Полмесяца счастья
Нет, не подумайте плохого - я не изменил своему рыбацкому племени. Но по какому-то стечению обстоятельств по приезду сюда я, первые два дня жадно накинувшись на рыбалку, вдруг понял, что впереди еще уйма времени - целых две недели, что незачем торопиться и можно не спеша осмотреться и даже просто наслаждаться всем, что давала эта река помимо рыбалки. Потому, отловив утреннюю зорьку и добыв полтора десятка отборных окуней и три неплохих экземпляра щучки-травянки, я не поспешил сразу в лагерь. Улов едва слышно плескался в садке за бортом лодки, а я, разомлев от ласкового еще утреннего солнышка, лежал и загорал.
Лодка так уютно покачивалась, вода так усыпляюще плескала о борта, что трудно было удержаться. Глаза как-то сами собой закрылись, и я задремал, благо, что встал очень рано - часа в четыре утра, и помахать спиннингом тоже пришлось немало.
Летом в эту жаркую пору заготовкой рыбы заниматься не приходилось, поэтому из улова брали только то, что могли съесть. Так что улов, что плескался в садке, был лишь малой частью того, что было на самом деле поймано, мелочь я всю отпускал - пусть подрастает. А поскольку рыба ловилась лишь в густых прибрежных зарослях водорослей, то потрудиться мне пришлось с утра неслабо, да и пара блесен осталась в тех самых водорослях.
Задремал я крепко, и снилась мне, конечно же, рыбалка и тот самый сом, что вчера уже потемну вытащил на донку, заряженную лягушкой, Михаил, самый заядлый сомятник в нашей команде. Сом был, как меня уверяли, небольшой, всего-то шесть килограммов, но я "таку чуду" живьем видел впервые, и теперь мне снилось, что я героически тащу из реки сома еще больших размеров, сом сопротивляется, тащить его трудно, мне жарко... Жарко!
Просыпаюсь весь в поту. Солнышко из ласкового утреннего превратилось в дневное - жаркое и злое. Это сколько же я проспал? Так и обгореть недолго. Недолго думая, прямо из лодки вываливаюсь в реку и минут двадцать бездумно плаваю, постепенно остывая и наслаждаясь прохладой. Затем забираюсь в лодку, снимаю ее с якорей, завожу мотор и плыву в лагерь, предвкушая триумф победителя - на обеденную уху и жареху улова должно хватить.
Меня действительно встречают криками "ура!" и "браво!", когда я, подплывая, гордо демонстрирую садок с уловом. Мне помогают припарковаться, улов тут же идет в дело: рыба обрабатывается, чуть присаливается и в ожидании приготовления в закрытой посуде убирается в холодильник. Да-да, именно в холодильник, я не оговорился. Но и сам до сих пор не знал, что выкопанная в тени под обрывом в прибрежном песке яма, накрытая сверху брезентом, может быть настоящим холодильником. Мы и напитки, и пиво хранили там, и, поверьте мне на слово, даже в разгар дневной жары вытащенная из этой чудо-ямы бутылка пива отпотевала, как вытащенная из настоящего холодильника.
Вообще, мне в этот раз очень повезло с компанией. Основатель и духовный организатор этой экспедиции мой тезка Владимир на этот раз взял почти всю свою семью - жену Марину и сына Альберта. Только младшенькая Варенька у него осталась дома под присмотром бабушки. Михаил, как и я, поехал один, без семьи. Опыт путешествий у всех был очень большой, включая Альберта, который ездил с родителями на рыбалку с пяти лет.
Лагерь, благодаря усилиям и многолетним навыкам Володи и Миши, был очень удобен и благоустроен, все, вплоть до мелочей, было продумано и предусмотрено. Проявился в этой поездке и еще один нюанс, совершенно неожиданный для меня, на который я раньше-то и внимания не обращал. Это, конечно, кухня! Собственно, таковой и не было в привычном ее понимании, но вот еда...
Вдобавок ко всему Михаил оказался великолепным поваром. Нет, в приготовлении пищи принимали участие все, даже я несмотря на совершенно небольшие навыки в кулинарии порадовал товарищей настоящим (я очень на это надеюсь) кубанским борщом. Во всяком случае, обстановка, как говорится, располагала, и я старался соответствовать.
Но то, что изволили вытворять Володя с Михаилом, поразило меня весьма, и я думаю, что далеко не в каждом ресторане могут порадовать такими блюдами, какими потчевали меня друзья. Не буду дразнить кулинарными подробностями, но судак с овощами, запеченный в фольге, шашлык из сома или филе из щуки в специях с уксусом, называемое попросту "рыба хе", - причем, само собой, приготовленые из свежайшей, только что выловленной рыбы, - все это было неподражаемо вкусно. Про уху и говорить не приходится, готовили ее все по очереди и во всевозможных вариантах. Впрочем, словами этого не описать, это надо просто кушать и наслаждаться.
