Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > По Усте

По Усте

Владислав Андрианов, г. Н. Новгород

Рыбалка круглый год № 6(92), 2006 г.

Путешествие это планировалось долго и основательно. Маршрут - от Уреня до Ветлуги - был определен за год, еще в прошлой поездке по Узоле. Тогда, лежа в палатке в глубоких сумерках, рассматривали мы на сон грядущий при свете фонарика карту Нижегородской области. Примерно за полгода были согласованы сроки. Глядя одним глазом на график отпусков, другим - на расписание соревнований, "остальными" - в календарь, удалось выделить пять дней в начале августа. А уж вещи собрали буквально за день, причем почти без суеты и спешки, и, что странно, практически ничего важного не забыв и лишнего не взяв. Сказался, наверное, опыт предыдущих походов.

Утро-на-реке

Самое интересное, что планы наши исполнились в точности. Ни у кого не возникло препятствующих поездке обстоятельств, вовремя подошла редакционная машина...

В общем, пятого августа после полудня мы с Дмитрием уже стояли на мосту через Усту в местечке Красный Яр. До самого Уреня не доехали километров десять, справедливо решив не тратить время на поиски в городе подходящего спуска к воде и прохода по реке в населенном пригороде.

Надо сказать, что маршрут этого похода был выбран во многом из соображений "ненаселенности" местности. Глядя на карту, где на протяжении десятков километров по берегам Усты не было ни одной деревни и приветливый зеленый цвет обещал сплошные леса, мы представляли поросшие дикой тайгой берега, где бродят медведи, кабаны и прочие зайцы с бобрами. В воде, под нависшими кустами и деревьями, то и дело должны были плескаться килограммовые голавли и метровые зеленые щуки, на отмелях и под ярами стаи горбатых окуней гоняли бы, чавкая, малька, а в глубоких закоряженных омутах поджидали черные, пудовые (как минимум) сомы. Так ли будет на самом деле, нам и предстояло выяснить.

Так вот, мы стояли на мосту и глядели на мутноватую, но светлого оттенка, похожую на лимонный тоник, воду. В воде плавало довольно приличное количество мальков-сеголетков, но рыбы покрупнее видно не было. Уста в этом месте оказалась существенно шире, чем ожидалось. Течение практически отсутствовало, что не радовало, - все-таки мы всерьез рассчитывали на его помощь в неблизком пути к устью.

Закусив на дорожку в пустующем придорожном кафе, пересекли реку, съехали с шоссе и, пройдя под мостом, остановились на местном мини-пляжике. Быстро накачали резиновые лодки и каким-то чудом запихали в них вытащенную из машины кучу вещей.

Через мост, отдавая дань местной традиции, жених тащил на руках свою невесту. Отчасти позавидовав, отчасти посочувствовав ему (мост был довольно длинным, а невеста - крупной) и сфотографировавшись на прощанье, отправились в плавание. Было ровно 15.00.

Направление выбрали не сговариваясь - под мост и дальше, направо от дороги, по которой приехали. Ведь так мы стартовали по Узоле, да и при беглом взгляде на карту река, вроде бы, подходила к дороге справа...

Бивуак

Первые сомнения поселило в нас солнце, светившее в лицо. Ведь на резиновой лодке человек обычно плывет спиной вперед, так что двигались мы, получается, на северо-восток, а должны были, вроде бы, на юго-запад - навстречу послеполуденному солнцу. Но эту странность поначалу решили списать на хитрый изгиб речного русла.

Через четверть часа слева по ходу движения обнаружился втекающий в "нашу" Усту не слишком широкий, но вполне приличный поток. Судя по карте, никаких притоков здесь быть не могло, - наши лодки остановились, "недоуменно" разворачиваясь на месте.

Сомнения разрешил стоявший на берегу рыбак, заявив, что этот поток и есть Уста, а то, что впереди, - просто заводь. Получалось, что все это время, мы с Дмитрием гребли против отсутствующего течения. Сразу вспомнилось, что один мост через Усту мы уже пересекали, то есть направления "вправо-влево" поменялись на обратные, и все встало на свои места.

Посмеявшись и обругав себя по всякому, повернули обратно, снова проплыв под изрисованным надписями типа "здесь был Вася" мостом. Надо сказать, что многие из этих надписей были выполнены на приличной высоте, с применением, похоже, навыков не то акробатики, не то альпинизма и риском, если не для жизни, то хорошенько искупаться, свалившись в реку.

