Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > По тонкому льду

По тонкому льду

206-10-1.jpg

После долгих и мучительных раздумий наконец-то показала свой норов зима. По голой бесснежной земле резко ударил мороз. Для разморенного теплой солнечной погодой организма неожиданная смена погоды явилась неприятным сюрпризом, но для истосковавшихся душ рыболовов - просто даром небес. В первый день декабря термометр отметил минус 17 градусов, во второй - 13, а на третий, оказавшийся у меня выходным, с утра было всего-то 6 чудесных градусов мороза.

Вестей никаких. Встали пруды или нет, неизвестно. А прогноз уже грозит возвращением тепла - вдруг, что и успело замерзнуть, растает? Решено, еду на разведку.

Самый-самый первый лед неизменно ассоциируется с окунем. Можно, конечно, попытать счастья на плотвиных или карасевых угодьях, но "полосатый друг" наиболее предсказуем и почти безотказен. А "пролететь" именно в перволедье ох как не хочется. Взвесив все "за" и "против", решаю посетить небольшой прудик Клещево. Жаль только, мотыля нет, ну, может, и опарышем обойдусь.

По еле притрушенной снежной крупой полевой дороге машина идет с резвым удовольствием. Даже на летней резине. Только каждая кочка отдает в кузов, а так вполне терпимо. Подъехал к пруду и разочарованно присвистнул: лед застеклил только укрытую пригорком половину акватории, а от середины и почти до самой дамбы дрожала рябью открытая вода.

Сомневаясь, достал из багажника пешню и пошел пробовать. Толщина льда, к удивлению, оказалась вполне приемлемой - под пять сантиметров, с одного удара и не пробьешь. Потихоньку, насколько это возможно для стокилограммового веса, иду к коряжкам. Проколупываю лунку и, размотав удочку, запускаю наживленную опарышем мормышку-"овсинку" с желтой коронкой. Активной проводкой проверяю все горизонты, но сильно высоко не поднимешь - ветер моментально выдувает леску колесом.

Послышался шум гребущих мерзлую землю колес, и возле моего автомобиля остановилась "десятка" хорошего знакомого. Он вылез из машины и всплеснул руками:

- Ты уже тут!? А чего в самой "холоше" уселся?

- Всегда здесь ловлю, - отвечаю.

- Ну, а я, пожалуй, у дамбы попробую.

- Там же льда нету!

- Найдем!

Только отъехал, у меня тут же и клюнуло. Окунек небольшой... да вовсе маленький, чего уж душой кривить, но в этом сезоне - первый! Вспоминаю, на какую проводку произошла поклевка, и повторяю востребованное сегодня ленивое шевеление мормышкой у самого дна. Пошло дело! "Полосатый" брал неохотно, без удара, только кивок вздрагивал, но, мгновенно застывая от морозного ветерка, и кучка на льду потихоньку увеличивалась. Я продолбил еще три лунки, нащупал самую уловистую и наслаждался самим процессом ни с чем не сравнимой тонкой зимней ловли.

Через полчаса знакомый подъехал снова, посетовал на отсутствие клева у чем-то его так манившей дамбы и на то, что малость провалился. Одна нога действительно была мокрой. Он уселся невдалеке, нашел-таки свою рыбу, но, поймав с десяток щуплых окуньков, объявил, что мелочь ловить не намерен и уехал.

Да, за такую рыбу родные спасибо не скажут, но я, зная, что экземпляры тут есть вполне приличные и пытаясь отсечь надоедливых "матросиков", достал "блеснилку". Обошел старые лунки, пробил пару новых, но даже на крохотную блесну не клевало вовсе. Видать, еще не обвыкся окунь под двухдневным льдом. Действительно, такие перепады - то тепло, то холодно...

По дороге домой я заскочил по пути еще на два прудика - просто, чтобы посмотреть на ледостав. На первом из них никого не было. Для пробы походил по слепленному мозаикой льду, потыкал его пешней, но разматывать удочки не стал. Слишком уж хрупко и ненадежно, да и вид окрестностей показался каким-то заброшенным и нежилым. Хотя последнее несколько опровергал устроенный бобрами лесоповал во впадающем ручейке. Зачем им понадобилась в овраге плотина, жаль не объяснят.

А на втором пруду двое рыбачков, отсидев без толку полтора часа, уже сматывали снасти, что тоже не вдохновило. Направился домой.

