Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Последний день лета

Последний день лета

152-12-1.jpgЧеловек всегда живет в мечте. Очень часто в жизни бывает одна глобальная мечта, к которой стремишься всю жизнь, и случается, что не достигаешь ее. Мечта так и остается мечтой. А бывают совсем незначительные для жизни желания, к которым тоже стремишься, и которые со временем свершаются и радуют.

Завелось года два назад желание: задумал я купить себе GPS-навигатор, но все как-то не получалось. Наконец свершилось, сын из отпуска привез мне желаемый приборчик.

Тут же, не откладывая в долгий ящик, решил я со своими друзьями опробовать его в деле. Подошли выходные, и мы отправились на Караузяк. И хотя в данном месте были давно, попали к реке, не плутая в степи, а путь занесли в навигатор.

Так как ехали на ночь - не торопились, и прибыли на место к трем часам пополудни.

Погода стоит отменная. Приближается осень, дневная температура уже упала до +30-33ОС. Не жарко и не холодно. На голубом безоблачном небе светит солнышко, дует легкий бриз. Чувствуешь себя комфортно. А что еще нужно увлеченному рыбалкой человеку?

На реке тоже чувствуются изменения. Уровень воды ощутимо поднялся, усилилась скорость течения. Похоже, стали сбрасывать воду с каналов. Ширина реки в данном месте до 50 м. На противоположном берегу пожелтели метелки тростника, да и сам он из ярко-зеленого сильно потемнел, побурел и приобрел грязно-зеленый цвет. За рекой, метрах в двухстах, раскинулось большое озеро Таскын, на котором все лето подрастали птенцы водоплавающих птиц. Сейчас они поднялись на крыло и кружат над озером клиньями. Как утки, так и гуси. Охота еще запрещена, и они пока не опасаются человека, летая прямо над нами, тренируясь, набираясь сил и опыта перед дальним перелетом.

Мы, тоже не задерживаясь, спешим к воде. Втроем оккупируем длинный песчаный плес. Уже в двух метрах от берега начинается пологий свал на глубину, уходящий к противоположному берегу.

Володя раздевается и лезет в воду за ракушкой. Вскоре два десятка перловиц и беззубок лежат на берегу.

Начинаем разворачиваться. Вначале достаю две полудонки и поплавочную удочку. Наживляю крючки червями и забрасываю. Оснастка удочки отправляется в начало свала на глубину 2,5 м, а полудонки улетают под противоположный берег, где глубина составляет метров пять. Течение сносит грузило с крючком, и леска образовывает угол в 40-45 градусов по отношению к удилищу.

Леша Хворов располагается влево от меня, а Володя Варлашин занимает правую сторону.

Уже буквально через пару минут первую плотвичку вытаскивает Алексей. Вскоре и у меня зашевелился поплавок. Подсекаю - и на крючке забилась густерка.  Перезабрасываю удочку и тут же режу улов на "резку", наживляю крючки донок и выставляю три спиннинга.

Рыбалка началась. Я бы не сказал, что клев был, "как на Черных камнях", но мелкая рыба нам скучать не давала. Постоянно подергивались кончики удилищ полудонок. Подсечки редко приносили добычу, а если и приносили, то рыба была чуть покрупнее, чем ловилась у берега на удочку. А все это было, из-за крючков, рассчитанных на более крупную рыбу, точнее - на сазанов. И получалось, что рыба не ловилась, но с удовольствием  и безнаказанно питалась моими червями. Крючки возвращались без насадки.

Попробовал ловить на кукурузу, насаживал от 3 до 5 зернышек, но ситуация не изменилась. Пришлось на крючки полудонок насадить мясо ракушек. Поклевки заметно стали реже. Мелочь все также пыталась дергать за насадку, но ей она была не по "зубам", так как крепко держалась на крючке.

Минут через 40 у Хворова случилась первая настоящая поклевка с треском "Невской" катушки. Он вскочил со стульчика, резко подсек, и стало видно, что Алексей тащит совсем не 200-граммовую густерку. Удилище, сгибаясь, отрабатывало рывки рыбы. Это был первый килограммовый сазанчик.

152-12-2.jpgНе успели мы его поздравить с первой достойной рыбкой, как и у меня дважды дзынькнул колокольчик на одной из донок. Теперь уже я кидаюсь к спиннингу. Подбегаю. Колокольчик молчит. Я тоже замер, жду.

"Неужели рыба не взяла насадку? А, может быть, накололась о крючок и выплюнула кусок "резки"?" - шевелятся мысли в голове.

