Под звон комариный
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора
Вода в Дону после замечательного по своим масштабам разлива наконец-то пошла на убыль. Появились первые отзывы знакомых рыболовов, поспешивших за своей удачей на большую воду. Бель вполне ожидаемо ловилась слабо, еще не пришло ее время, а крутобокий речной карась уже начал попадаться. И, что самое интересное, некоторым счастливчикам “влетал” сазан, да еще и не одиночный, а целыми сериями в три, семь и более рыбин весом от килограмма до трех. И откуда его вдруг столько взялось?
Набив утром автомобиль снастями на все случаи, я поехал в сторону Дона. Сама река из-за липкой грязи на берегах и неуютной людской толчеи была последним вариантом, в первую очередь хотелось проведать знакомые озера за Доном. Что их гарантированно затапливало недавним половодьем, сомнений не было, значит, и рыба какая-то туда зашла.
Все ложбинки на лугах залиты водой, этакие мини-озера. Вполне возможно, даже с заблудившимся на просторе разлива карасем такие казусы случаются. А байбаков что-то не видно, всегда здесь стояли столбиками возле своих нор эти забавные животные. Спаслись ли они при потопе? Хотелось бы надеяться на лучшее.
Воды в Дону еще метра на полтора выше летнего уровня, и понтонный мост стоит непривычно строго горизонтально. Возле моста по обоим берегам сидят в накомарниках рыбаки, уставившись на вершинки своих фидеров и “крокодилов”. Вот один тащит карася. Хоть и песок здесь, но под ногами – грязное месиво. Да и тесновато, поеду, как планировал, дальше.
Однако дальние озера оказались недоступны, осталось всего ничего, каких-то метров пятьсот, но там только на тракторе проехать возможно. Двадцать километров, получается, ехал зря, теперь надо назад двадцать возвращаться к ближним озерам. Ну, хоть душа болеть не будет, ведь я пытался. Вот и озеро. Не успел даже выйти из машины, как на меня набросились несметные полчища голодных комаров. С собой были спреи, которыми отогнать “домашних” кровососов не составляло никакой проблемы.
Но дикие комары, похоже, не боятся ничего, пришлось спешно напяливать на голову накомарник, а о плотной одежде предусмотрительно позаботился еще дома. Комариное облако висело перед глазами, отчаянно пытаясь проникнуть вовнутрь защитной сетки. Самые сообразительные насекомые впивались в открытые ладони. Мне, когда окончательно надоест эта адская вакханалия, можно просто уехать. А люди, живущие поблизости от Дона, вынуждены смиренно терпеть, пока неистребимая напасть сама не закончится.
Озеро неглубокое, но обширное. К дальнему берегу примыкает непролазный лес, где-то за ним течет батюшка Дон. С ближней стороны выстроилась рядком цепочка деревьев по самому урезу воды, но комфортно забросить удочку можно только на небольшом пляже. Озеро это доступно в любую погоду, оно по-своему красиво, и могло бы быть весьма перспективным для рыбалки, если бы не одно большое “но” – беспощадное браконьерство.
Невдалеке я приметил две привязанные цепями уже обновленные свежими досками деревянные лодки-плоскодонки. Это типичные плавсредства местных сетевиков. Нерестового запрета для них не существует в принципе, скорее всего, о нем здесь даже и не слыхивали. Но это всего лишь мелкие цветочки, действительно, совсем мелкие, заезжие нелюди по нескольку раз за год усердно выбивают на озерах ночами все живое. Вот так приезжаешь, неплохо ловишь щуку или карася, а в следующий раз истерзанная током вода уже не отзывается ни на какие ухищрения, лишь являя немым укором прибившиеся к лопухам кубышек разбухшие рыбьи трупики. Как с этим бороться? Не в партизанские мстители же идти?
С пляжа забрасывать удочку очень удобно, но рыба здесь почему-то совсем не клюет. Отойдя немного в сторону, протискиваюсь между деревьев, укоротив четырехметровую болонку на одно колено из-за мешающих сверху веток. Здесь что-то вроде заливчика между поднимающейся травкой. Поплавок, едва успев встать в боевое положение, вздрагивает и уходит под воду. Плотвичка. Поправив опарышей, делаю новый заброс. Теребит, и это, видимо, какая-то мелочь, никак не получается подсечь. И вот эта забияка на крючке. Странная рыбешка – размером с палец, по форме тела один в один, как карасик“пятачок”, болезненного блекло-синего цвета, чешуя мягкая, а глаз оранжевый, плотвиный. Не поймешь, что. Отпускаю незнакомку и заменяю опарышей бойким навозным червем. Спустя непродолжительное время поплавок, подергавшись, плавно ложится набок. Это уже карась. Хорошо!
Достаю из багажника ведерко и замешиваю в нем прикормку. Скатав неплотно пару шаров, забрасываю их в точку ловли. Скоро сюда должны подойти плавающие поблизости караси. А пока можно немного перекурить и полюбоваться видами.
Карась действительно подошел на прикормку и заклевал довольно бойко, время от времени попадалась и плотвичка. Все бы ничего, но присесть совершенно нет возможности. Стою, прислонившись к дереву, и каждую подсеченную рыбеху вывожу изпод нависающих веток, отходя назад ровно на длину удилища. Да и это ладно, даже пелена комаров перед глазами, оказалось, что уже вылупилась мошка, и, то ли найдя в сетке дырку, то ли проделав ее собственными зубами, набилась целой стаей под накомарник и начала грызть за уши и лезть в глаза.
А тут, как раз, кстати, дождик заморосил. Да все сильнее и сильнее. Нет, выехать отсюда вообще не проблема по любой погоде, но все факторы сложились один к одному. И рыба вообще-то в основном мелкая, ни туда ее, ни сюда. Сматываюсь.
И уже на асфальте меня встретил такой дождевой поток, что и “дворники” не успевали очищать лобовое стекло. Знатный спустился ливень! Хорошо, что меня в лесные дебри не занесло. Ну, туда как-нибудь в другой раз.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 11(385) 2018 г.