Довольно быстро Уста превратилась в нормальную небольшую, но и не слишком маленькую речку. Появилось вполне приличное течение, вселив надежду добраться до Ветлуги, не особенно налегая на весла. Оно то ускорялось, когда река сужалась до пары десятков метров, то почти замирало под обрывистым берегом на поворотах. В таких местах от берега до берега, по нашим прикидкам, было иной раз метров 70. Вопреки нашим надеждам, приличного леса по берегам практически не встречалось. Обступившие реку заросли состояли в основном из различных кустарников, ивняка, ольхи, осины и довольно большого количества дубов. Впрочем, назвать эти дубы "могучими" или "вековыми" язык не поворачивался.

Приличной рыбы по-прежнему видно не было. Кроме вездесущих мальков-сеголетков лишь окунек размером с блесну-колебалку пару раз выгнал малька у самой кормы лодки, да удирали по отмели стайки сорожки (или кого-то очень похожего) не больше пол-ладони длиной. Видимо, согласно известной поговорке, "рыбка плавала по дну". На глубоком (около 4-5 метров, как оказалось) почти лишенном течения омуте мы попытались все-таки поймать эту самую рыбку рекомендованным нам перед поездкой "бывалыми" рыбаками методом отвесного блеснения, но не увидели ни поклевки. Так что и окончание поговорки подтвердилось полностью.

С удручающей регулярностью попадались заколы: река была перегорожена воткнутыми в дно кольями, переплетенными между собой ветками. В одном месте оставался проход около двух метров шириной, над которым, в метре-полутора над водой, располагалась треугольная площадка для рыбака. По верхней кромке сооружения тянулась толстая стальная проволока. На некоторых под площадкой висела свернутая грубая сетка, коей, видимо, и предполагалось черпать устремляющуюся в проход рыбу.

Впрочем, увидеть закол "в действии" нам так и не удалось. Людей мы застали лишь на одном, да и те только готовились к своему "черному делу", которое, видимо, должно было вершиться под покровом ночи. Забегая вперед, скажу, что всего на нашем маршруте попалось 27 заколов. Все они были очень похожи друг на друга, словно созданы или одним человеком, или выпускниками некоего местного секретного заборостроительного института.

Движению нашему заколы практически не мешали - лодка в проход входила нормально. Да и рыбе, оставаясь большую часть времени открытыми, думаю, мешали не особенно. Не исключаю, что стенка закола даже могла служить неплохим укрытием для рыбы, но проверять эту версию мы не стали.

Ближе к вечеру попалось и несколько "нормальных" рыболовов - спиннингистов, но эти похвастаться какими-либо успехами не могли. Также встретился браконьер с "экраном" на резиновой лодке. Пользовался он им практически как удочкой, опуская его поближе к корягам, а тычки рыбы в сетку называл "поклевками". Похвастаться трофеями не смог и этот, только пожаловался на пару "сходов" крупной рыбы, по его предположениям - язей.

Часов с семи вечера решили искать место для стоянки. Как обычно в таких случаях и бывает, подходящее место долго не попадалось. То берег был слишком крут, то весь заросший, так что не оставалось места для палатки, то место казалась слишком бесперспективным для рыбалки...

В общем, найти подходящую стоянку удалось только к восьми вечера. Приют нам дал симпатичный мысок на ненаселенном левобережье недалеко от деревни Березовка. Не смутило нас даже то, что правый берег выглядел довольно истоптанным, а поперек реки от мыса была натянута веревка, притопленная посредине грузиком. Надо сказать, что в дальнейшем такие веревки попадались нам довольно часто - местные жители привязывают к ним лодку во время рыбалки.

На-воде

Втащили вещи и лодки на довольно высокий берег, быстро поставили палатку и натаскали дров. Количество комаров было умеренным, но среди них попадалась невиданная нами ранее очень мелкая мошка. Почти невидимая тварь, меньше миллиметра размером, тем не менее, ухитрялась прокусывать кожу, вызывая зуд. Осталось только порадоваться, что и этих "зверей" оказалось немного.

На рыбалку времени уже не оставалось, это приятное мероприятие решили отложить до утра. Поужинали похлебкой из вареной картошки с тушенкой. На свежем воздухе даже это незамысловатое блюдо казалось необыкновенно вкусным. Испортить его не смогло даже то, что я уронил, снимая с костра, котелок, и большую часть своей порции собирал потом с травки.

Владислав Андрианов, г. Н. Новгород

Фото Дмитрия Соколова

Рыбалка круглый год № 6(92), 2006 г.