На следующий день неожиданно сильно потеплело. Закапало с крыш, размякла казавшаяся накануне абсолютно сухой земля. Ехать куда-то при плюсовой температуре на еще неокрепший лед посчитал неразумным и, проснувшись довольно поздно, настроился на домашние хлопоты. Однако унылое времяпрепровождение негаданным звонком перебил брат и уговорил всего за пару секунд. Снасти со вчерашней рыбалки лежали в машине, оставалось только одеться да достать из холодильника баночку с опарышами. Еще на всякий случай поддел вилами над червяковым питомником смерзшиеся листья и взял несколько потерявших летнюю бойкость навозников.

Подъезжаю к дому брата Андрея, а он уже из калитки выходит. Бросает вещи в багажник, и мы по взаимному согласию держим курс на Калиниченково, там всегда по первому льду карасик поклевывает. За разговорами время в пути проходит быстро, а мы еще и срезаем немалый крюк, измазав в грязи на скользкой грунтовке старательно вымытую перед морозами машинку.

206-10-2.jpgКажется, что на пруду льда совсем нет. От берега до берега искрится на мельком выглянувшем солнышке открытая гладь воды. Но прямо на воде сидят несколько рыбаков, и даже как-то утвердились две палатки. Лед-то, конечно, есть, только очень уж подозрительный. Только ступил на него, и тут же - "хрусть!", и из-под ног метнулась длинная трещина. Угадав среди экстремалов вчерашнего знакомого, не отрывая ног, иду к нему, а впереди бежит стрелка разлома.

- Стой, не подходи! - машет руками Петр, - вода из лунок поперла.

- Клюет-то хоть что? - спрашиваю.

- Да вот, мелочевка на живца, - и он демонстрирует изрядно наполненный полупрозрачный пакет, в котором угадываются карасики от половины ладошки и выше.

Отхожу в сторону, берусь за бур, а сзади доносится язвительное:

- Ну, хоть воду в лунки засосало!

Устанавливаю две удочки с леской 0,08 мм и одинаковыми грушевидными мормышками. На крючок одной из них нанизываю кусочек червя, на другую цепляю белого крупного опарыша. Сижу, поглядывая то на кивки, то по сторонам. Все потихоньку ловят, уже и расположившийся невдалеке брат обрыбился, а у меня все не клюет. Для привлечения внимания время от времени беру удочку в руку и постукиваю мормышкой по дну, поднимая облачка мути. Иногда это помогает. По крайней мере, делать что-то же надо!

И вот, наконец, лавсановый сторожок, кивнув пару раз, медленно, будто нехотя, разогнулся. Сонный карасик даже не трепыхается на крючке. Пока занимался со щедро покрытой густой слизью рыбешкой, клюнуло и на второй удочке. Среагировать мгновенно я, конечно, не успел, но флегматичный карась надежно засекся самостоятельно.

Солнце то теряется в туманной дымке, то, нащупав в ней брешь, просунет вдруг яркие лучи и греет ими все подряд. За двадцать минут сидения на полсантиметра опустился в лед ящик, а шнек брошенного ледобура погрузился как раз наполовину, до самой трубки. Не удержался мороз, припугнул только и сдал позиции.

Клевало хорошо, но не постоянно, а наскоками, видимо, в зависимости от того, как подходили новые стайки. Выхватишь подряд пять-шесть рыбок - перекур на несколько минут. Такая переменная активность меня вполне устраивала, давала время и передохнуть, и заменить истрепанную наживку. Заметил, что на червя ловилось почаще, чем на опарыша, но средний размер карасиков при этом был заметно скромнее. А на "бутерброд" - причем немного лучше, если сначала опарыш, а на кончике крючка кусочек червя, - клевало еще азартнее.

Брат проигнорировал предложенных мной червячков и ловил на манку-болтушку, заправленную в шприц. К концу рыбалки его улов, немалый, надо сказать, все-таки оказался почти вполовину меньше, но зато был веский довод похвалиться: прямо в лунке сошел неплохой карпик.

А под вечер размеренный клев перешел в настоящий жор. Оголодавший карась хватал любую наживку без разбора, не обращая внимания на ее состояние и оголенное острие крючка. Едва мормышка достигала дна - мгновенно следовала четкая поклевка.

Но, во-первых, слишком хорошо - это, как ни странно, уже не так и хорошо. Нет интриги, нет волнительного ожидания - надоедает. А, во-вторых, теплая испарина становилась все гуще, и, засидевшись, ехать в тумане ночью представлялось весьма сомнительным удовольствием.

Легкие на подъем, еще за час до полной темноты собрались и покатили домой. Два дня межсменных выходных прошли нескучно. Теперь на работу, а там, если вопреки прогнозам не растает тонкий лед, можно снова на рыбалку.

Александр Тищенко, Воронежская обл.

Фото автора