Подарок из юности
Владимир Власов, Пермская обл.
У каждого из нас, кто с детских, с юношеских лет увлекается рыбной ловлей, есть случай, который остается в памяти наиболее отчетливо и правдоподобно. Его даже можно сравнить c понравившимся вам подарком, пусть недорогим, но сохранившимся у вас до сих пор. Вот и мне природа в юности преподнесла подарок, вроде бы скромный, но почему-то именно он сохранился в сознании до сих пор во всех деталях и подробностях. Мне тогда шел семнадцатый год.
Жил я с матерью и отцом, а также с тремя сестрами в деревне Тарасово (в 15 км от Суксуна). Именно отец натаскал меня с детских лет на реку, на поимку рыбы.
Постепенно увлечение переросло не только в хобби. Без рыбалки, без реки уже не мог представить свою жизнь иначе. Этот случай произошел в первые осенние каникулы в школе, их в то время можно даже было назвать зимними. Зима в то время на Урале наступала намного раньше, бывали случаи, что уже в конце октября рыбачили на зимние удочки. Вот и в тот год батюшка Мороз пожаловал в гости намного раньше обычного. Но теплую погоду он не сумел сразу выдавить, и начались перепады, со снегом и с дождем. Такое неуравновешенное поведение погоды моментально отразилось на реке Сылве – по ней пошла шуга, льдинки различных размеров.
В общем, забило реку в ту осень такими льдинками до неузнаваемости. Мест для рыбалки около деревни временно не стало, и пришлось искать их выше по течению реки. В те первые дни осенне-зимних каникул установилась оттепель, и я решил сходить вверха, за пять километров, к бывшему когда-то парому. Батя в тот день был чем-то занят, и в разведку пришлось идти одному. (Правда, инструктаж от отца и матери получил тогда основательный). Вышел из дома ранним утром, когда было еще темно, ведь путь предстоял не очень близкий. К месту пришел в самый раз, к рассвету. Ведь шагалось легко – снега лежало на земле всего несколько сантиметров. Подойдя к месту назначения, был удивлен тем, что в заводи никого из рыболовов не оказалось. Скоро ситуация прояснилась: вся заводь была истоптана и избурена.
– Опоздал, однако, – сделал для себя вывод. Повздыхав малость, насадил на крючок мормышки червя и начал обход готовых лунок (некоторые даже не замерзли).
Кроме нескольких ершей, червяком никто не заинтересовался. По краям, там, где лед был чистым, начал продалбливать пешней свои лунки. Но и там рыбы тоже не оказалось.
– Придется, наверное, возвращаться? – рассуждал сам с собой. И уже хотел было отправиться, но тут увидел, что в начале заводи, в кустах, в воду впадает маленький ручей. Так как из-за набившейся выше заводи шуги уровень воды немного поднялся и часть кустов тоже оказались подтопленными. Из-за этого и ручей при впадении в реку оказался чуть шире. А что если попробовать пробить несколько лунок по ручью? Ведь лед здесь тоже есть, и он присыпан слоем снега? Так и сделал. Пробил посередине ручья, в нескольких шагах друг от друга, пять лунок, часть из них прикормил.
– Может быть, хоть нескольких голавликов достану, – рассуждал сам с собой. На некоторое время покинул лунки в ручье и перекусил. Когда пришел к первой лунке и опустил мормышку с кусочком червя, то обнаружил, что глубины-то здесь оказалось всего-ничего, каких-то тридцать сантиметров, не больше. Да, на такой-то мели только малявкам место! Но мальков, к моему удивлению, здесь не оказалось. А через небольшой промежуток времени кивок удочки качнулся раздругой, и на льду затанцевал небольшой голавлик. Больше поклевок не последовало.
Перешел ко второй лунке. В этом месте оказалось чуть поглубже, и скоро опять некрупный голавлик запрыгал у ног. А на следующем подъеме мормышки кивок быстро сыграл вниз, последовала подсечка, и, немного поупиравшись в воде, на льду оказался окунь. За первым последовал второй, третий. Окуньки оказались и не малы, и не велики (где-то около 100 граммов).
Еще не совсем веря в случившееся, трясущимися от нахлынувшего непонятно откуда волнения, насадил новый кусочек червя на крючок мормышки и вновь опустил ее в воду. Но поклевок больше не было.
Перешел к третьей лунке. Стоило мне только чуть-чуть приподнять от дна мормышку, как последовала уверенная поклевка. Этот окунь оказался крупнее первых. Выудив штук 5-6, клев прекратился, и пришлось снова идти к следующей лунке. Там ситуация повторилась. Когда пришел к последнему оконцу во льду, там почему-то возникла тишина, и никто не хотел заинтересоваться мормышкой.
Ступая по льду очень осторожно, вернулся к первой лунке. Мормышка еще не успела коснуться дна, как кивок согнулся, и новый окунь, чуть крупнее выловленных ранее, скоро оказался в руках. Что тут началось! Новый стандартный “красавец” оказался на льду. Крючок у мормышки был пуст, а так как отец привязал на крючок красную нитку, попробовал опустить ее без насадки. Следующий окунь опять жадно схватил мормышку с красной ниткой на крючке. Вот это дела! Без насадки клюет! Я вошел в такой азарт, что забыл обо всем: работали только руки, ноги, спина, и, естественно, глаза, нос и рот. Последние, к удивлению, начали почему-то чаще хватать воздух, которого им как будто не хватало.
Осторожно ступая на лед, так и бродил от лунки к лунке. Потерял счет времени. Опомнился лишь тогда, когда неожиданно устала спина. Теперь пришлось рыбачить стоя. Но и в таком положении выуживал колючих рыб не хуже, чем вприсядку. О рыболовном ящике уже давно речь не шла, он сиротливо стоял в сторонке. Окуни все продолжали клевать.
Спина опять начала уставать, а руки то и дело приходилось отогревать дыханием, они стали немного мерзнуть.
Сколько продолжалась такая суматоха? Наверное, около двух часов. После обеда клев колючих начал постепенно затихать, а потом вообще прекратился. Я облегченно вздохнул. Потом начал складывать окуней в рыболовный ящик, которые в нем не уместились. Набил карманы в пальто. Но на льду еще оставалась часть красноперых. Не оставлять же их здесь?
Сообразил быстро. Отломил ивовый сучок с двумя ровными веточками и на них подвесил остальных рыбок.
Обратный путь до дома пришлось совершать с многочисленными остановками и передышками. Но дошел все же благополучно, зато сколько эмоций и восклицаний было сказано дома, похоже, не подобрать теперь нужные слова, не подобрать…
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 5(379), 2018 г.