Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > По страницам рыбацкого дневника

По страницам рыбацкого дневника

241-7-1.jpgБольшую часть сезона ловли рыбы по открытой воде я провожу с поплавочной удочкой в компании знакомых рыболов. Каждый выезд коротко описываю в своем рыбацком дневнике и самое "прикольное" - восстанавливаю прошедшие выезды зимой, когда сибирская погода не позволяет заняться любимым увлечением. С помощью дневников обращаю внимание на небольшие детали, которые могу объяснить лишь со временем, а некоторые до сих пор остаются загадкой.

Карась


Лет двенадцать назад рыбачили мы в конце мая на одном из рыбных озер в Бурлинском районе Алтайского края. Мелкого карася практически не было, червем на крючке соблазнялись караси от двухсот граммов и выше. Попадались "лапти" под килограмм весом, но чаще других в садок отправлялись пятиперстные караси.

Захваченный активным клевом я не сразу заметил, как ко мне подошел пожилой рыболов, из неподалеку расположенного поселка, присел на траву и стал наблюдать за работающим "конвейером" по доставке рыбы из водоема в садок. Заинтересовала его странная техника лова: одна удочка, которая постоянно находилась в руке, обязательным атрибутом которой был крупный гусиный поплавок, встроенный в пробку, и идущие одна за другой поклевки. Естественно, новому знакомому я не стал раскрывать все секреты прикорма и ароматизатора, но о рыбалке поговорил с удовольствием.

В конце беседы рыболов задал мне простой, на первый взгляд, вопрос: "Встречал ли я по весне пятиперстных карасей с молоками?". Слегка удивившись ответил новому знакомому, что перевидел на своей жизни столько всяких карасей, что впору магазин открывать. Абориген моего юмора не понял, конкретно спросил и уточнил, что не крупных, не мелких, а именно пятиперстных. Пришлось честно признаться, что на такую мелочь не обращал внимания.

"А ты обрати, - продолжил рыболов. - Я всю жизнь ловлю карасей, а такого размера рыбешек с молоками не встречал. Эту головоломку дед мне загадал, а он был не нам чета рыболов. О нашей встрече я довольно быстро забыл, но в рыбацком дневнике того года отметил содержание разговора. Затем ради "спортивного интереса" решил опровергнуть теорию рыболова и обнаружить пятиперстного карася с молоками. Не поверите, до смешного доходит, заразил этой идеей своих друзей-единомышленников. Трехперстные караси с молоками встречаются регулярно, а, конкретно, пятиперстных, до сих пор не встречал.

Пескарь

Красивая и вкусная рыбешка пескарь. В маленьких равнинных реках Сибири было его столько, что пескари преобладали в улове над другими видами рыб. Это все было. За последние пять лет мне посчастливилось поймать на поплавочную удочку не более трех десятков этих рыбешек, так что о пескарях жареных в сметане остаются одни несбыточные желания.

Запомнилась единственная встреча и с "премудрым" пескарем. Рыбачили мы на Оби рядом с краевым центром выше железнодорожного моста. Паводок шел на спад, и крупная плотва жировала в еще затопленных водой прибрежных кустах. В прогалине между разросшегося тальника устроился рыболов, который, захватив довольно широкую линию берега, расставил по ней с десяток закидушек. Ловил доночнитк значительно хуже поплавочников, но надеялся на более крупную рыбу: леща или язя, а также стерлядь, которая по большой воде не отказывается от предложенного ей червя. После очередного разлившегося над рекой звона колокольчика рыболов вытянул из Оби очередной трофей, снял с крючка и внимательно рассматривал пойманную рыбу. Не находя подходящего определения, он обратился к соседям-рыболовам: "Мужики, похоже, я соменка поймал?"

В те годы сибирскую реку активно зарыбляли промысловыми видами рыб. Уже попадались на любительские снасти крупные лещи, рвали лески сазаны, хватали блесны судаки... и кто его знает, возможно, и сомов запускали. До сих пор ходят слухи, что там-то и там-то на Оби сома поймали, но мне за полвека целенаправленной рыбалки этой рыбы видеть не приходилось.

Пойманная рыба была небольшая, чуть более четырехсот граммов, с усами и темной спиной. Действительно, похоже на соменка, если его не разу его не видел. Через несколько минут опытными рыболовами вид рыбы был определен. Попавшаяся рыба не кто иной, как "премудрый" пескарь. С этим мнением согласились все. Кто-то из удильщиков дал дельный совет поучаствовать в конкурсе на рекордную рыбу года, но, видно, дальше разговоров дело не сдвинулось. Интересная встреча. Пусть и не мной был пойман рекордный пескарь, но в памяти остался на десятилетия.

Щука

В самом начале второго тысячелетия проводились на Алтае соревнования по ловле рыбы на поплавочную удочку. Городские соревнования было намного труднее выиграть, чем краевые, где в основном принимали участие рыболовы из поселков. От столицы Алтая допускались на первенство две команды, в одной из которых довелось выступать мне.

Водоем был выбран в Калманском районе, красивейшая старица Оби под названием Черная Курья. Под руководством главного судьи Виктора Савина все шло по графику. Разбили по линии берега десятиметровые секторы, обозначили зоны, было построение, поднятие флага и напутственная речь. Стоя в строю, обратил внимание на один из участков, окутанный водной растительностью, где открытая вода начиналась метрах в восьми от берега. "Кому-то достанется" - подумал я, и... по закону подлости, самый заросший участок достался мне. Ладно, не штаны проигрываем, буду ловить дальним забросом.

В секторе, разложив подготовленные удилища на подставки, все-таки решил начать ловлю на семиметровое удилище. Глубина в точке ловли около трех метров, и поплавок поднимал антенку в метре от травы.

Стартовая ракета взметнулась в летнее безоблачное небо, и шары прикорма полетели в воду. Сельчане на городских рыболовов-спортсменов смотрели с некоторым недоумением. Все-таки не по-хозяйски столько продуктов переводить, поросенку на два дня хватит, все больше пользы будет.

Соседи в зоне ловли попались у меня разговорчивые, задавали вопросы, интересовались новыми снастями и с нескрываемой завистью посматривали на мои спортивные удилища. Посматривали, как попавшаяся на крючок плотва, поднятая на поверхность, подтягивалась над травой по воде к горловине садка, и комментировали мои выверенные движения. Два часа конвейер по доставке рыбы с кормового стола на берег работал без сбоев. На третьем часу ловли начались другие "соревнования": или я успею плотву доставить к садку, или щуренок успеет перехватить ее на поверхности. "Цирк", иначе не скажешь. Раза четыре "шнурки" снимали серебристых рыбешек прямо в воздухе, раз десять атаковали мой улов из травы и в общей сложности "состригли" со снасти девять поводков из тонкой лески.

Если честно, впервые наблюдал такое скопление хищников этого вида на одном участке. Конечно, и раньше зубастые разбойницы снимали при вываживании рыбу с крючка, но массовой атаки, тем более на соревнованиях, видеть не приходилось. Наша команда краевые соревнования выиграла, но встречу со щурятами до сир пор вспоминаю.

Владимир Телельков, г. Барнаул