Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Поездка на Камыслыбас

Поездка на Камыслыбас

Геннадий Побожий, г. Байконур

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 5(67), 2005 г.

Если посмотреть на общесоюзную школьную карту или карту Казахстана, то недалеко от Аральского моря можно увидеть ряд озер с красивыми названиями. Вчитайтесь только: Кокшеколь, Акшатау, Тущибас, Катанколь, Аманоткель и другие. Одно из них - Камыслыбас. Русскоязычное население прозвало этот водоем по названию поселка вблизи озера - Камбаш.

Под берегом уже вода


Еще 12-15 лет тому назад, проезжая по железной дороге поездом или по автостраде на автомобиле город Аральск, в окно можно было видеть простирающееся до горизонта голубое море. А проехав еще несколько десятков километров, из-за холмов внезапно появлялось большое озеро. Прошли годы, море практически исчезло и, проезжая мимо, можно видеть только простирающиеся до горизонта серые барханы песка. А озеро так и выскакивает из-за холмов серебристой синевой переливающихся на солнце барашков волн.

За годы проживания в Казахстане вблизи моря так и не удосужился побывать на нем, я уж не говорю о том, чтобы порыбачить, половить знаменитую аральскую камбалу. А вот Камбаш частенько посещал. О нем и пойдет речь.

С Байконура до Камбаша (начала озера), по трассе Ташкент - Самара чуть больше ста пятидесяти километров. Акватория занимает огромную площадь. Глубины составляют от 1,5 до 8 метров. В самых широких местах Камбаш достигает шести, а в длину - более тридцати километров. Имеется течение. В озеро впадает канал, на котором стоит мост. В водоеме обитает до двадцати видов рыбы, но славится оно плотвой, особенно весенней. Основная масса плотвы от 200 и до 400 граммов, но случается, попадается до килограмма. Рыболовецкий колхоз рыбу из озера черпает круглогодично, но она не исчезает. В последние годы ее, конечно, поубавилось, но с рыбалки никто без улова еще не вернулся.

Щука попадается редко, зато крупная: отсчет начинается с двух килограммов.

В общем, если захотелось упитанной, жирной плотвы засолить под пивко - лучшего места в округе не сыскать.

Мы по причине редких поклевок хищника ездим на озеро в конце зимы, в начале весны - только за плотвой. Дни становятся длиннее, солнышко растапливает лед у берега, и приходится, одевая, непромокаемый костюм от химзащиты, по пояс в воде перебираться на лед. В начале зимы озеро коварно. Лед намерзает неоднородно, случалось, тонули автомобили. Камбаш забирал жизни. Однажды я был свидетелем, когда с утра под лед ушел мотоцикл. Повезло с глубиной: чуть больше метра. Люди выплыли, их увезли, а под вечер вытащили мотоцикл. К середине зимы лед крепчает, можно передвигаться хоть на КамАЗе.

А чтобы вы имели хоть какое-то представление о рыбалке на Камбаше, расскажу об одной поездке.

В этом году, я не знаю по каким причинам, в верховьях реки Сыр-Дарьи в Узбекистане и Киргизстане открыли все плотины и, начиная с осени по сей день, вода в реке прибывает.

Было критическое состояние в городе, когда уровень воды поднялся до трех метров, река вышла из берегов и затопила гаражи на берегу. В низких местах вода ушла далеко в степь, перекрыв дороги. Многие озера оказались для нас отрезанными. К ним не проехать. Вот и решили мы поехать на Камбаш.

Ранним, теплым, январским утром в 4 часа, покинули город и устремились на запад. В это время на термометре ртутный столбик застыл на -2оС. Дорога сносная, много выбоин, но сухая. Особо не торопимся. Скорость не превышает 90 км/ч. Небо, затянутое облаками, обещает пасмурный день. Проехав половину пути, в стороне оставили спящий, небольшой городок Казалинск. Дважды пересекли русло реки Баскары. Ребята успели наговориться: кто-то молча сидит, кто-то подремывает. В машине тишина, слышно, как урчит мотор да шумят шины. Ничто не предвещало беды.

Уже впоследствии при обсуждении никто толком не понял, что произошло. Водитель тоже не понял, почему нас стало крутить по дороге. Повезло! В этом месте дорога с широкой обочиной, а кювет оказался со слишком пологим съездом. Сделав пару оборотов вокруг своей оси, нас выкинуло с обочины вниз. Съехав, машина остановилась. Никто не успел и рта раскрыть, а произошедшее осталось позади. Несколько секунд гробовой тишины - и мы стали приходить в себя. Вылезли из автомобиля, поднялись на дорогу.

Гололед - чистое стекло. Оказывается, накануне вечером в ста пятидесяти километрах от города прошел дождь. А ночью подморозило. Вот в этом заключается коварство погоды в нашей местности.

Дальше ехали осторожно. Добрались до начала озера. До этого нас обогнал УАЗик "буханка", машина наша - байконурская. Они, не сворачивая, ушли прямо к озеру, на так называемый "пляж". Мы же свернули влево, чтобы добраться до дальней стороны озера.

Выехав на гравийку, остановились. Через несколько минут увидели светящиеся фары возвращающейся машины. Подъехал УАЗ и притормозил. Вышли два знакомых парня. Поздоровались.

- Вы к мосту? - спросили нас.

- Да.

- Мы сунулись на "пляж", а там от берега стоит вода, на лед не выйти. Решили в сторону моста съездить. Если и там вода, придется на другое озеро двинуть. Пожелав удачи, они уехали вперед, мы, докурив, тронулись вслед. Тридцать километров вдоль озера ехали больше часа. Рассвело, но солнышко так и не показалось. Пасмурно. Не доезжая метров пятьсот до моста, сворачиваем с дороги к воде. Все, мучения позади, прибыли. УАЗика не видать, на льду людей тоже нет.

Окончание следует

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 5(67), 2005 г.