Главная > Статьи > Погожий день

Погожий день

132-13-1.jpgКогда огненный шар солнца выполз из-за горизонта, наша машина подъехала к реке. Мы вышли из неё, разминая свои тела. Медленно пошли к воде осмотреться, и тут же висящую над степью тишину нарушили утки дремлющие на реке. Почувствовав, а может, увидев людей, они с криками и хлопаньем крыльев об воду при разбеге поднялись вверх и полетели над рекой, скрывшись за поворотом в густом тростнике.

Осень в наших краях уже перевалила невидимую черту и стала поздней. Идет последняя неделя октября. Хотя для поздней осени еще относительно тепло. Ночью температура опускается до 0+3°С, днем еще поднимается до +12+15°С.

Вода уже остыла, повсюду растущий тростник начал желтеть, и полетел с его метелок пух. Берега реки из ранне-осеннего серо-зеленого цвета постепенно преображаются в позднее-осенний  желто-золотистый.

Выплывшее солнце еще не перевалило береговой кустарник и не осветило, согревая воду. После первых забросов на "тюльпане" и первых кольцах стала образовываться ледовая крошка, которая быстро растворялась в воде.

Уровень воды в реке немного понизился, но еще далеко до осенней нормы. Уходящая вода обнажает целые острова подводной травы. Берега мокрые, грязные и кое-где топкие, поэтому приходится надевать сапоги забродники.

Река кажется безжизненной. Уже не слышно всплесков рыбы. Тростник пожелтел и омертвел, и из его зарослей ушел белый амур, ему здесь делать больше нечего. Не летают насекомые, нечего стало собирать с поверхности язям и жерехам. Они опустились на глубину. Как оказалось в дальнейшем, жерех стоит в полводы.

На спиннинг ставлю колебалку в виде ивового лепестка с большим красно-черным глазом. Делаю первый заброс и медленно веду приманку. Уже на половине пути поклёвка, и вскоре на берег я доставил килограммового жереха. Первая проводка - первый жерех. Это сразу же обнадежило приехавших со мной ребят. Ведь двое из них ни разу не держали спиннинга в руках.

Один из них, Андрей, подошёл ко мне.

- Как этим пользоваться? - спросил он, показывая спиннинг.

- Смотри на меня и делай то же самое.

И стал учить его, как забрасывать спиннинг. Потом сделал несильный бросок из-за спины.

- Забросы бывают из-за спины, как я только что показал, и боковые. Самый простой - из-за спины. Пока тренируйся так. Также и проводка бывает разная. Ты какую блесну поставил? Кастмастер. С такой блесной можно пробовать ловить на равномерную проводку. Правда, ручкой катушки можешь регулировать скорость проводки. Понял?

- Понял, но не совсем.

- Тогда начнем сначала. Смотри на меня и повторяй.

132-13-2.jpgЯ, как в замедленной съемке, стал медленно показывать и комментировать:

- Рука, палец, леска, скоба, размах, заброс, скоба и ручка катушки.

Андрей сделал свой первый заброс спиннинга и начал подмотку. Вскоре блесна показалась у берега.

- Ну, кажется, теперь понял, - улыбаясь, произнес он. - Спасибо за науку.

Я дождался еще несколько забросов, иногда корректируя его работу спиннингом. И когда блесна полетела к противоположному берегу, взялся за свою снасть. Вскоре у меня в садке плескалось 3 жереха и щучка.

Пока мы здесь упражнялись, наш водитель Оксаныч накачал лодку, и я попросил его переправить меня на остров. Берега острова полностью заросли высоким тростником. Но здесь у берегов находятся три ямы, и я решил их проверить. Чтобы добраться до воды, пришлось проламываться сквозь стену растений и выламывать небольшую площадку для заброса. Шума было много. Может быть, из-за этого, а может, по какой-то другой причине, но в самой яме рыба практически не ловилась. Я перепробовал ряд приманок, начиная с колебалок и заканчивая воблерами. Попалось по некрупному жерешку.

В местах ям русло реки расширялось до 30-40 метров, а вот на входах и выходах сужалось до десяти. Стал пробираться в такие места. Вот тут-то и стоял хищник. Правда, здесь была своя напасть - бровка ямы, выходящая на мелководье, полностью заросла травой. Приходилось, подводя приманку с глубины к бровке, быстро поднимать ее наверх и вести с высокой скоростью, чтобы не зацепить траву.

