Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Поход на Сейду

Поход на Сейду


Александр Андрианов, г. Ставрополь 
Фото автора  
 
Сам поход, возможно, стал бы рядовым, обыденным, но из-за его участников приобрёл значимость. Понятно, что женщина в походе – равноправный член коллектива, ищущий свои прелести в блуждании по речкам и озёрам, лесам и горам. И рассматривать её присутствие в походе как что-то необычное никто не станет. Здесь же участие двух дам в поездке на Сейду, в Заполярье, было не ординарным – до этого похода они в походах не были, да и не стали туристками впоследствии. Но их участие некоторым образом изменило ход событий самой поездки…  

Поход на Сейду. Александр Андрианов, г. Ставрополь

Не стану рассматривать моральный облик своих товарищей или вдаваться в подробности их личной жизни. Отмечу только одно – эти две пары не были семейными. Каким образом ГенВалу и Валере (а именно – Галина, подруга ГенВала, и её школьная подруга и одноклассница, Людмила, в то время дружившая с Валерой) удалось убедить своих пассий в привлекательности поездки, выяснилось позднее, когда изменить что-либо было нельзя. Само собой, июль в Заполярье немного не такой, как в Сочи, тем не менее, идея позагорать, купаясь в Сейде, витала в головах обеих дам. Впрочем, всё по порядку. 

Маршрут, намеченный ГенВалом, обсуждению не подлежал, и представлял из себя следующее: на поезде до Воркуты, оттуда маршруткой до шахты “Воргашорской”, где в районе газовой подстанции начиналась тропа к реке Сейда – 6 км пешком до реки и вниз по реке 70 км до места, откуда предстоял волок 8 км до реки Роговая. Рыбалка на ней и возвращение на Сейду с последующим сплавом 55 км до впадения реки в Усу. Там сбор и выход на железнодорожную станцию “Сейда”. Посадка на поезд и возвращение в Москву. 

Наступил день отъезда, все мы собрались на Ярославском вокзале. Стояла довольно жаркая июльская погода, а о том, что ждало нас в Воркуте, оставалось только догадываться. Ждать предстояло недолго – уже через двое суток 8 июля 2006 года мы оказались в Воркуте. И только выгрузились на перрон, почувствовали все +8 градусов тепла. Быстро натянули на себя тёплые вещи – благо, мы их предусмотрительно взяли с собой. 

Главной достопримечательности Севера – мошки и комаров – в прохладном воздухе не наблюдалось, и наши дамы пока не подозревали об их существовании вообще. Пока мы переобувались и переодевались для передвижения по тундре, от кровососущих малость пострадали. Наконец, был дан старт, и, как обычно, ГенВал рванул вперёд. Галина вслед за ним. Потом двинул Паша, а самыми последними стали мы – Валера с Людмилой и я. Судя по лужам, переполненным водою, дождь был совсем недавно, и это обстоятельство угнетало – было тяжело найти сухое место, чтобы поставить укладку при необходимости передохнуть. Поэтому, перенеся свою укладку на какое-то расстояние, я останавливался и наклонялся вперёд, чтобы дать возможность спине расслабиться. Стоял так некоторое время, отдыхал, затем выпрямлялся и начинал двигаться дальше. Ребятам повезло больше – они взяли с собою тележку. Наконец, движение по дороге прекратилось, ГенВал пошёл напрямик к видневшейся впереди реке. Мы телепались следом. 

Был светлый день, хотя по времени дело шло к вечеру. Но день всё продолжался и продолжался. Солнце скатывалось к горизонту, как бы ныряло за него и снова появлялось там же, ну, может, совсем рядом. Это были белые ночи. 

Пройдя 6 км, каждый с тяжестью ставил укладку и начинал помогать другим – искать дрова, хотя собственно дров там не было. А веточки всё же находились. Растительность была только у реки, кустарник и травы. Свои первые впечатления я впоследствии отразил так: 

Вдоль по берегу реки ночь бродили рыбаки. 
То, что в тундре так привычно, 
мне казалось необычным – ночь по времени была, 
но она была светла, всё отбрасывало тень, 
в тундре был Полярный день. 
Как бывает в первый раз, 
всё здесь радовало глаз: травы, мхи, 
цветы, кустарник, шум реки, простор бескрайний. 
Всё, что видели мы здесь, вызывало интерес – 
плавный ход прохладных вод, дюн песчаных крутизна 
и рельеф наклонный дна, брызги, пенные набеги, 
водных зарослей побеги, чудный сладкий вкус воды, 
разом горло леденящий, и в расщелинах гряды
 ноздреватый снег лежащий, 
россыпь камешков различных, 
всех оттенков и цветов, 
сочетаний необычных и разнообразных форм. 

Мы разбили лагерь. Ещё при сборах ГенВал предложил своё оборудование, в частности, палатку домиком для нас двоих – Паши и меня. По весу она была довольно лёгкой, и мы согласились. Таким образом, в лагере стояли три палатки. Вечер продолжала такая же светлая ночь, и, хотя усталость брала своё, спать особо не хотелось. 

Отсутствие темноты как-то сбивало с толку и утром, пока не глянешь на часы, остаёшься в неведении о времени. Тем не менее, у ГенВала всё шло своим чередом. Мы позавтракали, снарядили свои плавсредства в готовности к отплытию. Предводитель путешествия бросил всем короткое “Вперёд!”, посоветовал не отставать и рванул так, что в последующие 4 часа непрерывного хода мы его толком и не видели. 

Управление плавсредством, будь то каяк или байдарка, сродни умению ездить на велосипеде. Однажды научившись это делать, в дальнейшем просто совершенствуешь свои навыки и умения, применяя их в различных условиях. Хорошо, если рядом опытный товарищ. Хуже, если воспоминания, как поступить, приходят позже, уже после совершённого “манёвра”. Мне приходилось восстанавливаться по совершенно недостаточному опыту передвижения на каяке по Усе и Шарью, разумеется, совсем не без ошибок. 

Этот первый день был пристрелочным – ГенВал потом жалел о том, что мы провели его не результативно, по сути, проскочив особо рыбные места. Сам он, разумеется, успел и половить хариуса, и отдохнуть… А мы только и успевали – грести да выгребать. Не успеешь причалить, как он уже выходит на воду и вовсю улепётывает. Только после обеда некоторое время мы шли наравне. Вот здесь мне удалось отличиться. 

Поход на Сейду. Александр Андрианов, г. Ставрополь

Буквально рядом с рекой находились пространства берега, видимо, залитые во время половодья. И там ГенВал решил поблеснить. Он предпочитает ловить на вертушки, как правило, № 4 Блю Фокс. Судя по движению рыбы вслед за его блесной, ГенВал решил, что кто-то вот-вот будет её атаковать. Но рыба шла, хватать не собираясь. К ГенВалу присоединился Паша, с другой стороны залитого пространства подтянулся и я, вооружённый спиннингом с колеблющейся блесной. Что происходило впоследствии, я так и не понял, поскольку щука, дважды уже сидевшая на блесне ГенВала, каким-то невероятным образом отцеплялась и уходила. А лишь единожды вцепившись в тройник моей колебалки, она таки позволила себя вытащить. 

Возможно, там была другая щука. На вид в ней было под два кг. 

Продолжение следует. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 22(396), 2018 г.