Чуть позже подплывают Марина с Аликом, их тоже мы встречаем торжественно, поскольку садок, привезенный ими, полон отменной тарани и воблы. Эта рыба также быстро потрошится, головы удаляются, и в таком виде мы рискуем засолить бель и тут же отправляем ее в холодильник. Сразу скажу, что эксперимент удался, и через три дня рыбу вытащили из "холодильника" прополоскали и развесили в специально сделанной сушилке, накрытой сеткой от мух. А еще через день лакомились отменной вяленой рыбой, да под пивко...
Но что это я все о кулинарии. Сама рыбалка была просто наслаждением. Времени было достаточно, и я не спеша изучал реку. Уже через три дня у меня были разведаны несколько уловных мест, и я мог целенаправленно ехать за той или иной рыбой. Особо привлекали меня, как обычно, мои любимые виды: щука, окунь, красноперка. Очень люблю ловить леща, но тут возникла проблема: этой рыбы на реке я просто не нашел, не ловился даже подлещик. Оно, конечно, обидно, впрочем по этому поводу я особо не горевал, рыбы хватало и так.
На седьмой день нашей экспедиции было решено съездить на Волгу, благо она была совсем недалеко, всего километров десять от места нашей стоянки. Выехали очень рано, лодки прямо в накачанном состоянии погрузили на крышу автомобиля, крепко привязали, погрузили все остальное.
Поехали мы втроем, Марину и Алика оставили в лагере. Ехали прямо по степи, через небольшие перелески, надо было хорошо знать дорогу, чтобы в темноте (мы выехали в три часа утра) не заблудиться среди заросших, малонаезженных степных дорог. Но Володя дорогу знал хорошо, и через каких-нибудь тридцать-сорок минут мы были на месте.
Разгрузились быстро, я огляделся и направил свою лодку в небольшой рукав за отделяющим нас от основной реки островом, уж больно привлекательно он выглядел. Но впечатление оказалось обманчивым, ни единой поклевки я здесь не дождался и вернулся назад. У Владимира с Михаилом дела оказались куда лучше, они на поставленные донки уже поймали три соменка. Сомята хорошо клевали на лягушек, еще вчера предусмотрительно пойманных на Ахтубе. Я вмешиваться в этот праздник не стал, хотелось покататься по окрестностям, посмотреть, что тут есть хорошего.
Светало. Я обогнул остров с другой стороны и увидел интересную картину: с десяток моторных катеров качались здесь на волжских волнах, и туристы-рыболовы дружно терзали водную гладь всевозможными приманками. Несколько катеров катали туристов вдоль берега туда-обратно, таская заброшенные приманки за собой, - эдакий вариант троллинга. Мне было больно смотреть на дымящие двухтактные мощные моторы, совершенно не предназначенные для такого вида ловли и на малом ходу сразу перегревающиеся. Но, наверное, желание клиента было законом для сопровождающих туристов егерей, и они послушно терзали движки, елозя по матушке Волге.
Я снизил ход, благо мой четырехтактник без проблем позволял это сделать, и потихоньку, чтобы не помешать рыболовам, прошел мимо них. Времени было достаточно, чтобы понаблюдать за рыбаками, но что-то ни на одном катере я не заметил никакой активности - по всей видимости, и у них с поклевками было не густо.
Наконец остров остался позади, и я вышел на просторы основного русла. Река в этом месте была достаточно широка, и у меня дух захватило от восторга. Ветру здесь было где развернуться, и я ощутил всю мощь могучей реки, покачивающей мою надувнушку на своих волнах. Сначала было немного не по себе, но лодка достаточно уверенно держалась даже на таком волнении, и я успокоился.
Достал спиннинг, попробовал блеснить. На вертушку третьего номера почти сразу цапнул неплохой окунь, и я сразу увлекся процессом рыбалки. Потихоньку дрейфуя по течению реки, я за пару часов добыл десятка два очень приличных окуней ("неприличных" отпускал подрастать) и пару заблудившихся судачков под килограмм. Судачки, прямо скажем, порадовали, мощно борясь при вываживании, а уж вечером, в запеченном виде, порадовали всю нашу компанию еще раз своим нежным вкусом.
К полудню клев стих, и я вернулся к друзьям. Они уже собирались, добыв к тому времени десяток неплохих сомиков, и клев у них тоже стих еще час назад. Так что, быстро собравшись, мы отправились обратно в лагерь.
Вот так прошла моя первая поездка на Ахтубу летом. Удивило то, что при температуре воздуха до 40 градусов в тени мы совершенно не страдали от жары, влажность воздуха здесь была невысока, и жара переносилась довольно легко. Так что рыбалка прекрасно совместилась с отличным отдыхом: мы все отлично загорели, вдоволь накупались в чистой речной воде.
Владимир Сорокин, Владимирская обл.
Фото автора