Когда я вернулся к месту начала рыбалки, в садке было несколько жерехов и три щуки. Ребята к этому времени ушли вниз по реке, и только Оксаныч ждал меня, чтобы переправить обратно. За мое отсутствие Андрей сумел "уговорить" одну щучку, которая плавала теперь в садке.

Мы быстро собрали вещи, запихали их в багажник автомобиля и переехали ниже по течению реки, где и остановились до конца этой рыбалки. Вскоре подошли и ребята. Эльмарт принес с десяток жерехов и одну щуку. А вот Андрей пока не увеличил результата.

- Мужики, вы давайте еще пару часов половите рыбу, - предложил Оксаныч, - а я сварю уху. Часика через два возвращайтесь.

До обеда я поймал еще несколько жерешков и щук. Подошел к Андрею. У него уже неплохо получалось с забросами. Но вот вел блесну он очень быстро. Это летом с такой проводкой можно было рассчитывать на результат, но сегодня даже жерех не спешил за быстролетящей блесной и хватал он приманку, идущую в среднем и медленном темпе.

Я ему посоветовал снизить скорость проводки до минимума. И он уже буквально через несколько забросов вытащил жерешка, а за ним и другого. Первый, видимо, промахнулся, и Андрей забагрил его крючком под низ головы, а уж второй полноценно сел на крючок. Было видно, как он повеселел, и настроение улучшилось. Я не стал ему мешать и отправился дальше.

Этим солнечным ветреным днем рыба клевала и, можно сказать, клевала неплохо. Но это была обычная, рядовая рыбалка. А ведь уже конец октября. Настоящего жора рыбы в этом году не было. А, может быть, я просто на него не попал? Хотя, просмотрев дневниковые записи за прошлые годы, прочитал, что именно в это время рыба брала приманку чуть ли не на каждый заброс.

Скоро уже совсем похолодает, ночью начнет подмораживать. Жерех скатится в ямы и перестанет питаться. Очень редкие экземпляры будут перемещаться в толще воды. Я их называю "шатунами", по аналогии с бодрствующими медведями. Эти жереха попадаются даже в середине зимы, но в основном в оттепели.

132-13-3.jpgЩука сегодня тоже не сильно балует рыбаков. Рыба блесну берет аккуратно, цепляясь за крючок за край губы. Очень редко приманку хватает взаглот. Как будто она не голодная. А ведь при чистке только в некоторых желудках хищников были переваренные рыбки.

Забегая вперед, расскажу, как это сыграло со мной злую шутку. Я приверженец ловли без поводка. Ставлю его только тогда, когда щука уж слишком рьяно хватает блесну. А так как на катушке стоит "плетня" 0,2 мм, и, видя, что щука пассивна, рыбу ловил без поводка.

Уже под вечер на вертушку взяла трофейная для данной реки щука, где-то под 3 кг. После недолгой борьбы я подвел ее к берегу, но так как стоял по колено в воде, а передо мной лежал сломанный тростник, и, зная о том, что шнур выдержит, я взялся за него и поднял щуку над водой. Рыбина открыла пасть и клацнула зубами. Шнур, как бритвой, обрезало в какую-то долю секунды. Так я лишился как трофея, так и уловистой блесны.

Собравшись у машины, мы сели перекусить. Уха была очень вкусна. К ухе нашлась и бутылочка водки. Пообедав, еще какое-то время наслаждались погодой и природой, но в конце концов рыбацкий азарт взял свое, и мы снова отправились рыбачить. После обеда рыба немного активизировалась.

Как-то незаметно подкрался вечер. Солнце опустилось к горизонту и быстро стало темнеть. Сгустились сумерки. Рыбалка закончилась. На брата вышло по десятку жерехов и по шесть щук. Собирались уже в полумраке.

В это время из степи на противоположном берегу появилось стадо верблюдов. Они степенно, как и подобает верблюдам, спустились к реке на водопой. Мы не стали им мешать, завели автомобиль и уехали.

Домой возвращались в темноте, и только одинокая полная луна своим безжизненным светом пыталась нам помочь, освещая окрестности.