увидел то, чего никак не ожидал увидеть: щука почти полностью вертикально поднялась над водой и “плясала” на хвсте, тряся раскрытой пастью! Щука была близко от меня, и все ее “фокусы” я видел отлично, словно в замедленной киносъемке. “Балерина” меня поразила!
Возможно, если бы я перед выходом на реку не прочитал о подобных проделках щук, я бы замер от удивления и наверняка упустил бы добычу. Но я был вооружен знаниями! А “знания - сила”.
В мгновение ока я вспомнил рекомендацию автора: ослабить натяжение лески! Но в тот же короткий миг я успел проанализировать ситуацию и решил: я пойду “своим путем”. Резко пригнув конец удилища к земле, я сделал новую подсечку. Последняя гастроль примы “балета на воде” подошла к концу под мои неслышные аплодисменты.
Весила “балерина” 1050 граммов. 90 граммов и 1050 граммов - таковы первые результаты моего дебюта в новом для меня виде ловли рыбы с помощью спиннинга.
Потом были другие успехи со спиннингом и другие приключения на рыбалке. Была еще одна встреча с “балериной” - на реке Оке. Весила она всего 600 граммов и годилась в дочки креженской приме. На “сцене” отличалась резвостью и суетливостью, в отличие от грациозности ветерана “балета на воде”.
Хотите верьте, хотите - нет!
Виктор Пантелеев, г. Дзержинск Нижегородской обл.