Но нет, вот леска медленно, но стала натягиваться, кончик удилища сгибается. Я подхватываю удилище, делаю размашистую подсечку и начинаю крутить ручку катушки. Вначале никакого сопротивления. Успел подумать о том, что рыба все же не зацепилась, как кто-то там в глубине уперся и попытался уйти в сторону. Я не дал и, постепенно выкачивая удилищем, вытащил на берег ощетинившегося своими колючками судака (взвесил дома - 1,8 кг). Как-то сразу стало веселее.

До вечера у меня случились еще две нереализованных поклевки. Лешка тоже не скучал, вытащил еще одного сазанчика, правда, поменьше первого. На донки он вытащил пару жерешков.

Солнце зависло над горизонтом, пробиваясь последними лучами сквозь низкорослый кустарник. Запищали первые комарики. Ветерок совсем стих. Где-то за четырехметровым тростником противоположного берега, устраиваясь на ночлег, крякали утки, в степи недалеко от нас перетявкивались корсаки.

Мы же, оставив удочки, отправились устраиваться на ночевку. Когда на темном небе зажглись яркие, сочные, пульсирующие белым безжизненным светом звезды, мы уселись за стол. Под уху да под "беленькую" пошли разговоры за жизнь, полились воспоминания о совсем еще близких и давно канувших в лету событиях. Мечтали мы и о будущем, так как, надеемся, в следующем году жизнь у всех нас круто должна измениться.

На яркий свет фонаря к нам на стол пожаловали 4 медведки, которые вскоре отправились на крючки удочек.

В ночной тишине редко, но все же позвякивали колокольчики на удилищах, и тогда мы вскакивали и торопились к снастям. Так, на медведку у меня попался килограммовый сомик, а мясо беззубки пришлось по вкусу полукилограммовому подлещику. Хворов вытащил 800-граммового сазанчика. А вот у Володи удочки молчали.

К полуночи, когда лето сдавало свои полномочия пришедшей осени, на реке все стихло. Еще немного посидев у костра, попив чаю, отправляемся в палатку спать.

Уже под самое утро звякнул колокольчик в стороне удочек Хворова. Я бросился туда. В свете налобного фонарика вижу, как дергается удилище. Попался мелкий сазанчик. Минут через 15 сработала соседняя удочка - и еще сазанчик, поболее предыдущего, отправился в садок.

От нечего делать проверяю свои снасти. На донках резка осталась нетронутой, а вот на полудонке кто-то отъел живот у медведки. Меняю остатки насекомого на пучок червей.

Время - 6 часов утра, а еще темно. Только минут через 20 постепенно, как бы нехотя, на востоке посерел, а вскорести начал бледнеть горизонт. На противоположном берегу из ночной мглы проявилась стена темного тростника, расплывчатой широкой лентой выразилась река. Стало светать.

Закопошились друзья. Когда они вылезли из своих "берлог", чайник закипел, и свежезаваренный чай ждал на столе.

С рассветом зазвенели комары, но взошедшее и пригревшее солнце их быстро разогнало.152-12-3.jpg

Как такового, утреннего клева мы так и не дождались. Поклевывала все та же мелочь, а вот серьезной рыбы не было. Правда, на донку мне попался еще один судачок в районе килограмма весом. А Хворов выудил тройку сазанчиков, но это были не "поросята", которые чмокая, как настоящие свиньи, копались в корневищах тростника противоположного берега.

Только к окончанию рыбалки я понял, в чем допустил оплошность. И на это меня натолкнуло чмокание сазанов. Вся крупная рыба паслась и стояла у самого обрывистого противоположного берега. При забросе снасти грузило с поводком, пока оно опускалось на дно, подхваченное течением, относилось как минимум на 2-3 метра, а, может быть, и больше от берега, где наживку трепала мелочь.

Ради эксперимента решаю поставить на одну полудонку вместо 50-граммового грузика 120-граммовую "ложку". Заброс. Груз приводнился у самого берега, ушел на глубину и там остался. Леска натянулась перпендикулярно реке.

В начале десятого стали собираться в обратный путь. Собрал донки, убрал удочку, взялся за полудонку, и в этот миг кончик удилища резко поклонился воде, да так что комель удилища подпрыгнул вверх. Хватаю его в руки и дергаю удилище на себя. Оно согнулось в дугу, леска пошла резать воду. Затрещал тормоз катушки, сдавая леску. Через минуту на берегу бился 1,5-килограммовый сазан. Получается, что я не обманулся в своих сомнениях, вот только поздно переделал снасть. И все же хорошим получилось завершение рыбалки.

Через час мы ехали домой, отслеживая путь по навигатору. Проверяя его работу и пытаясь его обмануть, пару раз съехали с пути в сторону, но он четко "говорил", что мы не совсем умные люди и едем не туда. Да и мы поняли, что с данным помощником теперь в степи плутать не будем.

Вот так прошли последний день и ночь ушедшего лета, о котором остается только вспоминать.

Геннадий Побожий г. Байконур

Фото автора